Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    Госзакупки с безупречной репутацией

    Становление системы электронных государственных закупок в Казахстане.

    8 июня 2007 11:12, Ольга Антонова, Digital Kazakhstan
    Рубрики: Общество

    Имела ли место быть за время существования вашей компании неприятная ситуация: прошел тендер, который вы могли бы выиграть, но вы не знали о его существовании? Или, может быть, у вас были все шансы получить заказ от государства, но… кто-то (не вы) дал взятку чиновнику и, опередив вас, заключил выгодную сделку с государством? В скором будущем подобного происходить не будет. Как утверждают эксперты, виртуальная коммерция ликвидирует дискриминацию неосведомленности заинтересованных лиц и, даже более того — нанесет системный удар по позициям коррупции.

    По порядку? — Хорошо! Что такое электронная коммерция? — Сегодня мы не только занимаемся поиском информации, скачиванием файлов, общаемся путем программ текстового, голосового и видеообщения, посещаем блог-системы и ведем он-лайн-дневники. Растет доля посетителей интернет-магазинов. Электронная коммерция — это продажа, покупка товара посредством информационных технологий, в основном, через интернет. Электронный сектор коммерции за последние годы завоевал устойчивые позиции и продолжает бурно расширяться. Еще в 2005 году объем мирового интернет-рынка B2B (business-to-business) достиг 3,5 триллиона долларов.

    Во всем мире люди сегодня осуществляют электронные покупки на многочисленных сайтах, покупают, оплачивают, получают товары, не выходя из дома. И хотя имеется мнение об отсутствии электронной коммерции в Казахстане, мы уже можем оспаривать подобные утверждения, приводя конкретные примеры его наличия. Потихоньку и эту нишу осваивает Казнет. Ходили раньше купцы с товарами за три моря, искали своих покупателей… Но ныне век двадцать первый, и покупатели ищут своих продавцов в сверхактуальной сегодня сети интернет… и быстрее находят! Я обещала примеры? Да не будет это рекламой. Основные интернет-магазины Казахстана: книги, фильмы, музыку и т.п.  можно приобрести на 123.kz, за бытовой техникой вводите Instore.kz, — мобильные? — Shop.euroset.kz . Немало и универсальных интернет-магазинов, например, Tiinka.kz (правда, милое название?). Казахстанцы уже даже что-то покупают в кредит, не выходя из дома. Обратите внимание все — kz. И хотя пока это небольшие торговые площади, есть она, электронная коммерция, в Казахстане!

    Горизонты е-торговли

    Самой главной предпосылкой к повышению потребительского спроса и, в частности, развитию е-коммерции, можно считать тот факт, что в последние годы наше с вами благосостояние ощутимо улучшилось. Среднемесячная заработная плата в стране за последние пять лет увеличилась вдвое! Активное формирование «среднего класса» в Алматы и Астане, развитие малого и среднего бизнеса и современные телекоммуникации все же формируют отличные предпосылки для успешного развития казахстанской электронной торговли.

    Конечно, оборот е-коммерции Казахстана пока трудно сравнить с российским или, тем более, западным. Но если учесть, что довольно скудная электронная торговля в России за совсем небольшое время выросла до довольно приличных объемов, то можно предположить, что благодаря мощному экономическому росту наши соотечественники в ближайшем будущем не будут отставать от российских пользователей «всемирной паутины» в деле приобретения товаров и услуг через интернет.

    Государство тоже хочет покупать и покупает через интернет. Впервые был поставлен вопрос о создании электронной системы закупок продукции для государственных нужд 26 октября 1993 года в Меморандуме президента США для глав исполнительных органов власти и Президентского Совета «Рационализация процесса закупок посредством электронной торговли». И в том же 1993 году президент Билл Клинтон подписал соответствующий указ о том, что все государственные закупки должны осуществляться через электронные торги. А уже со следующего 1994 года е-госзакупки в Штатах успешно развиваются, принося колоссальную экономию.

