Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    Скорее NET, чем нет

    Казахстану понадобится 3 года для налаживания полноценной работы электронного правительства.

    22 декабря 2007 10:22, Евгения Михайлова, Литер
    Рубрики: Общество

    Казахстану понадобится 3 года для налаживания полноценной работы электронного правительства. Принимая во внимание опыт некоторых европейских стран в плане внедрения электронного правительства, Казахстан движется к достижению этой цели семимильными шагами. В той же Украине, где ИТ-сектор более развит, специалисты отводят срок для 100-процентного внедрения e-Government — 7–10 лет. Отечественные ИТ-специалисты обещают запустить полноценную систему уже через 3 года.

    Governet (Government net)

    «Е-готовое» общество должно отвечать нескольким основополагающим условиям: наличие инфраструктуры, обладающей высокой скоростью передачи данных, надежностью и доступными ценами; широкое распространение ИТ-сервисов в бизнесе; ориентация на потребности граждан и популяризация ИТ-грамотности среди всех слоев населения; конкурентная среда в телекоммуникационной сфере. Практически все эти пункты готовы к реализации в ближайшей перспективе, а некоторые уже находятся в завершающей стадии. В частности, одно из приоритетнейших мест здесь занимает безопасность транзакций (оплата в режиме он-лайн) и безопасность персональных данных на правительственных серверах.

    Позиция стран с развитой экономикой такова, что государственные службы должны пользоваться наилучшими и наиболее современными технологиями в области электронной почты, электронного документооборота и коммуникаций, которые не уступают технологиям корпоративного и частного сектора. Конечно, это требует значительных бюджетных затрат. Поэтому в сфере безопасности транзакций, и вообще национальной информационной безопасности, государство должно приложить максимум усилий и проявить максимум инициативы, чтобы по возможности меньшими средствами достичь наилучших результатов.

    Что это означает на практике? Прежде всего, ставку следует делать на национального производителя — оказывать содействие развитию отечественного ИТ-сектора, как в плане оборудования, так и программного обеспечения.

    Для достижения этой цели актуальны несколько принципиальных позиций. Одна из них — введение схемы льготного налогообложения и кредитования в отношении ИТ-компаний, компенсируемых льготным же обслуживанием государственных структур — разработкой по минимальным расценкам hardware и software, обновлением правительственной аппаратной и программной базы, предоставлением услуг сервисной поддержки на тех же условиях. Кроме того, что такая политика оказывает содействие экономическому развитию государства, это чрезвычайно увеличивает надежность всех систем электронного правительства. Ведь при программном и аппаратном обеспечении от общего производителя компьютерные вирусы, другие программы-взломщики, а также хакеры с одинаковой легкостью и с помощью одинаковых инструментов наносят ущерб правительственным ресурсам любой страны. Когда же используются возможности национального интеллектуального потенциала, найти в их продуктах щели для несанкционированного проникновения злоумышленнику, работающему обычно на наиболее распространенном универсальном оборудовании и с общепринятым программным обеспечением, значительно сложнее. Нельзя не отметить также и всяческое поощрение отечественных научных и производственных ИТ-компаний к дальнейшей разработке новейших высокотехнологических идей.

    Целям безопасности служит и создание правительственного интранета (электронные базы данных). Этот этап в Казахстане будет практически завершен к середине следующего года. Закрытая информационная сеть, физически отделенная от глобальной сети, максимально закрыта для злоумышленников и вирусов. Таким образом, затраты на интранет окупаются ее надежностью и безопасностью.

    Защита интересов гражданина и государства во время транзакций в глобальной сети еще более важна, поскольку происходит передача персональных данных, среди прочего (после введения электронной подписи и, соответственно, электронного банкинга) и номеров кредитных карт, и другой конфиденциальной информации. Обычным методом предупреждения преступлений является законодательное закрепление ответственности — административной или уголовной, а также внедрение аппаратных и программных средств для поиска преступников.

