АИС требует лучшей связи. Близкий к насыщению рынок сотовой связи меняет приоритеты
Прогнозы развития сотовой связи в Казахстане в 2008 году.
По мнению ряда участников форума «Тенденции развития сотовой связи в 2008 г.», рынок сотовой связи во втором полугодии 2008 г. перейдет в фазу насыщения. Операторы предполагают, что борьба за абонентов в будущем будет вестись на рынке контент-услуг, в области внедрения новых технологий, а также в области качества. Однако по информации консалтингового агентства
Заместитель председателя Агентства по информатизации и связи (АИС) Аскар Бишигаев отметил, что отрасль информатизации и телекоммуникаций дает мультипликативный эффект на другие отрасли экономики. Ряд международных исследовательских институтов, таких, например, как ITU, проводят прямую корреляцию между ростом числа абонентов телефонной и сотовой связи и ростом ВВП страны. В развитых странах на увеличение плотности сотовых абонентов на 10% приходится рост ВВП в среднем на
По данным АИС, основанным на количестве
По словам А. Бишигаева, в течение прошлого года в рамках развития инфраструктуры, K’Cell и
Проблемной зоной в текущем году является распределение радиочастот. В этой связи А. Бишигаев отмечает следующее: «Мы давно говорим об освобождении новых частотных диапазонов, в частности диапазон 1800 для GSM уже освобожден. После решения Межведомственной государственной комиссии по радиочастотам уже в марте-апреле будет проведен конкурс по распределению рынка частотного спектра 1800». Сейчас весь мир переходит на формат 3G — уже сейчас понятно, отметил А. Бишигаев, что диапазон
В России частоты в основном закреплены за военно-силовыми структурами, поэтому российские частоты, как правило, нестандартные, в Казахстане же необходимо стандартизированное решение, которое позволит всем абонентам пользоваться 3G. Другой вопрос — условия стартовой цены этой услуги. «Мы не хотим повторения истории европейских стран, когда такие услуги начали пользоваться спросом только после 5 лет после огромных капиталовложений», — отметил зампред АИС. Благодаря 3G оживится рынок интернет-доступа, а это основная проблема, которую необходимо решать в ближайшие 2 года. Это повлечет за собой развитие рынка контент-услуг, который неминуемо должен развиваться при насыщении рынка.
Генеральный директор ТОО
О перспективах рынка дополнительных услуг в Казахстане, на который возлагают теперь такие большие надежды, рассказала Светлана Черненко, представитель консалтингового агентства
Основной проблемой во внедрении услуг, использующих мобильный контент, могут остаться высокие тарифы на доступ в интернет. Казахстан занимает лишь 11 место среди стран бывшего СНГ по уровню проникновения интернета. Это объясняется также низкой интернет-грамотностью абонентов. В целом же только 4,6% абонентов в Казахстане в 2007 году пользовались мобильным-контентом, в то время как на Украине эта цифра составляла
Иван Соловьев, управляющий директор контент-провайдера
Другой проблемой функционирования рынка сотовой связи является законодательная база. Первый заместитель генерального директора
Кроме того, по его словам, не озвучена сумма, необходимая фонду универсального обслуживания, критерии определения универсального оператора. «Любая выплата в бюджет для нас дополнительная нагрузка, которая скажется в дальнейшем на объеме наших инвестиций, — заявил Д. Оразалинов. — По нашему мнению, проект не принесет ощутимых изменений на рынке связи, и цели его будут не достигнуты. Есть ряд предложений от компании.
Аскар Бишигаев прокомментировал ситуацию, отметив, что, например, в России
Помимо ожидаемого расширения ассортиментного ряда услуг сотовой связи, на первое место должно выйти качество услуг. Директор Научно-консультационного центра Национальной телекоммуникационной ассоциации Евгений Малишевский четко поставил проблему стандартизации качества услуг сотовой связи. Вопрос, который он затронул, не очень приятен для операторов — потребители в Казахстане постоянно испытывают проблемы с качеством связи. Как отметил Е. Малишевский, есть объективные проблемы в вопросах качества связи, и они в первую очередь связаны с нормативно-правовой базой. Есть целый ряд законодательных актов, затрагивающих вопрос качества услуг связи, в том числе качества сотовой связи — это Гражданский кодекс, законы РК «О защите прав потребителей», «Обеспечения единиц измерения», «О связи», «О техническом регулировании», а также целый ряд подзаконных актов. Но если проанализировать стандарты в области телекоммуникаций, то выясняется, что нет стандартов сотовой связи, нормы составлены для оборудования средств телекоммуникаций, большинство из которых устарели, из 185 норм телекоммуникационного оборудования лишь 12 гармонизированы с международными стандартами. Отсутствуют радиостандарты, что осложняет работу по подтверждению качества предоставляемой сотовой связи. Более того, выбор услугодателем норм в соответствии с законом «О техническом регулировании», принятом в мае 2005 г., является добровольным. То есть сейчас проверка качества является добровольным делом самих производителей, и государство ранее обязательную стандартизацию качества отдало в руки компаний. В наших условиях АИС должно разработать и установить особый раздел технических стандартов, касающихся сотовой связи.
В свою очередь, Аскар Бишигаев отметил, что работа по выработке стандартов ведется, и в этом необходимо участие операторов связи, которые знакомы и с технологическими решениями в бизнесе, и по закону непосредственно сами отвечают за качество. Он также указал на то, что на левом берегу в Астане, где находится большинство административных зданий, плохая сотовая связь, и приходится подходить к окнам, чтобы услышать собеседника. Он попросил в будущем также улучшить качество связи в этом регионе.
Комментарии