    Однако в целом по миру достигнутые результаты пока имеют весьма широкий разброс. Так, в Мексике в 2005 г. около пятидесяти процентов госзакупок полностью реализовано по электронным каналам, в Германии — лишь менее пяти процентов. Дальше других в области электронных конкурсных торгов для государственных нужд ушли АвстралияКанада, Мексика, Дания и уже упомянутые США.

    Говорят, е-госзакупки — это проще. Почему? Зачем? Чем лучше? Когда и как? И масса других подобных вопросов и ответов на них, услышанные мной от руководителя РГКП «Центр электронной коммерции» Комитета финансового контроля и госзакупок Министерства финансов РК Еркина Сулейменова есть в контенте этого материала. Приятного поиска!

    В три подхода

    Центр электронной коммерции отвечает за разработку казахстанской электронной системы государственных закупок. Вот уже несколько лет Центр решает, как организовать электронные закупки. По словам Еркина Рамазановича, в настоящее время ведется серьезная аналитическая, консалтинговая, методологическая работа, решаются вопросы по построению архитектуры и вообще реализации самой системы электронных государственных закупок:

    «Главное — хорошо знать мировой опыт в этой области, — подчеркивает Еркин Рамазанович. — А опыт этот в данном вопросе во всех странах очень похож. Под эгидой Всемирного банка идет сбор материалов, методик, мирового опыта внедрения электронных государственных закупок. Из информации, накопленной в материалах Всемирного банка видно, что в этой области достаточно много аналогий и пересечений во всех странах. Разрабатываемая нами система движется в русле международных методик проведения государственных закупок. Для технической реализации системы мы также используем новейшие достижения информационных технологий. Сверяемся с тем, что делается в мире. Во всяком случае, не отстаем в разработанной нами концепции от наиболее развитых систем, идем в ногу со временем».

    Что за рубежом

    Практически все развитые страны уже сделали определенные шаги в направлении перехода к электронным госзакупкам. В частности, извещения о проводимых конкурсах госзакупок и конкурсная документация сейчас, как правило, публикуются в интернете. В Австралии, например, уже воплощается в жизнь национальная стратегическая программа автоматизации всех технологических этапов проведения конкурса по поставкам товаров для государственных нужд. Для публикации информации о торгах издается специализированный электронный бюллетень, где каждый может бесплатно ознакомиться с полными комплектами конкурсной документации. На том же сайте организован прием от поставщиков электронных заявок на участие в конкурсе. Функционирует информационно-справочная система, ведется реестр поставщиков, публикуются в интернете законодательные и другие документы, касающиеся электронных торгов. Имеются средства электронного оформления, регистрации, сопровождения и оплаты контрактов.

    А у нас?

    — Еркин Рамазанович, на какой стадии сейчас становление нашей системы электронных государственных закупок?

    — Система уже прошла три этапа становления. В первой версии была реализована уже немного устаревшая клиент-серверная архитектура. Во второй версии мы реализовали систему, основанную на так называемом «толстом клиенте» с выходом в интернет. Но к этим электронным системам наши государственные органы не были готовы. При реализации предыдущих версий системы выяснилось, что возникает огромное количество проблем из-за отсутствия компьютеров, каналов интернет, подготовленного персонала и т.д.  Поэтому сегодня мы переходим на новую архитектуру — это чисто web-ориентированная система «тонкого клиента». Весь функционал этой системы для всех пользователей будет размещен на едином сервере. Все пользователи будут выходить на нее через обычный браузер в интернете, без установки каких-либо дополнительных программ. Это значительно облегчит вопросы инсталляции этих систем, обучения работы с ними и т.д.  То есть все процессы будут вестись дистанционно. И сейчас альтернативы такому подходу практически нет.

    Соседские покупки

    Поговорим о России… Уже в 2000 году российское электронное правительство содержало организационную структуру министерства, анкетные данные ведущих чиновников, готовящиеся и недавно изданные нормативно-правовые акты, выступления и поездки первых лиц и т.д.  В 2002 г. Была утверждена федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 годы)». В ней немало места отведено проблематике электронного правительства. Встречаются там и отдельные фразы, непосредственно касающиеся электронных торгов для государственных нужд: «Создание системы электронной торговли для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд позволит сэкономить от 20 до 40 процентов средств соответствующих бюджетов, выделяемых на подготовку и проведение торгов и организацию закупок».