    С этой точки зрения все более насыщенным становится зарубежное, в частности европейское, законодательство. Казахстан вскоре будет председательствовать в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Логично, что, так или иначе, это отразится на оптимизации законодательства внутри страны, его гармонизации с европейским. Тем не менее, следует очень внимательно изучать предлагаемые правовые нормы и соотносить их с наработанными за последние годы технологиями защиты, персональной идентификации и ограничения доступа. Абсолютно верно, что новейшие технологии способны эффективнее противодействовать злоумышленникам, чем, скажем, такие законодательно закрепленные методы, как обязательный мониторинг информационных потоков, обязательная регистрация пользователей и лицензирование провайдеров, другие нормы, ограничивающие тем ли иным образом права граждан, бизнеса и организаций.

    Таким образом, электронное правительство — концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу, основывается на возможностях информационно-телекоммуникационных технологий и ценностях открытого гражданского общества. Характеризуется направленностью на потребности граждан, экономической эффективностью, открытостью для общественного контроля и инициативы. Включает он-лайновые сервисы для граждан и бизнеса на едином портале, электронный документооборот в правительственных и парламентских структурах, общую для разных правительственных структур базу данных для предотвращения дублирования информации и повторных затрат, часто — закрытую и специализированную. Среди технических средств, позволяющих достичь указанных целей: информационная сеть (интранет) для внутриправительственных транзакций, разветвленная информационно-телекоммуникационная инфраструктура, системы криптографии и прочие способы защиты информации (в том числе и персональных данных), такие как цифровая подпись, электронный ключ, смарт-карты, другие средства санкционирования доступа к информации и операций с ней.

    Электронное правительство тесно связано с такими компонентами информационного общества, как электронная коммерция, электронный бизнес, электронный банкинг, универсальный доступ, пожизненное образование, компьютеризация, компьютерная грамотность и т.п.

    Инициатива формирования и развития электронного правительства, как и других компонентов информационного общества, принадлежит трем секторам — государству, бизнесу и общественности. В Казахстане специфика экономического и общественно-политического развития предопределяет приоритетность позиции государства в процессах социальной трансформации на основе ИТ. В частности, к сфере ответственности правительственных структур принадлежит внедрение электронного правительства.

    Fintech (Finansion technology)

    Основным источником финансирования внедрения электронного правительства является государственный бюджет. К примеру, государственная программа по внедрению электронного правительства на 2008–2010 годы обойдется казахстанскому правительству в 16,5 млрд. тенге (137 млн. долларов). Сумма относительно небольшая в расчете на три года, сопоставимая со стоимостью, скажем, небольшого цементного завода. Конечно, дополнительное финансирование может поступать от отечественного и транснационального бизнеса, неправительственных учреждений и организаций, международных структур. Однако эти источники не прогнозируемы, а потому и рассчитывать на них особенно не приходится.

    Таким образом, наиболее эффективным, выгодным и безопасным является использование программного обеспечения, компьютерной техники и сетевого оборудования отечественного производства. Кадровый вопрос также должен решаться за счет отечественных специалистов.

    Информационная безопасность государства может достигаться за счет многих методов: законодательного установления ответственности для компьютерных преступников; поощрения пользователей к активному противодействию и предотвращению преступлений в Сети, создания специализированных органов по проблемам ИТ в правоохранительных структурах, возможно и специализированных судебных органов, спецподразделений служб безопасности; по возможности более широкого внедрения компьютерного образования и, среди прочего, основ программирования, сетевой этики. Соответствующие разделы законодательства должны отражать вопросы содействия развитию отечественного сектора ИТ и программного обеспечения; поощрения самоцензуры Сети через ограничение доступа нарушителей к отдельным ресурсам, устранения из Сети преступного контента; активного сотрудничества пользователей с администраторами порталов ради привлечения внимания к подозрительному контенту или участнику Сети, а тех, в свою очередь, при подтверждении подозрения, с соответствующими государственными органами и т.п.

