Опасны ли, на ваш взгляд, высокотехнологичные устройства?
Мнения представителей телекоммуникационных компаний о вреде высокотехнологичных устройств.
Виктор Тейфель,
профессор
Сразу отмечу, что отнюдь не являюсь специалистом в области нанотехнологии, так что прошу прощения за высказываемое на этот счет мнение дилетанта. Но, вопрос задан, надо отвечать. Поэтому, попробую сначала просто вспомнить о том, что происходило во второй половине прошлого века. Тогда на смену «грубой» электронике — стеклянным и металлическим радиолампам, резисторам в палец толщиной и бумажным конденсаторам — пришла и стала бурно развиваться микроэлектроника. Происходила все большая миниатюризация как отдельных элементов (тех же резисторов и конденсаторов, не говоря уже о заменивших радиолампы транзисторах), так и целых блоков, превращенных в крохотные микросхемы. Многие из тех, кто сейчас работает на ноутбуках, легко вмещающихся в портфель или в дамскую сумочку, наверное, и не знают, что было прообразом этого, незаменимого в наше время персонального компьютера. А это была огромная ламповая электронно-вычислительная машина с памятью в единицы килобайт. Ее шкафы занимали несколько больших комнат или залов.
Вполне возможно, что даже нынешнее молодое поколение скоро будет смотреть на десктопы — настольные компьютеры, занимающие сейчас хоть и относительно скромное, но все же ощутимое место на рабочем столе, как на анахронизм. Примерно так же, как, обладая современным карманным и «навороченным» мобильником, мы уже с некоторым высокомерием смотрим на настольный или висящий на стене телефонный аппарат. И хотя периодически нам пытаются внушать, что мобильник вреден для здоровья, его очевидные преимущества в возможности оперативной связи кажутся нам гораздо важнее, чем его возможное воздействие на наш организм.
Темпы развития новых технологий таковы, что почти ежедневно в интернете появляются сообщения об открытиях или изобретениях, основанных на изучении микромира на уровне атомов и молекул. Собственно, нанотехнологии в некоторой степени уже входят и в наш быт, скажем, при создании современных солнечных батарей, да и не за горами такая миниатюризация компьютеров и повышение их производительности, которые пока нам и не снились. Много пишется о так называемых «нанотрубках» из углерода, позволяющих создать весьма прочные и легкие материалы для самых разных целей.
В перспективе же, может и не очень близкой, речь идет уже о работе с отдельными молекулами и даже атомами, что профану (автор имеет в виду себя!) даже трудно вообразить. Еще можно представить, как современный экспериментатор ухитряется разрезать пополам крошечную бактерию, едва различимую в обычный микроскоп. Но «Левша» будущего, собирающий молекулу из отдельных атомов и затем создающий некоего «наноробота», способного не только выполнять заданную программу действий, но и воспроизводить себя многократно — это пока кажется относящимся к области фантастики. А ведь об этом уже говорят всерьез. Экстраполяция же подобных идей и замыслов представляется отнюдь не безобидной. Ведь можно, как предсказывают некоторые «хорошо информированные оптимисты», добиться того, что процесс саморазмножения нанороботов в соединении с уничтожением всего остального в качестве сырья может захватить всю нашу планету, результатом чего будет просто некая «серая слизь». Видимо, нечто подобное изобразил С. Лем в своем известном романе «Солярис», написанном тогда, когда слово «нанотехнологии» еще не было произнесено.
Фантазии фантазиями, но прогресс науки, развитие научной мысли остановить невозможно. Мы убедились в этом на примере атомной энергетики, сочетающей в себе и благо, и зло, которое даже в мирное время может обратиться Чернобылем. Но при разумном применении, если не сбрасывать со счетов пресловутый «человеческий фактор», атомная энергия все же больше благо, особенно в перспективе использования термоядерных электростанций.
Несомненно, многое из того, что будет создано уже в текущем столетии, может быть тоже чревато катастрофами, вплоть до глобальных, при неразумном применении и при слишком прагматическом и меркантильном подходе к новым открытиям и новым технологиям. И нанотехнологии, круг применения которых уже сейчас представляется почти неограниченным, могут нести реальную опасность, оказавшись в руках какого-нибудь нового претендента на мировое господство. Другое дело, что для их разработки необходим весьма высокий уровень интеллекта, высокий уровень развития всей фундаментальной науки в государстве, которое берется своими силами развивать это важное направление. И будем надеяться, что разум человека все же останется превосходящим искусственный и не всегда управляемый разум будущих нанороботов, гарантируя их полезность и безопасность.
Дмитрий Кромской,
генеральный директор ТОО
Сегодня отечественная нанотехнология развивается медленнее, чем в США, Японии, Германии, Великобритании, Китае и ряде других государств, хотя в годы холодной войны были сделаны колоссальные наработки в данной области, не потерявшие своего значения до сих пор. При этом в Казахстане наблюдается резкий скачок к технологизации: высокотехнологичные аппараты и устройства окружили нас повсюду. Сегодня нанотехнологии применяются практически во всех отраслях промышленности, принося крупную прибыль мировым корпорациям.
Учитывая стратегию перехода Казахстана к инновационному развитию, следует отметить, что к внедрению новых технологий следует отнестись ответственно, причем, на правительственном и международном уровне. Мировые представители этой индустрии подчеркивают, что реальных оснований к беспокойству нет. Отечественный научно-технический потенциал не должен пропасть даром, и я считаю, что нанотехнологии еще сыграют свою роль в новейшей истории. Успешное развитие нанотехнологии в Казахстане даст нам шанс войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира, войдя на пьедестал с мировыми лидерами в научно-технической, экономической и политической сферах, решить территориальные и демографические проблемы.
Юрий Негодюк,
исполнительный директор ТОО «Евросеть Казахстан»
Я полагаю, что высокотехнологичные устройства приносят гораздо больше пользы и помощи. Однако для этого необходимо соблюдать, помимо всего прочего, две основные рекомендации.
К примеру, все знают, что использование каких-либо устройств во время управления автомобилем:
Уже на протяжении многих лет ученые спорят о том, насколько вредны те или иные устройства, но прогресс и экономические темпы роста заставляют нас все больше и больше прибегать к их помощи, независимо от тех выводов, которые делают ученые. Мы уже сейчас не можем представить себе наше существование без многих видов техники, которые до недавнего времени видели только в фантастических фильмах.
Наше резюме таково: высокотехнологичные устройства не опасны при соблюдении всех норм безопасности.
Евгений Владимиров,
глава регионального представительства Nokia CMO в Казахстане и Средней Азии
О влиянии высоких технологий на здоровье человека спорят с самого начала производства в этой сфере. В частности, о влиянии мобильных телефонов — с
На сегодняшний день в мире нет убедительных доказательств того, что серьезные заболевания являются следствием использования мобильных телефонов, а значит, — нет оснований для того, чтобы перестать пользоваться мобильной связью.
В этой связи стоит подчеркнуть, что вопросы безопасности, охраны здоровья и окружающей среды являются приоритетными для Nokia. На многих рынках мы превосходим требования местных регулирующих органов.
Nokia применяет директиву ЕС о запрете применения опасных веществ ко всему ассортименту продуктов во всем мире. Первый, полностью соответствующий требованиям RoHS, мобильный телефон Nokia 5140i был представлен в мае 2005 года, т.е. больше чем за год до вступления в силу данной директивы. Greenpeace в своих регулярных исследованиях отдает продукции Nokia первые строчки рейтингов самых «чистых» производителей в мире.
Комментарии