    Первый крупный федеральный проект электронных государственных закупок стартовал весной 2001 года. По заданию Министерства промышленности, науки и технологий РФ к созданию отечественной системы электронных торгов для государственных нужд приступили три организации: Институт макроэкономических исследований Минэкономразвития России, Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации и Институт прикладной математики им. М. В. Келдыша РАН (ИПМ). В 2002 г. была принята программа «Электронная Россия», в рамках которой три министерства — Минпромнауки, Минэкономразвития и Минсвязи — объявили конкурсы на проведение работ по тематике электронных госзакупок.

    Система электронных госзакупок в России успешно функционирует уже несколько лет. В июле 2002 г. с ее помощью был проведен первый реальный конкурс: закупка компьютерной техники администрацией Серпухова. Несмотря на то, что в России доля госзакупок осуществляемых с помощью электронной торговли на сегодня не превышает одного процента, мы можем говорить о довольно больших объемах электронной государственной торговли РФ. И приводить в подтверждение тому цифры. Так уже в 2004 году объемы в B2G достигли $275 млн., B2B — $464,2 млн., а B2C — 615,4. В феврале 2006 г. Сайт Goszakupki.ru ежедневно посещали в среднем более 800 человек.

    Упор на интеграцию

    — Когда казахстанская система будет в действии?

    — Конечно, все задают вопрос о том, когда, наконец, эта система заработает. Республиканским государственным казенным предприятием «Центр электронной коммерции» разработаны модули планирования, мониторинга, проведения нескольких видов конкурсов, подведения итогов. Но чтобы система заработала Центру необходимо интегрироваться с другими государственными органами для получения сведений как о заказчиках (государственных организациях), так и о поставщиках (фирмах, которые будут принимать участие в тендерах на закупки услуг и товаров). Мы еще до 2004 года на разных уровнях поднимали вопросы интеграции межведомственных систем, но эта проблема решается не так быстро и не сразу. Почему?

    Во-первых, нам нужно получать достоверные сведения из государственных баз данных портала е-правительства (в которых уже существует информация обо всех субъектах и объектах государственных закупок), для чего Центру надо с ними интегрироваться в рамках еще строящейся Единой транспортной среды для государственных органов.

    Во-вторых, нам необходимо проверять легитимность поставщика. По закону мы должны иметь информацию об отсутствии у него задолженности перед бюджетом. Здесь нам не обойтись без интеграции с системами налогового комитета. В этом плане тоже ведется работа.

    В-третьих, есть еще один важный момент. В госзакупках речь часто идет об очень больших суммах и в определенных случаях необходимо сохранение строгой конфиденциальности. Для этого мы должны быть интегрированы с государственными удостоверяющими центрами.

    В настоящее время ведется работа над решением всех вышеназванных вопросов. Создаются межведомственные базы данных физических и юридических лиц, интеграционные платформы, для того, чтобы ведомства могли запрашивать необходимую информацию в любой базе данных. В процессе окончательного формирования все еще находится и сам удостоверяющий центр, с которым мы будем интегрироваться. Можно сказать, что у нас в Казахстане делается упор на создание предварительной интеграционной площадки как одной из главных составляющих всей создающейся системы электронных государственных закупок.

    Юридические уязвимости

    В системе электронных госзакупок самое слабое место — это юридические вопросы. В этом мы не одиноки: так, соседняя с нами Россия сегодня (в силу существующей правовой неопределенности и недостаточности регулирования е-торговли и, соответственно, е-госзакупок) зачастую не в состоянии преодолеть правовые препятствия, которые могут возникать в силу общепринятых положений национального законодательства или сложившейся судебной практики.

    Юридическая сфера электронной торговли очень широка, начиная от вопросов защиты прав личности, собственно вопросов купли-продажи, юридического статуса электронного документа и удостоверения его подлинности, и кончая вопросами страхования рисков, решения задач инжиниринга и т.д.  Например, в европейских странах (Дания, Италия, Люксембург и др.) действуют законодательные акты в области электронной коммерции, разработанные на базе «Типового закона об электронной коммерции», одобренного Генеральной ассамблеей ООН в 1997 году. Во многих странах, наряду с этим, приняты законы об электронной подписи (Италия, Германия и др.). В ряде стран действуют законы о защите персональных данных при электронном обмене информацией, например, в Германии, Великобритании, Франции. В Казахстане тоже принят ряд законов, предваривших появление е-коммерции (закон об электронной подписи и др.), но многие из них признаются отечественными экспертами уже недостаточными и устаревшими.

    По очерченной ситуации можно понять, что кроме налаживания интеграции с государственными базами данных, налоговым комитетом и удостоверяющим центром, предстоит еще осознать в полной мере и решить проблему комплексной законодательной поддержки продвигаемых на рынок новшеств информатизации.

    «Необходима тщательная проработка нормативно-правовой базы именно для электронных государственных закупок, — лицо Еркина Рамазановича вдруг приобретает озабоченный оттенок, а сам он после некоторого молчания добавляет: — Это очень уязвимое место. В настоящее время в парламенте ведется проработка нового закона о государственных закупках, но в нем не уделяется особое внимание электронным госзакупкам. Это требует серьезной проработки. Здесь очень много различных нюансов, которые требуют кропотливого изучения всех заинтересованных сторон: как нашего предприятия, так и других ведомств. Мы реализуем техническую сторону, можем дать рекомендации и по нормативно-правовым актам, но в любом случае до того как будет принята нормативно-правовая база для е-закупок, мы не можем запустить систему. Пока мы движемся со своей стороны и исходим, как я уже сказал, из международного опыта и из существующих законов о госзакупках. Когда будут приняты новые законы, нам придется перестраивать разработанную информационную систему под них. Но, в принципе, технических проблем в будущем мы не видим, все они решаемы. У нас в Казахстане есть ресурсы, специалисты, с помощью которых можно реализовать систему электронных государственных закупок».

    — Кто работает над созданием системы?

    — У нас в штате около 40 человек. Различные модули системы, ее предыдущие версии также выполнялись и субподрядными организациями. Надо признать, что ни одно подобное предприятие не способно самостоятельно выполнить весь объем работ, поэтому часть работ мы сами выполняем, особенно аналитическую, архитектурную, постановочную. Часть работ — чисто технические или по разработке определенных модулей мы до этого заказывали у субподрядных организаций. В основном ориентируемся на казахстанские предприятия. Потому что они в любом случае остаются здесь. Это работа на долгие годы. Нам нужно, чтобы специалисты всегда были рядом.

    Кто знает, может быть, отставание национального права в области «новой экономики» от европейских стандартов даст нам, перескочив этапы поиска собственного пути, уникальную возможность в ускоренном порядке совершить правовую реформу в сфере дальнейшей информатизации экономики? Своего рода шанс восполнить имеющиеся нормативные пустоты лучшими и адаптированными к отечественной реальности международными правовыми механизмами и реализовать идефикс прозрачных государственных закупок.

    С досье по жизни

    К созданию системы электронных госзакупок ведет не столько стремление внедрить новые технологии, сколько желание государства освободиться от пут коррупции. По сути, речь идет о серьезном ударе по коррупции: е-закупки призваны делать процесс госзакупок прозрачным. Они облегчат как работу госорганов, так и жизнь предприятий Казахстана, менеджеры которых легко найдут при желании интересующие их конкурсы и принять в них участие по абсолютно прозрачным схемам. Так, по словам Еркина Рамазановича, уже сегодня можно реализовать автоматический механизм ценовых предложений:

    — Если механизм конкурсов и тендеров сегодня все равно предусматривает работу конкурсной комиссии, то целый класс конкурсов по ценовым предложениям можно будет сделать в онлайновом автоматическом режиме. То есть победитель может сразу определяться в интернете по окончании срока принятия заявок. И, соответственно, это лишит чиновников возможностей вмешиваться в процесс и не оставит никаких возможностей для коррупции и злоупотребления властью. Ценовые предложения без участия человека — локальная электронная революция! Огромное количество тендеров, конкурсов будет проходить абсолютно бескоррупционно. Можно с уверенностью сказать, что только внедрение системы онлайновых ценовых предложений снизит коррупцию в казахстанских государственных органах до 40–60 процентов, здесь нужно только положительное волеизъявление полномочных представителей государства на применение этих технологий. А технически это новшество осуществимо даже в этом году.

    — Как будет выглядеть механизм работы он-лайновых ценовых предложений?

    — Внешне это будет все достаточно просто, похоже на то, как сегодня это делается. Заказчик будет вывешивать на сайте свои требования к поставляемой продукции, которые могут включать в себя и определенные качественные характеристики товара, гарантийное обслуживание и т.д.  Компании-участники со своей стороны вывешивают свою цену. Цены в определенное время (по истечении срока приема заявок) сравниваются, и в интернете просто появляется имя победителя.

    — Получается, все будет проходить автоматически, не будет никакого вмешательства человека?

    — Вмешательство человека потребуется только при подписании контракта, при проверке соответствия образцов реального товара и услуги требуемым качественным параметрам. Если товар (услуга) не соответствует этим параметрам, то заказчик запустит механизм наказания — либо штрафы, либо исключение из списка надежных поставщиков (возможно включение и в «черный список»). Не должно допускаться блефования.

    — Не может ли возникнуть опасность, чем-то похожая на телефонный терроризм? Есть ли какая-то застрахованность системы от того, что конкурс будет признан недействительным из-за участия в нем несуществующей компании, которая вывесила в интернете подходящие предложение?

    — Дело в том, что по телефону может любой человек позвонить, а в нашу систему конкурсов будут допускаться только легитимные компании. Удостоверяющий центр выдает идентификационные ключи, сертификаты. Без них компания не зайдет в систему. Удостоверяющий центр будет гарантировать, что это именно то юридическое лицо, за которое оно себя выдает. Центр государственных закупок будет интегрироваться с различными базами данных, сможет проверить легитимность поставщика разными способами. Задолженности перед бюджетом тоже будут проверяться автоматически. Будет и связь с налоговым комитетом. Для того чтобы попасть в наш список компаний, поставщик пройдет все необходимые формальности, зарегистрируется в налоговом комитете, где на него будет иметься досье.

    * * *

    Государственные закупки — дело очень серьезное и соответственно за безопасность работы системы электронных торгов будут отвечать серьезные организации. Но перед компаниями, что пройдут все формальности и получат право на участие в системе электронных государственных закупок, действительно откроются широкие горизонты. Например, даже уехав в другую страну, находясь, допустим, в Нью-Йорке, вы сможете принять участие в казахстанской государственной коммерческой сделке через интернет. Все, что для этого потребуется — тот самый электронный ключ, выданный вам удостоверяющим центром, который будет размещаться… нет, не в вашей памяти, а на специальном диске (бережно храните его, дабы не попасть по воле злоумышленника в «черный список» и не лишиться права на продажу государству вашей продукции).

    В государственных планах организация электронных госзакупок станет одной из базовых услуг е-правительства, являясь индикатором прогресса на пути к электронному государству. Исчерпывающая информация о проводимых конкурсах и об их результатах в интернете сделает этот сектор деятельности государства открытым для каждого казахстанца. Сама информационная система при этом будет построена так, что лицо, заинтересованное в итогах тендера, не сможет повлиять на его исход. Этому будут служить системы защиты: конфиденциальные электронные ключи, электронная подпись, выдачу которых будет производить удостоверяющий центр. К тому же электронные торги будут способствовать снижению коррупции и бюрократизма, поскольку сведется до минимума личное общение с чиновником.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии