Не до развлечений
Оценка рынка дополнительных услуг мобильной связи в Казахстане на конец 2007 года.
По данным ТОО
Связь для потребителей перестала быть чудом и перешла в разряд нормы. Если раньше места на рынке сотовой связи хватало всем, то теперь даже сравнительно небольшие ошибки в маркетинге и управлении, допускаемые порой оператором, будут иметь для нее весьма негативное значение. Еще одна существенная тенденция — абоненты говорят больше, но желают платить меньше, как следствие, тарифы на связь постоянно снижаются. Одновременно расширяется спектр услуг.
Если недавно оператору достаточно было обеспечивать передачу голоса и SMS, то теперь на сетях появляются дополнительные услуги, что не может не увеличивать нагрузку на персонал оператора, поскольку абонентов приходится обучать пользоваться новыми услугами. По мере внедрения неголосовых услуг (VAS) и роста количества абонентов увеличиваются требования к емкости и функциональности сети. Однако именно по этому параметру рынок мобильной связи в РК можно назвать слабым и несформировавшимся.
По оценкам
«Дополнительные услуги в их текущем виде — это скорее имиджевая составляющая, идущая «в нагрузку». Они присутствуют, а не работают в полную силу», — отметила аналитик агентства
Низкий уровень конкуренции создал защитные механизмы, позволяющие операторам сохранять относительно высокие доходы за счет одних из самых высоких на рынках СНГ тарифов, а голосовым сервисам — определяющую роль, считает аналитик. Кроме того, связь остается самой нелиберализированной отраслью, в результате операторы имеют существенные доходы. Средний ARPU (доход оператора, получаемый с одного абонента в месяц) в Казахстане равняется $9,7, тогда как в России этот показатель составляет $8,7, в Узбекистане — $6,4, в Украине — $2,5. У
«Одна из основных причин неразвитости рынка
«Ситуация вполне логична, поскольку в стране до 2007 года рынок был поделен между двумя основными игроками, что сдерживало развитие тарифных предложений. Отчеты Комитета по защите конкуренции о проверке деятельности сотовых операторов даже фиксировали факты достижения операторами уровня рентабельности, превышающего 100%. А поскольку операторы — структуры коммерческие, возможностей регулирования тарифов административным рычагом у государства практически не существует», — отметила
В 2008 году должен завершиться полный охват экономически активного городского населения и рост абонентских баз за счет села. Это угрожает снижением ARPU, так как счета селян на 90% формируются базовыми голосовыми сервисами.
Традиционным для зрелых рынков инструментом удержания ARPU является активное продвижение дополнительных неголосовых сервисов, особенно передачи данных и потребления «тяжелого» контента (музыка, видео и т.д.). Планы операторов по развертыванию
«Рынок
Комментарии