    Тем не менее, согласно действующим европейским правовым нормам недопустимо вводить внешнюю цензуру в Сети, законодательно обязывать интернет-провайдеров использовать аппаратные или программные средства для мониторинга Сети, отслеживать пользователей, накапливать или получать без их согласия персональные данные. Также следует придерживаться принципа, что зарубежное, европейское, международное законодательство в области информационной безопасности должно оставаться для Казахстана лишь ориентиром, а не объектом для копирования. Обязательно нужно соотносить ситуации, реальные возможности, а также изменение обстоятельств и, соответственно, потребностей, которым должны удовлетворять соответствующие законодательные акты, с течением времени.

    Evolution (бизнес-реинжиниринг)

    Работа модулей G2B (взаимодействие власти и бизнеса) и G2C (правительства и граждан) — общепринятых понятий в структуре электронных правительств — подразумевает совершенствование или эволюцию форм и методов в реализации функций государственного управления.

    Электронное правительство, как мы уже говорили, начинается с бизнес-реинжиниринга деятельности государственных структур. Это расставляет на свои места роли каждого участника властных отношений: государственные органы становятся сервисами, обеспечивающими для граждан и бизнеса безопасные и комфортные условия жизнедеятельности при наименьших расходах. Основные же задачи сервисов «правительство — гражданину» и «правительство — бизнесу» (формулы G2C и G2В) в рамках реализации проекта электронного правительства можно определить следующим образом: преодоление бюрократии, внедрение в правительственных структурах ориентированности на граждан, высвобождение ресурсов, избавление от очередей, упрощение легализации частной инициативы в сфере бизнеса, активизация малого и среднего бизнеса в стране, оптимизация государственного менеджмента, удешевление ведения бизнеса путем внедрения телеработы и оцифровывания документооборота. Это далеко не полный перечень, тем не менее, из него ясна цель внедрения этих модулей электронного правительства: превратить сами государственные структуры в сервисы, призванные обеспечивать максимально комфортные условия для жизни и работы граждан, их самореализации, а также для ведения бизнесом максимально эффективной деятельности.

    Функционирование сервисов G2B и G2C означает, прежде всего, создание соответствующих сетевых ресурсов, на базе которых уже строятся собственно сервисы. Этот процесс в Казахстане не будет революционным, поскольку главной задачей является анализ зарубежного опыта уже работающих проектов электронного правительства и выделение из него компонентов, пригодных для применения в нашей стране. Мировой опыт — богатый источник идей, поскольку электронное правительство впервые появилось в Америке еще 1991 году, а в Европе получило распространение в начале нынешнего тысячелетия.

    Правительство информационной эры для граждан и бизнеса должно отвечать многим условиям, тем не менее, сегодня Казахстан реально способен обеспечить лишь часть функций. Скажем, сегмент G2C может обеспечить следующие услуги: поиск работы и электронную процедуру проверки профессионального соответствия; предоставление собственной оценки объема налоговых льгот; получение информации и консультаций относительно доходов; выдачу в онлайновом режиме информации и консультаций относительно здоровья; использование национальной сети обучения и т.д.  Соответственно, и сегмент G2B сможет предоставлять только ограниченное количество сервисов, в частности предоставление налоговой отчетности посредством электронных форм, заполнение регистрационных форм на НДС и его возвращение, подачу заявок на региональные гранты поддержки и получение оплаты от правительства за предоставленные товары и услуги.

    Кроме того, правительственный портал должен предоставлять гражданам и бизнесу легкий доступ к следующим информационным ресурсам: база данных по рынку работы, заполнение электронных бланков и форм, электронный обмен данными между правительством и гражданами, осуществление на сайте правительства (после появления соответствующих нормативно-правовых актов) платежей за услуги с помощью кредитных карт. В общем, сколько бы сервисов ни содержал правительственный портал, он должен отвечать нескольким основным требованиям: электронная инфраструктура каждой составной части электронного правительства должна создаваться на основе единых стандартов; правительственный портал должен быть единой точкой доступа ко всем услугам электронного правительства (что позволяет гражданам резко снизить затраты времени на выполнение стандартных операций). Главным критерием деятельности любого элемента электронного правительства должна быть ориентация на выгоды налогоплательщика. Правительство должно быть организовано так, чтобы люди не «охотились» на службы, действуя методом проб и ошибок.

