Тайна «металлического ящика»
Развитие рынка платежных терминалов сотовой связи в Казахстане.
Сравнительно новый для Казахстана рынок платежных терминалов обречен на галопирующий рост. Все больше казахстанцев предпочитают рассчитываться с сотовыми операторами через электронные системы, при этом предложение
Первый в стране терминал по приему наличных платежей был установлен в середине 2005 года в Алматы. А уже сегодня, по данным исполнительного директора процессинговой компании «Объединенная система моментальных платежей» (ОСМП) Владимира Кима, количество платежных терминалов в Казахстане перевалило за полторы тысячи. Почти половина из них — около 700 — функционируют в Алматы. Подтверждает эту информацию и Агентство интегрированных маркетинговых коммуникаций Alexander & Partners (A&P). В то же время рынок настолько молод, что точное количество терминалов определить пока трудно, по причине не только его постоянного роста, но и постоянного увеличения числа игроков.
Граница насыщения — за горизонтом
Стремительное распространение
Через один терминал в точке с умеренным потоком потенциальных клиентов (гипермаркет или торговый центр) ежедневно проходит около 40 тыс. тенге. Размер средней транзакции — 400 тенге. 95,3% от объема денег, пропущенных через терминалы, приходится на оплату услуг сотовой связи. По данным А&P, в августе 2007 года сумма транзакций через терминалы Алматы составила примерно 775 млн. тенге. Учитывая, что средняя комиссия процессинговых компаний равна 1,5%, можно подсчитать, что их месячный оборот в Алматы составляет около 11,6 млн. тенге.
По информации А&P, рынок растет примерно на 20% в месяц, и к концу года число терминалов в Алматы перешагнет за тысячную отметку. Такая динамика наблюдалась в летний период, и потенциал роста на ближайшие
Для сравнения: в России сегодня функционирует более миллиона терминалов. По оценке Национальной ассоциации участников рынка электронных платежей РФ, в 2007 году денежный поток через терминалы достигнет $7,3 млрд. Даже при коррекции масштабов рынков РК и РФ в соотношении 1:10 Казахстан на порядок отстает от соседей. Впрочем, эта разница будет постепенно сокращаться за счет ввода новых терминальных мощностей.
Факторы роста
Есть несколько причин, которые обеспечат рост рынка.
Еще одним фактором, обеспечивающим развитие терминального бизнеса, является постепенное расширение сервисной линейки за счет добавления в нее услуг по оплате коммунальных счетов, покупок через онлайн-магазины, погашению банковских кредитов. В частности, «Национальная платежная система» (НПС), по словам ее руководителя Олега Коверина, ведет переговоры с «Банком ЦентрКредит» о введении в терминал дополнительной опции по погашению кредитов банка. Есть и более креативные решения по привлечению новых клиентов: сейчас в Алматы действует 20 так называемых информационных киосков, где сети терминалов совмещены с системой электронного правительства. В таких киосках клиент может не только оплатить счета, но и получить информационную справку от различных госорганов.
Процессинговые компании с удовольствием привлекают к своему бизнесу дилеров, берущих на себя все затраты на установку терминала. Эти затраты составляют примерно $8 тыс. за 1 аппарат. Сюда входят цена самого терминала, стоимость программного обеспечения и годовая оплата за интернет, электроэнергию и аренду торговых площадей. Купив терминал, его владелец на свой страх и риск ищет перспективную точку подключения с достаточно высоким потоком потенциальных потребителей услуг. Причем дилером может быть и индивидуальный предприниматель.
Надо отметить, что для дилеров бизнес на терминалах максимально упрощен: все затраты на разработку софта, а также получение лицензии на осуществление платежных операций изначально берет на себя процессинговая компания. Она же вкладывается и в продвижение продукта — ищет новые ниши и разрабатывает маркетинг по привлечению клиентов. Помимо этого процессинговая компания дает дилеру гарантию на эксплуатацию автомата и предоставляет систему мониторинга работы терминала в онлайн-режиме. Через интернет владелец аппарата видит объем платежей и собственную маржу с транзакций. За эти возможности процессинговая компания снимает с каждого терминала
Бизнес на терминалах является взаимовыгодным для игроков. Процессинговая компания перекладывает все затраты на терминал на собственника и кроме этого имеет стабильный доход от каждого установленного автомата. Дилер взамен получает минимальный набор операционных рисков. По расчетам А&P, терминал, установленный в точке с умеренным потоком потенциальных клиентов, окупится в течение двух лет. В раскрученных высокодоходных точках автоматы окупаются быстрее, чем за год. Но индивидуальным предпринимателям вход туда фактически закрыт. Стоимость аренды площадей в торговых комплексах и бизнес-центрах могут потянуть только крупные брэндированные сети, утверждает
Техничный раздел
Высокой динамикой и хорошей перспективой роста рынок привлекает обильное количество игроков. По разным оценкам, в Казахстане сегодня работает около 10 процессинговых компаний. Однако говорить о конкуренции как таковой пока не приходится. Фактически половину рынка контролируют российские компании — это CyberPlat, ОСМП и «Моментальная оплата». Собственно, они открыли рынок в Казахстане и на сегодня пользуются негласным правом первопроходцев.
Текущий расклад на рынке имеет под собой не вполне естественные причины с позиции добросовестной конкуренции, считает Александр Колмаков, президент Казахстанской ассоциации платежных систем и электронного бизнеса. Дело в том, что сегодня процессинговые компании работают только с абонентами «Билайн» и «Далаком». Мобильный оператор «GSM Казахстан», имеющий более 6 млн. абонентов, а также недавно образованный «Мобайл Телеком-Сервис» с клиентской базой свыше 100 тыс. абонентов пока еще не вышли в сегмент моментальной оплаты своих услуг через терминалы. Между тем
Впрочем, по имеющейся информации, скоро GSM Kazakhstan выведет в формат терминалов оплату трафика абонентов K’Cell, и тогда количество потребителей автоматизированной платежной услуги должно как минимум удвоиться.
Комментарии