Обзор развития розничных сетей на ИТ-рынке Казахстана.
Примеров удачного ритейла в Казахстане не так много, особенно в отрасли ИТ. Точнее, их можно пересчитать по пальцам.
На волне молниеносного успеха таких сетей, как «Технодом» и Sulpak, уже ставший хрестоматийным пример ритейла LogyCom выглядит вполне адекватно. Тем не менее, предмет ритейл-сетей следует рассматривать в трех направлениях: универсальный ритейл (классические представители: «Технодом», Sulpak), «чистый» ИТ-ритейл (классические представители: Alser Computers, Alsi, LogyCom), типичный «малогабаритный» ритейл класса «Евросеть» и DIXIS и т.д. Найти схожие вещи в исследуемых сетях непросто даже при всем желании. Классический ритейл, максимально приближенный к ИТ, к коим относятся сети Alser Computers, Alsi, LogyCom, дистанцируется от «чипсов» эпохи кремния, т.е. холодильников, посудомоечных машин, и DVD-плееров. Таким образом, чистый ритейл четко ограничивает круг потребителей, но отсекает, с другой стороны, неэффективные контакты с потребителями, которые стоят недешево. Кроме того, чистому ритейлу и ритейлу типа «Евросеть» не требуются большие площади для размещения экспонатов и образцов, резко снижаются расходы на персонал и эксплуатационные расходы. В условиях предполагаемого снижения покупательной способности это очень важно. В тоже время, чистый ритейл ограничивает вероятность продажи по принципу сопутствующих покупок. Смогут ли такие гиганты, как «Технодом» и Sulpak, потеснить чистый ритейл, сохранятся ли тенденции роста в краткосрочной перспективе — вот некоторые вопросы, на которые мы попытаемся найти ответ.
Существующие сети: «чистый» ритейл
Крупнейшая компьютерная ритейл-сеть в Казахстане — LogyCom — имеет на сегодня 53 магазина во всех региональных центрах. По оценке президента LogyCom Сергея Швалова, в 2006 году доля компании на рынке составила 14,6% (речь идет о рынке ПК и комплектующих), в 2006 году со стапеля компании сошло около 54 тыс. персональных компьютеров. Сама же компания обладает крупнейшей в стране профильной розничной сетью. LogyCom настолько уверена в своем будущем, что совсем недавно привлекла средства на строительство нового завода в СЭЗ «Парк Информационных Технологий» в поселке Алатау. Сам г-н Швалов прогнозирует не менее 10 лет беспроблемного роста для ИТ-отрасли в Казахстане и во всем Центрально-Азиатском регионе. Тем не менее, еще пару лет назад у LogyCom были определенные сложности, связанные с ассортиментом продукции, что может косвенно говорить о некоторых процессах, происходящих в недрах компании. Единственная компания, которая в состоянии конкурировать с LogyCom с точки зрения ретейл-сети, — это Alser Computers, которая имеет в своем портфеле 25 магазинов в различных городах Казахстана. Компания в меру агрессивна и в последние несколько лет добилась весьма высоких результатов в конкурентной борьбе. В частности, по данным IDC, в 1 квартале 2007 года Alser Computers стала лидером по поставкам ПК в Казахстане.
Тройку компаний-лидеров с точки зрения собственной ритейл-сети замыкает Alsi — одна из старейших компьютерных компаний Казахстана, к тому же, совсем недавно завершившая ребрэндинг с целью ассоциации названия компании с инновациями.
Нельзя сказать, что на этом ритейл-сети в Казахстане заканчиваются. Существуют небольшие сети, ограничивающиеся 2–5 точками продаж. Но дальнейшие перспективы их роста ограничиваются снижением прибыли в этом секторе благодаря увеличению конкуренции, высокими (более того, гипертрофированными) ценами на аренду торговых площадей и недвижимость, опасениями снижения роста экономики. Впрочем, это уже не опасения, а вполне реальные прогнозы: правительство уже подтвердило свой прогноз снижения роста ВПП в Казахстане. В целом под контролем чистого ритейла под брэндами названных компаний находится около 25% рынка ПК и комплектующих.
Существующие сети: универсальный ритейл
Вообще больших ритейлов в Казахстане три. Это вышеназыванные «Технодом» и Sulpak и «Планета Электроники», которая является чистым электронно-бытовым ритейлом. При этом необходимо отметить, что становление LogyCom как крупнейшей торговой сети в своей области — это заслуга симбиоза с «Планетой Электроники» (LogyCom имеет свои отделы во многих магазинах «Планеты Электроники»). Сеть «Технодом», которая на сегодняшний день насчитывает 14 магазинов, является первым в нашем списке примером смешанного ритейла. Деятельность Sulpak, второго и крупнейшего в списке универсальных ритейлов, в настоящее время связана с «Эльдорадо» — лидером по продаже электроники и бытовой техники в России и Восточной Европе. В свое время «Эльдорадо» купила 20% в компании Sulpak, после чего Sulpak расширила свою сеть до 46 магазинов в 21 крупнейших городах республики. Кстати, согласно данным Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой, компьютерной техники и сложных технических систем, по темпам роста рынок бытовой техники занимает первое место среди товаров народного потребления, а по объемам продаж и спросу — второе после авторынка. Косвенные оценки говорят о том, что в 2006 году объем казахстанского рынка бытовой техники и электроники оценивался примерно в 1,5 млрд. долл. Рост по сравнению с 2005 годом — 30%, ну а 2007 год подарит еще более интересные данные.
Возвращаясь к основной теме, необходимо отметить, что универсальные ритейл-сети — это своего рода проводники в области готовых ИТ-решений. Действительно, в отличие от чистого ритейла в рамках исследуемой темы, продавать видеокарту, жесткий диск или материнскую плату в подобной сети дело бесперспективное. Во-первых, мотивация посетителей таких сетей может быть совершенно другой. Во-вторых, размещение таких сложных комплектующих, не имеющих законченный вид, противоречит концепции законченного сейла, принятого в сетях подобного класса. В отличие от них, чистый ритейл готов к комплектующим и воспринимает их даже с любовью. Мало того, чистый ритейл, как это ни странно звучит, обратно совместим и гораздо более готов к тому, чтобы продавать товары на стыке ИТ и бытовой электроники. Например, компания Alser Computers, которая является представителем BenQ в Казахстане, активно продает ЖК ТВ этой компании и, мало того, заняла увесистую долю на этом рынке (по нашим оценкам, около 5–7%).
Существующие сети: малогабаритный ритейл
К типичным сетям подобного класса относятся «Евросеть» и DIXIS. И та и другая — результат экспансии российских сетей (существуют и отечественные представители данной категории ритейла, но их объемы очень незначительные). Сегодня эти сети ориентированы на компактные цифровые продукты: мобильные телефоны, смартфоны, коммуникаторы, аксессуары, цифровые камеры и т.д. Кроме того, в их магазинах можно пополнить баланс, купить скреч-карты пополнения баланса, доступа в интернет, интернет-телефонии и т.д. Порой магазины сети размещаются на площади не более 10 квадратных метров (часто даже на территории остановочных комплексов общественного транспорта) и имеют не более двух продавцов. Агрессивная политика «Евросети» в 2006 году в Казахстане сменилась сейчас полным молчанием отдела маркетинга, что связывается некоторыми экспертами с проблемами в России. Сейчас у «Евросети» несколько сотен салонов в Казахстане, а согласно информации на сайте компании, ежемесячно количество салонов увеличивается на 15–20 единиц. DIXIS, в отличие от «Евросети», развивался менее динамично, но вполне уверенно: недавно компания анонсировала открытие 100 магазина.
Сети малогабаритного класса оказываются менее всего приспособленными к продаже практически любых товаров, кроме, пожалуй, мобильных телефонов и прочей цифровой мелочи. И, конечно, менее всего такие сети приспособлены для продажи комплектующих, а также среднегабаритной и крупногабаритной техники.
Перспективы развития ритейл-сетей
Очевидно, что этап первоначального формирования сетей практически завершен. Второй этап, продемонстрированный на примере Sulpak, заключается в активном проникновении внешних сетей или инвесторов. На данный момент нет никакой информации о новых компаниях, которые заинтересованы в расширении своих сетей за счет рынка Казахстана. Причин тут несколько. Во-первых, многие западные сети обкатывают бизнес-модель постсоветского пространства на карте России. Во-вторых, упомянутые гипертрофированные цены на недвижимость, отсутствие свободной пригодной для строительства земли в Алматы — крупнейшем центре Казахстана — и высокая стоимость строительства отталкивает перспективных инвесторов. Именно поэтому усиление конкуренции на рынке универсального ритейла, а, тем более, ИТ-ритейла, в Казахстане маловероятно. Кроме того, ИТ-ритейл самый малопривлекательный с точки зрения инвестиций. Это позволяет, вероятно, сделать предположение о том, что в ближайшее время новых и громких имен на этом рынке не возникнет, а позиции лидеров будут только укрепляться, например, за счет регионов. Уже сейчас региональные сборщики персональных компьютеров во многих ситуациях не в состоянии конкурировать с упомянутым LogyCom или Alser Computers. Основополагающий фундамент производство-ритейл-сервис выгладит как законченная схема, но только для таких гигантов как LogyCom и Alser Computers. «Региональные рынки, — говорит один из представителей отечественного ИТ-ритейла, — растут за счет вытеснения мелких сборщиков с региональных конкурентных арен». С ним нельзя не согласиться, но с уточнением. Дело в том, что присутствие и доля крупных ИТ-ритейлов растет не только за счет вытеснения местных сборщиков: в этих регионах ИТ-ритейл поглощает существенную долю роста рынка. И если рынок, скажем, вырос на 10%, то крупному ИТ-ритейлу достанется 6%. Эти тенденции не новы: местным сборщикам следовало быть давно готовым к подобному развитию событий и искать новые конкурентные ниши, такие как, например, сборка эксклюзивных ПК и т.д.
В тоже время, ритейл класса «Технодома» и Sulpak способен создать серьезную конкуренцию в области готовых решений. Правда, тут есть особые нюансы. Этот ритейл ориентирован на готовые ИТ-решения. В подавляющем большинстве это продукция вендоров, таких, как Acer, Asus, Fujitsu-Siemens Computers, HP и т.д. В случае с «Технодомом», благодаря наличию в составе холдинга компьютерной компании «Технодом Сomputers», — это еще и ПК собственной сборки. В тоже время, представители чистого ритейла не склонны переоценивать влияние «универсального» конкурента. В частности, это отмечает Чаплин Вячеслав, директор компании Alser Trade: «Влияние универсальных сетей, — говорит он, — конечно, есть, но оно фокусируется только на определенных группах товаров — готовых решениях». Универсальный ритейл определенно способен оказать влияние и на малогабаритные сети, ведь идея «дискаунт» характерна как и для «Евросети» и DIXIS, так и для универсального ритейла. Именно поэтому, «гонка» «Евросети» за количеством салонов (а именно под этим знаком прошел прошлый год компании) может завершиться их оптимизацией. Во-вторых, снижение динамики роста абонентов мобильной связи в Казахстане будет сопровождаться снижением объемов продаж мобильных телефонов. В целом, бурный период роста для подобных сетей завершается. В тоже время, потенциал роста для универсальных сетей и сетей чистого ИТ-ритейла сохраняется. И, прежде, всего потому, что потенциал самого рынка далеко еще не исчерпан.
Комментарии