    Е-cіtіzеn (электронный гражданин)

    Наличие всей информации и услуг на едином правительственном портале создает дополнительные выгоды для налогоплательщиков. Первая из них — отсутствие необходимости много раз заполнять разные формы с одними и теми же персональными данными. Будучи один раз внесенными в базу данных, они после этого автоматически появляются в полях формы каждый раз, когда пользователь вводит свой пароль и индивидуальный код (или авторизуется любым другим методом). Вторая — наличие единой точки доступа позволяет предоставлять налогоплательщику комплексную услугу, которая стимулирует пользователя быстрее переводить свои операции с правительством в онлайновую среду. Электронное правительство, таким образом, предопределяет появление «электронного гражданина» (е-cіtіzеn)  — гражданина, который осуществляет транзакции с правительством большей частью посредством сети.

    Возможности электронного правительства довольно широки, тем не менее, чтобы их реализовать, следует четко понимать цели его внедрения и причины. Из последнего вытекают еще несколько принципов организации электронного правительства. Так, сетевые правительственные сервисы должны прислушиваться к нуждам людей и включать их в решения, которые касаются того, как следует предоставлять услуги; чутко относиться к потребностям отдельных групп людей или бизнеса; отображать реальную жизнь людей; облегчать возможность направить жалобу и получить результат, когда дела ведутся неправильно.

    Одно из первых постановлений кабинета министров Казахстана было посвящено делам интернета, а именно: им установлен порядок публикации в сети интернет информации о деятельности органов исполнительной власти. Так, согласно установленному порядку, на сайте органа исполнительной власти уровня министерства или другого центрального органа должна размещаться следующая информация: наименование органа; основные задачи и нормативно-правовые основы деятельности; структура и руководство органа; фамилии, имена и отчества руководителей; местонахождение аппарата, правительственных органов госуправления в его составе, территориальных органов и соответствующих структурных подразделений местных госадминистраций (почтовые адреса, номера телефонов, факсы, адреса сайтов и электронной почты); основные функции структурных подразделений, а также ФИО, номера телефонов, адреса электронной почты их руководителей; нормативно-правовые акты по вопросам, которые находятся в компетенции органа; порядок регистрации, лицензирования отдельных видов деятельности в соответствующей области (образцы документов, расчетные счета для внесения необходимых платежей, размеры этих платежей и др.), образцы документов и других материалов, необходимых для обращения граждан к органу; расписание работы органа и часы приема руководства; названия предприятий, учреждений и организаций, находящихся в сфере управления органа, целевые программы в соответствующей отрасли; сведения о проведении закупок товара (работ, услуг) за государственные средства; государственные информационные ресурсы по вопросам, которые находятся в компетенции органа; текущие и запланированные мероприятия и события в соответствующей отрасли; сведения о существующих вакансиях. Пока все эти требования ни в коей мере не похожи на сервисы, хотя одну из основных функций — свободный доступ к информации все же выполняют.

    По этому поводу приведем выражение Эстер Дайсон, председателя международной организации, отвечающей за функционирование адресов интернета, — ICANN (госпожа Дайсон, которую участники рынка называют живой легендой интернета, входит в число 50 самых влиятельных людей в мире информационных технологий): «Создаваемые интернет-ресурсы государственных органов являются в большей мере информативными, нежели функциональными».

    Хотя госпожа Дайсон вела речь о Российской Федерации, этот вывод будет целиком верным и относительно Казахстана. Как ни досадно, в основном государственные интернет-ресурсы являются презентационными проектами — в худшем случае они представляют (хотя скорее — рекламируют) руководителя области (отрасли, иной административной единицы), в лучшем — саму область. И лишь несколько официальных сайтов областных акиматов можно с большей или меньшей достоверностью назвать бизнес-ресурсами, что все же лучше, чем презентация. Тем не менее, о четкой сервисной организации информационного ресурса, об ориентации на удобство и потребности именно обычного пользователя, обратившегося с определенным вопросом, который надеется решить с помощью электронной администрации, — об этом не может идти речи, к сожалению, ни в одном случае. Хотя и здесь нужно оговориться: этого не происходит пока.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии