Мобильная связь в Казахстане. Будем расти?
Развитие рынка мобильной связи в Казахстане.
Последние годы мобильная связь в Казахстане была локомотивом всего телекома. В 2006 году, например, она обеспечила 45,9% всего объема доходов отрасли. Но способна ли она поддержать такие высокие темпы роста? Сейчас мнение некоторых экспертов склоняется к тому, что 2008 год будет сопровождаться существенным снижением темпов роста. Если, конечно, не произойдет
История мобильной связи в Казахстане началась в 1994 году. Именно тогда компания «Алтел» впервые предложила услуги аналогового стандарта AMPS: в стране появляются первые состоятельные владельцы громоздких, но, тем не менее, мобильных терминалов, а стоимость связи очень высока и на начальном этапе держится на уровне нескольких долларов за минуту исходящей связи. В 1998 году на рынке появляется первый оператор стандарта GSM — компания
В 1999 году на рынок выходит второй оператор
Особенность рынка мобильной связи Казахстана в том, что крупнейший телекоммуникационный оператор, контролируемый государством — «Казахтелеком» является крупным акционером ряда сотовых операторов — ему принадлежит 49% акций в GSM Kazakhstan, 100% в уставном капитале «Мобайл Телеком Сервис», 50% «Алтел», 54% Nursat. Таким образом, «Казахтелеком» участвует практически во всех мобильных операторах Казахстана. Большая игра большого оператора навязывает спокойные правила, прогнозируемую конкуренцию, при этом, характеризуется колоссальным финансовым и административным ресурсом. Весьма интересно, что «Казахтелеком» в 2006 году, согласно консолидированной финансовой отчетности компании по МСФО, получило чистую прибыль в сумме 35,259 млрд. тенге (около 293 млн. долл.) против 30,910 млрд. тенге (около 257 млн. долл.) в 2005 году. Для справки: чистая прибыль банковского сектора Казахстана в 2005 году составила 73,3 млрд. тенге (около 610 млн. долл.).
Сколько нас?
По разным актуальным оценкам, сегодня в Казахстане около 11 млн. абонентов мобильной связи. Учитывая, что популяция в стране составляет около 15 млн. жителей, понятно, что уровень проникновения приближается к заветным 100% (если точнее, то речь идет примерно о 80%). Вполне возможно, что ближайшие пару лет казахстанский сегмент мобильной связи в количественном показателе достигнет показателя России 2006 года с ее 101%. И уж наверняка Казахстан войдет в тройку (или поделит третье место с Республикой Беларусь) после России и Украины (уровень проникновения последней — 84% в 2006 году). Несмотря на такие хорошие реалии и перспективы, общую картину отрасли смазывают «мертвые души», практика владения двумя и более
Майки лидеров
К сожалению, более или менее достоверной актуальной информации о позициях компаний и их доле в общем пироге в реальном времени пока нет. Поэтому приходится оперировать данными 2006 года. По данным исследования «Развитие рынка сотовой связи в Казахстане»,
Консерватизм и цены
Многие аналитики связывают низкий уровень доходности в пересчете на одного абонента (APRU) со многими факторами. Но в тройке лидеров три из них: высокая цена на связь, недостаток интересных и оригинальных контентных услуг и отсутствие глубоких традиций мобильной связи. Действительно, цены на мобильную связь в Казахстане, особенно при выходе во внешнюю сеть (мир), навязывают неприятное ощущение
Непосвященному в дела мобильной связи легко спутать операторов — насколько в этом контексте они близки. Чего не скажешь про внутрисетевые цены, которые варьируются весьма сильно, от 2 тенге (0,017 долл.) за минуту разговора до 20 тенге (0,17 долл.). Фактор, конечно значимый, особенно на уровне формирования абонентской базы («Алтел» использовал, например, практику бесплатной связи внутри сети в момент формирования абонентской базы Dalacom). В конечном итоге, ценовой баланс — это сложный инструмент в котором участвуют все игроки рынка, и, на мой взгляд, именно этот баланс, скрепленный «Казахтелекомом» держит ценовую лодку мобильной связи на плаву. Впрочем, скорей всего, даже резкое снижение стоимости неспособно кардинально изменить ситуацию. И все дело в том, что в стране только формируются традиции использования мобильной связи.
Немаловажную роль во всем процессе играет отсутствие ярких и неординарных контентных идей у операторов. Тот флаг, который гордо несли участники контентной революции еще год назад, существенно пообтрепался, а сам рынок так и остался на уровне банальных картинок на грани фола, примитивных мобильных игр и реалтонов (кстати, тут и небольшая статистика предпочтений пользователей мобильной связи в Казахстане: исходящие звонки внутри сети — 90%; исходящие звонки на сети других сотовых операторов — 70,5%; исходящие звонки на фиксированные телефоны в городе, где находится респондент — 51%). В общем, преодолеть системный кризис контентных услуг можно только глобальными инвестициями со стороны мобильных операторов. Владельцы же контента предпочитают чистый бизнес, оставляя многомиллионные инвестиции операторам…
В итоге оптимизм в этом вопросе весьма сдержанный: цены на связь в краткосрочной перспективе не подлежат существенной ревизии, а рынок контента, конечно, хоть и будет расти, но не так, как хотелось бы его правообладателям.
Есть, куда расти?
Налицо снижение темпов роста телекоммуникационной отрасли. Прежде всего, потому что локомотив отрасли — мобильная связь выглядит перегретым. Собственно, и «Казахтелеком» предполагает, что в 2008 году его прибыль может снизиться на 4%
Есть и идеологическая основа таких кардинальных шагов — вхождение в число 50 наиболее конкурентоспособных стран, проекты по созданию электронного правительство и другие госпрограммы в области ИТ, которые без мощной базы пользователей будут провалены. Есть еще один фактор роста, который не следует сбрасывать со счетов — экспансия российских операторов. В частности, МТС и АФК «Система» неоднократно выражали заинтересованность в продвижении на рынок Казахстана. Существует мнение, что Mobile Telecom Service является наиболее вероятным объектом приобретения МТС. Мобильный контент — это последняя из предполагаемых точек роста, но самая слабая. Можно предположить, что 2007 и 2008 год — это годы активизации операторов в сектор «качество услуг», трансформация стратегии из количественных показателей в качественные (годы «первоначального накопления абонентов» для многих из них завершились). Намеки на рост ARPU — это только часть из них. Вероятно, самые смелые даже решатся на оптимизацию абонентской базы в надежде на разгрузку каналов, ширина которых — предмет давнего недовольства крупных операторов. Конечно, это, несомненно, может отразиться на общем улучшении качества обслуживания абонентов и формировании нового уровня ценностей мобильных абонентов. Весьма интересен и комментарий, который поступил от Нуркена Халыкбергена, представителя
Комментарии