Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    Барьеров у е-правительства много

    Интервью с президентом Казахстанской Ассоциации IT-компаний Нурланом Исиным о ходе и проблемах реализации проекта электронного правительства.

    3 марта 2008 17:51, Жанар Сердалина, Мегаполис

    Ведомственная разобщенность и равнодушие казахстанцев. По мнению президента Ассоциации IT-компаний Казахстана Нурлана Исина, это две главные причины, объясняющие непопулярность веб-портала электронного правительства РК.

    Возможно, вопросы эффективности использования бюджетных средств на IT-проекты и госфинансирования казахстанского сегмента интернета будут обсуждены на первом съезде IT-компаний. Беспрецедентный форум пройдет в Астане 14 марта. По просьбе «Мегаполиса», президент «Казахстанской Ассоциации IT-компаний» Нурлан Исин не только рассказал о целях предстоящего форума, но и поделился, легко ли быть интернет-пользователем и IT-бизнесменом в Казахстане.

    — Нурлан Курмангалиевич, как часто вы посещаете E.gov.kz?

    — Почти не посещаю.

    — Почему?

    — Все зависит от наших информационных потребностей. Но лично для меня на данном этапе не нужны электронные услуги, предоставляемые на этом портале. Что касается информационных услуг, оказываемых министерствами, то здесь еще много проблем, требующих в первую очередь организационной работы. Вот сейчас мы пытаемся найти принятые Казахстаном стандарты, касающиеся информационной безопасности. И не можем найти такую информацию даже через сайт Министерства юстиции Республики Казахстан. А должно быть все просто: зашел на поисковик, нашел, скачал необходимую информацию. Да, можно запросить сведения в Агентстве по информатизации и связи Республики Казахстан или в Комитете по стандартизации. Но на это уйдет в лучшем случае несколько дней. Смысл «электронного правительства» именно в том, чтобы найти информацию, затратив на это, максимум, несколько минут. В современном мире быстрота поиска информации значит многое.

    Госорганам еще многое предстоит сделать, чтобы сформировать и поддерживать контент, в котором нуждается население и бизнес-структуры. Редактированием, администрированием и наполнением контента на сайтах госорганов должны заниматься грамотные специалисты. К сожалению, такие сотрудники в штатных расписаниях госорганов не предусмотрены. В лучшем случае ведение сайта перепоручается в качестве дополнительных обязанностей какому-то сотруднику, однако, это не основная его работа. Пора пересмотреть такие подходы в ходе проводимой административной реформы! Будем надеяться, что руководители министерств и ведомств это понимают и усиленно работают в этом направлении.

    — Сегодня редкое министерство или агентство может похвастать действительно привлекательным веб-имиджем.

    — Мало того, у нас нет бесплатного электронного доступа к принятым законам и изданным постановлениям правительства. Нам эта услуга предоставляется на платной основе, как частными структурами, так и госпредприятиями при министерствах. Это же вообще дурдом! Законы, нормативно-правовые акты всегда должны быть легко доступны в наше электронное время! А мы платим деньги за доступ к ним! Единственно — может быть, стандарты требуют оплаты, хотя и к ним можно было бы организовать бесплатный доступ.

    — О проекте «электронное правительство» сегодня говорят много и часто…

    — Инициатива создания «электронного правительства» достаточно своевременна, и мы здесь идем в фарватере аналогичных инициатив многих стран. Идея проекта — обеспечить прозрачность деятельности госорганов, ориентировать на предоставление услуг населению и бизнес-структурам. Это основная функция госучреждений — предоставить доступ населения к открытой информации, которая генерируется в министерствах и ведомствах, наладить диалог граждан и бизнесменов с правительством. Строительство необходимой инфраструктуры для переориентации госорганов — это работа не одного или нескольких лет, а достаточно длительный процесс, зависящий и от того, с чего начинается старт.

    Первым этапом стала разработка и реализация госпрограммы формирования «электронного правительства» на период с 2005 по 2007 годы. На этом этапе планировалось в основном создание базовой инфраструктуры е-правительства, хотя были поставлены задачи и по другим направлениям. Некоторые почему-то считали, что за эти три года в Казахстане будет сформировано реально работающее «электронное правительство», видимо, исходя из названия программы. Такая задача на эти три года и не ставилась! На пути реализации госпрограммы были и барьеры системного характера, мешавшие его продвижению.

    — Какие?

    — Прежде всего, это ведомственная разобщенность. Например, тематика, связанная с государственными базами данных (физических лиц, юридических лиц, адресный регистр, регистр недвижимости), реализовывалась как межведомственные системы, хотя это были ведомственные информационные системы. Это была ошибка планирования. Опыт показал, что в наших условиях эти системы лучше было реализовывать как ведомственные, то есть Министерством юстиции РК.

    — Вы отметили, одна из целей проекта — диалог с населением. По-вашему, он получился?

    — На сегодняшний момент действует веб-портал E.gov.kz. Этот портал доступен для посещений и оказывает уже определенные виды услуг. С недавних пор можно получать не только информационные услуги, но и ряд электронных документов, заверенных электронной цифровой подписью и электронной печатью. В основном от информационной системы Налогового комитета Министерства финансов. Промежуточная инфраструктура, можно сказать, уже есть, но до полного перечня электронных услуг еще далеко. С другой стороны, нужны потребители этих услуг. И здесь дело за активностью населения.

    — Чего еще не хватает E.gov.kz?

    — Упор нужно сделать на информационных системах госорганов. Да, создан веб-портал, есть шлюз, дающий возможность посетителям контактировать с теми или иными госорганами. В то же время многие госорганы не готовы к тому, чтобы оказывать электронные услуги казахстанцам, а это — основная задача очередного этапа строительства «электронного правительства».

    — Какие еще есть проблемы, и что можно ожидать в будущем?

    — Не стоит и забывать, что на первом этапе многим госорганам недостаточно выделялось средств для реализации информационных систем. Более-менее стабильным финансирование стало начиная где-то с 2006 года. Многие госорганы не имели и продолжают не иметь подразделений по информатизации. Формирование этих структур на базе людских ресурсов АО «Национальные информационные технологии» затянулось. Новый этап требует активности министерств. И от этого будет зависеть успешность реализации задач второго этапа формирования «электронного правительства».

    — Ваша Ассоциация готовится к проведению первого съезда IT-Предприятий Казахстана. Что даст съезд IT-бизнесу и рядовым интернет-пользователям?

    — Глава государства объявил целый ряд задач, необходимых для повышения конкурентоспособности, индустриально-инновационного развития нашей страны. Задачи поставлены, но их реализация требует также ускоренного развития IT-отрасли страны. В правительственных документах, имеющих отношение к информационным технологиям, IT-отрасль никто не видит. Ее просто не воспринимают как отрасль. В статистике IT-сферу почти всегда объединяют с таким понятием, как «связь». В то же время практика многих стран, где сделали ставку на развитие информационной индустрии, показывает: IT-сфера — самостоятельная отрасль, на нее выделяют из госбюджета необходимые средства, предоставляют льготы, инвестиции. К сожалению, ничего этого у нас нет. Это одна сторона.

    Так же мы понимаем, что в информационный век нужно иметь хоть какую-то часть своего производства, связанного с IT-отраслью. Ведь это связано уже с информационной безопасностью, иначе это приведет к полной зависимости страны от иностранных производителей не только компьютерного железа, но и программного обеспечения. Понятно, что «железо» выпускать мы не можем, в полном смысле этого слова. При этом следует отметить: сборка персональных компьютеров в принципе уже налажена. Но наладить, к примеру, выпуск прикладного программного обеспечения на своей территории нам по силам. Пока же основную часть приобретаем за рубежом. Это означает, что мы оставались и можем остаться в полной зависимости от зарубежных компаний. С точки зрения национальной безопасности это, наверное, не совсем правильно. То, что сумеем делать сами, — мы должны делать сами. Пусть на первых порах это будет не соответствовать мировым стандартам. Но мы должны вырастить своих грамотных профессионалов, которые в будущем обеспечат прорыв. Информационная инфраструктура управляется программным обеспечением. Пока же больший объем программного обеспечения не наш, не собственного производства. В любой момент что-то где-то случится — мы не сможем оказаться самодостаточными. Нужно развивать отечественные IT-компании. И в первую очередь софтверный сектор.

    Сегодня на казахстанский рынок входит много российских IT-компаний. Они создают здесь компании-резиденты. С одной стороны — это хорошо, есть возможность перенять опыт. Но должно быть государственное регулирование. Иначе своими ресурсами управлять будем не мы.

    — «Прописать» сайт в России гораздо проще, дешевле и выгодней, чем дома. Будут ли обсуждаться на съезде проблемы, возникающие в Казахстане при выборе хостинга для сайтов?

    — Это уже проблема казахстанского сегмента интернета. С одной стороны, Казахстан имеет большую территорию и малую плотность населения. Этим обычно объясняют относительно высокие тарифы по доступу в интернет. В свою очередь, высокие тарифы породили цепную реакцию — все остальные вопросы и проблемы. Действительно, хостинг в России значительно дешевле. Сегодня «Казахтелеком» проводит работу по снижению тарифов. Это означает, что резервы у них есть и были. Однако более весомых шагов по либерализации отрасли телекоммуникации пока не наблюдается. Возможно, не все происходящие здесь процессы нам видны. Если вернуться к проблемам хостинга, то это не только проблема стоимости каналов связи. Такие услуги оказываются IT-предприятиями. Некоторые аналитики утверждают, что рынок сам отрегулирует этот вопрос и что вмешательства не нужно. Многое здесь зависит от тарифной политики при взаимоотношениях между такими IT-предприятиями и провайдерами каналов связи. Здесь есть, что требует регулирования. В наших условиях, там где частным предприятиям на начальном этапе невыгодно, там нужны государственные инвестиции или государственно-частное партнерство в проекте программы развития IT-отрасли РК, которую мы хотим обсудить на съезде, мы отмечаем необходимость экономического толчка государством для некоторых информационных систем, связанных в том числе и с национальным сегментом интернета.

    — Руководство АИС то и дело призывает владельцев сайтов отказаться от хостинга за границей и вернуться на родину. Ваши комментарии?

    — Если это подкреплено предложением соответствующего сервиса, то это хорошо. Но и в этом случае будет продолжать действовать сила привычки. Рынок перехватить не просто. Но обязать, чтобы все служебные электронные адреса хостились у нас, было бы неплохо.

    Я пока не имею сведений о предоставлении такого удобного и бесплатного сервиса, которое наши пользователи получают из России. Видимо, пока это просто слова.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии