Барьеров у е-правительства много
Интервью с президентом Казахстанской Ассоциации IT-компаний Нурланом Исиным о ходе и проблемах реализации проекта электронного правительства.
Ведомственная разобщенность и равнодушие казахстанцев. По мнению президента Ассоциации
Возможно, вопросы эффективности использования бюджетных средств на
— Нурлан Курмангалиевич, как часто вы посещаете E.gov.kz?
— Почти не посещаю.
— Почему?
— Все зависит от наших информационных потребностей. Но лично для меня на данном этапе не нужны электронные услуги, предоставляемые на этом портале. Что касается информационных услуг, оказываемых министерствами, то здесь еще много проблем, требующих в первую очередь организационной работы. Вот сейчас мы пытаемся найти принятые Казахстаном стандарты, касающиеся информационной безопасности. И не можем найти такую информацию даже через сайт Министерства юстиции Республики Казахстан. А должно быть все просто: зашел на поисковик, нашел, скачал необходимую информацию. Да, можно запросить сведения в Агентстве по информатизации и связи Республики Казахстан или в Комитете по стандартизации. Но на это уйдет в лучшем случае несколько дней. Смысл «электронного правительства» именно в том, чтобы найти информацию, затратив на это, максимум, несколько минут. В современном мире быстрота поиска информации значит многое.
Госорганам еще многое предстоит сделать, чтобы сформировать и поддерживать контент, в котором нуждается население и бизнес-структуры. Редактированием, администрированием и наполнением контента на сайтах госорганов должны заниматься грамотные специалисты. К сожалению, такие сотрудники в штатных расписаниях госорганов не предусмотрены. В лучшем случае ведение сайта перепоручается в качестве дополнительных обязанностей
— Сегодня редкое министерство или агентство может похвастать действительно привлекательным
— Мало того, у нас нет бесплатного электронного доступа к принятым законам и изданным постановлениям правительства. Нам эта услуга предоставляется на платной основе, как частными структурами, так и госпредприятиями при министерствах. Это же вообще дурдом! Законы, нормативно-правовые акты всегда должны быть легко доступны в наше электронное время! А мы платим деньги за доступ к ним! Единственно — может быть, стандарты требуют оплаты, хотя и к ним можно было бы организовать бесплатный доступ.
— О проекте «электронное правительство» сегодня говорят много и часто…
— Инициатива создания «электронного правительства» достаточно своевременна, и мы здесь идем в фарватере аналогичных инициатив многих стран. Идея проекта — обеспечить прозрачность деятельности госорганов, ориентировать на предоставление услуг населению и бизнес-структурам. Это основная функция госучреждений — предоставить доступ населения к открытой информации, которая генерируется в министерствах и ведомствах, наладить диалог граждан и бизнесменов с правительством. Строительство необходимой инфраструктуры для переориентации госорганов — это работа не одного или нескольких лет, а достаточно длительный процесс, зависящий и от того, с чего начинается старт.
Первым этапом стала разработка и реализация госпрограммы формирования «электронного правительства» на период с 2005 по 2007 годы. На этом этапе планировалось в основном создание базовой инфраструктуры
— Какие?
— Прежде всего, это ведомственная разобщенность. Например, тематика, связанная с государственными базами данных (физических лиц, юридических лиц, адресный регистр, регистр недвижимости), реализовывалась как межведомственные системы, хотя это были ведомственные информационные системы. Это была ошибка планирования. Опыт показал, что в наших условиях эти системы лучше было реализовывать как ведомственные, то есть Министерством юстиции РК.
— Вы отметили, одна из целей проекта — диалог с населением.
— На сегодняшний момент действует
— Чего еще не хватает E.gov.kz?
— Упор нужно сделать на информационных системах госорганов. Да, создан
— Какие еще есть проблемы, и что можно ожидать в будущем?
— Не стоит и забывать, что на первом этапе многим госорганам недостаточно выделялось средств для реализации информационных систем. Более-менее стабильным финансирование стало начиная
— Ваша Ассоциация готовится к проведению первого съезда
— Глава государства объявил целый ряд задач, необходимых для повышения конкурентоспособности, индустриально-инновационного развития нашей страны. Задачи поставлены, но их реализация требует также ускоренного развития
Так же мы понимаем, что в информационный век нужно иметь хоть
Сегодня на казахстанский рынок входит много российских
— «Прописать» сайт в России гораздо проще, дешевле и выгодней, чем дома. Будут ли обсуждаться на съезде проблемы, возникающие в Казахстане при выборе хостинга для сайтов?
— Это уже проблема казахстанского сегмента интернета. С одной стороны, Казахстан имеет большую территорию и малую плотность населения. Этим обычно объясняют относительно высокие тарифы по доступу в интернет. В свою очередь, высокие тарифы породили цепную реакцию — все остальные вопросы и проблемы. Действительно, хостинг в России значительно дешевле. Сегодня «Казахтелеком» проводит работу по снижению тарифов. Это означает, что резервы у них есть и были. Однако более весомых шагов по либерализации отрасли телекоммуникации пока не наблюдается. Возможно, не все происходящие здесь процессы нам видны. Если вернуться к проблемам хостинга, то это не только проблема стоимости каналов связи. Такие услуги оказываются
— Руководство АИС то и дело призывает владельцев сайтов отказаться от хостинга за границей и вернуться на родину. Ваши комментарии?
— Если это подкреплено предложением соответствующего сервиса, то это хорошо. Но и в этом случае будет продолжать действовать сила привычки. Рынок перехватить не просто. Но обязать, чтобы все служебные электронные адреса хостились у нас, было бы неплохо.
Я пока не имею сведений о предоставлении такого удобного и бесплатного сервиса, которое наши пользователи получают из России. Видимо, пока это просто слова.
Комментарии