Новые технологии и интернет в образовании
На примере освоения новых информационных технологий в Каргалинской средней школе-гимназии № 2.
Как уже не раз отмечалось, казахстанский интернет до сих пор не может выбраться из периода, когда определяющим часто (слишком часто) становится вклад энтузиастов. Без их решающего участия не было бы многого. Сегодняшний наш рассказ о делах в школе, находящейся в 50 километрах от Алматы, в поселке, некогда славном большим суконным комбинатом, а ныне относящимся к разряду депрессивных, где кризисные явления
(А. В. Колосов, редактор книги «История казахстанского интернета»)
Одно дело скачивать готовые рефераты, совсем другое — создавать их на основе местного материала в виде
Школа, о которой пойдет речь, в активном использовании интернет-технологий давно уже стала передовиком, далеко обойдя не только многие городские, но и элитные частные. При этом она не обладает никакими возможностями сверх обычных стандартных.
Особенно радует, что автор — не учитель информатики, а педагог, понявший и принявший технический прогресс. Когда «Казахстанская Федерация Интернета» готовила методическое пособие «Интернет в школе», в составе коллектива авторов присутствовали автор данной статьи и учитель информатики А. М. Нечухранный.
История освоения новых информационных технологий в Каргалинской средней школе-гимназии №2
В общем плане историю компьютеризации средней школы можно условно разбить на три этапа:
1. Середина
2. В
3. На настоящий момент большинство школ имеют и современные компьютеры (многие в достаточном количестве), и выход в интернет, и целые библиотеки программного обеспечения. Но здесь неожиданно стала расплываться роль самого предмета информатики и место кабинета информатики в школе. Сейчас все больше и больше в двери кабинета стучатся преподаватели физики, истории, биологии, географии для проведения своих уроков с использованием компьютеров или ученики для поиска информации в интернете, отправки электронной почты. Настало время осмысления и осознания роли информационных систем в жизни каждого человека и истинного места их в учебном процессе и школе в целом. Для этого необходимо рассмотреть и проанализировать накопленный за эти годы опыт. Сравнить этот опыт через пути, пройденные разными школами.
Хотелось бы поделиться опытом, накопленным и в нашей школе — Каргалинской средней школе-гимназии №2. Даже сам статус школы, то есть гимназии, во многом связан с тем, как мы внедряли в учебный процесс современные компьютеры. В 1999 году для школы наступила «новая эра» — в школу поступило шесть первых компьютеров Pentium II. В сравнении с прежними «БК — 0010» и «УК — НЦ» это действительно было началом новой эры.
В это время у нас в школе шел эксперимент по преподаванию информатики с первого и с пятого классов. Было взято по два класса — с казахским и русским языками обучения. Основной целью эксперимента было исследование возможностей использования компьютеров в развитии познавательных и творческих способностей учащихся. Конечно же «пришествие» новых технологий существенно расширяло возможности эксперимента. И не просто расширяло, а ставило на качественно новый уровень.
Директор школы — Акбауов Тулегатай Кожахметович — постоянно «пробивает» деньги на приобретение оборудования. Завучи школы — Гладченко Валентина Федоровна, Калжанова Гаухар Даутбаевна, Смагулова Анара Алимкуловна — начали работу по привлечению преподавателей самых различных предметов к использованию компьютеров на своих уроках.
Роль личности учителя в организации учебного процесса — вопрос хрестоматийный. Энтузиазм, любознательность и творческий подход преподавателя информатики сыграли свою роль. Александр Михайлович Нечухранный не ограничился содержанием только курса предмета информатики, но и занялся исследованием всех возможностей, которые заложены в современном компьютере для развития творческого потенциала учащихся.
В качестве основных направлений были взяты:
— Использование возможностей современных компьютеров в преподавании других предметов.
— Знакомство учащихся с современными системами программирования и самостоятельное составление программ для использования на уроках.
В первый же месяц на базе кабинета информатики были проведены уроки учителем русского языка Башаровой К. К. и учителем физики Гладченко В. Ф. Их результаты позволили утвердиться в правильности выбранного направления. В кабинет информатики сразу же «запросились» преподаватели географии, истории и других предметов.
Вокруг преподавателя информатики стала собираться группа творчески мыслящих ребят, которые начали изучать языки программирования Turbo Pascal, Visual Basic. Ученики стали самостоятельно составлять тестирующие и учебные программы. Особо следует отметить программу «Полиглот», написанную ученицами Успановой Айгуль и Блиновой Ксенией, отмеченную дипломом на областной научно-практической конференции «Дарын»; программу для изучения казахской литературы в русских классах, написанную Шомановой Зариной и занявшую на Республиканском конкурсе четвертое место.
В 2000 году Александр Михайлович на курсах повышения квалификации учителей впервые познакомился с возможностями использования интернета в школе. Это было еще одним откровением. Больше всего его поразило не многообразие информационных ресурсов сети, а то, что можно самим создавать странички, сайты. В то время в нашем поселке еще не было возможности выхода в сеть.
Но для творческой работы это было и не обязательным. Александр Михайлович вместе с учениками засели за изучение языка
Например, на страницах этого вестника можно было узнать о юной художнице Юли Бесединой или о работе ансамбля «Веселинка», работающего под руководством учителя начальных классов Буханцевой Р. Н. Особое место занимают странички о краеведении. Учениками Гладченко Максимом, Брянцевым Юрием, Рысбек Чингизом были созданы сайты об интересных природных и исторических достопримечательностях нашего района. Постепенно кружок юных
Сайт школы органически влился в интернет-ресурсы казахстанской части всемирной сети. На многие работы учеников и учителей были получены самые благоприятные отклики. Приятно было совершенно случайно наткнуться на страничку о преподавании русского языка, созданную учителем Башаровой Камилой Куанышбаевной, помещенную, например, на сайте www.rusedu.info. Постепенно отдельной жизнью зажили в сети сайт о краеведении нашего района — www.iskatel.os.kz и сайт самой студии «Искатель» — www.iskatel.kic.kz.
За прошедшие годы студийцы не раз участвовали в различных дистанционных олимпиадах и конкурсах. Завоевано множество дипломов на конкурсах «Виртуальные миры 2004», «Виртуальные миры 2005» и «Мир без границ», организованные на базе «Детского Интернет Центра» под руководством Александра Петровича Никульшина. Итогом творческой работы Александра Михайловича и других его коллег стали победы его учеников в 2005 году. Гладченко Максим, выпускник 11 класса, удостоился сразу целой серии наград в олимпиадах по информатике: первое место в области, второе место в Республике, Золотая Медаль на Международной Олимпиаде. Сайт о Музее Боевой Славы школы, созданный Гутовым Вячеславом, Балтабаевой Диной и Омурзаковой Эльзаной, был отмечен особым дипломом конкурса «Мир без границ».
В этом учебном году школа получила мультимедийный кабинет, который по замыслу предназначен для проведения уроков учителями-предметниками. Это то, что мы уже давно ждали, так как в кабинете информатики уже стало просто тесно. В плане проведения уроков с использованием новых технологий у нас уже есть свои определенные наработки.
Например, мне, как учителю биологии, уже два года постоянно проводящему уроки с использованием электронных учебников и ресурсов интернета, есть что сказать тем, кто впервые берется за это дело. Каждый учитель задумывается над тем, как сделать свою работу более эффективной, как ее обновить, усовершенствовать. Желание опробовать
Цель личностно-ориентированного обучения — создание условий для позитивного развития способностей учащегося, его самореализации. Самореализация может быть осуществлена только в результате включения в активную деятельность. Работая в
1. В начале я показываю демонстрационный файл, в котором содержится аудиотекст, касающийся изучаемой темы.
2. Затем учащиеся кратко записывают ключевые моменты из услышанного, и самостоятельно делают выводы.
3. После этого учащиеся садятся за компьютеры, перед ними лежат вопросы по заданной теме, им необходимо просматривая электронный учебник, найти ответы на предлагаемые вопросы и записать их в тетрадь.
4. По окончании работы в качестве закрепления им предлагается тестовая программа на компьютере.
Преимущества использования электронного учебника в том, что:
— Весь материал показан разнообразно — если в учебнике помещен только текст и рисунки, то в электронном учебнике есть и видеофрагменты, диаграммы, аудиотекст. Все это активизирует мыслительные процессы и память учащихся, развивает творческое воображение и повышает интерес к предмету.
— В полной мере использован принцип наглядности
— Все показано в разрезе, с подробными указаниями и надписями.
— Хорошо даны тестовые вопросы — ученик тут же может ответить и проверить свои знания.
— Текст написан кратко и просто, ключевые моменты выделены цветом, это активизирует правое полушарие и позволяет легче усвоить тему.
— Кроме этого для лучшего запоминания видеофрагмент можно повторить и прослушать несколько раз.
При проведении таких уроков я заметила, что ученикам очень интересно работать с электронным учебником, они с удовольствием читают текст, рассматривают картинки, бурно обсуждают просмотренный видеофрагмент. Также легко находят ответы на вопросы, так как они даны в простой, доступной форме. Они относятся к этому как к игре, со своими правилами, и при этом понимают, что несоблюдение этих правил не даст возможность пройти этот тур, т.е. понять заданную тему. Именно такое «легкое» отношение психологически раскрепощает ученика, позволяет раскрыть свой творческий потенциал, развивает интеллект.
Обилие информации в разном виде активизирует мыслительную деятельность учащихся, так как плотность урока чрезвычайно высока, у них складывается ощущение быстротечности урока и одновременно нет чувства усталости. На таком уроке не скучно, потому что нет монотонности изложения материала, черно-белого оформления, все дается в интерактивной форме, красочно, ярко, доступно и привлекательно.
Также сами тесты представлены в разнообразной форме, нужно не просто отметить вариант ответа, а вставить его в определенную таблицу (форму), провести линии, соединяющие разные термины и т.д. И что самое главное, здесь же даются правильные ответы, просмотр которых позволяет ученику понять и запомнить верные решения.
При ведении такого урока меняется роль учителя, он становится другом, советчиком. Некоторые вопросы обсуждаются с учащимися «на равных», выдвигаются различные предположения, так как работа идет интерактивно и всегда можно обратиться к электронному учебнику для подтверждения своей версии.
Также у учащихся закрепляются навыки работы на компьютере, они хорошо и быстро ориентируются в электронных учебниках, с интересом отвечают на тестовые вопросы, это формирует способность учащихся к самообучению, самообразованию, самоорганизации и самореализации.
На своих уроках, кроме электронных учебников, я также использую интернет. Так, например, я провела виртуальную экскурсию по теме «Млекопитающие» с использованием интернет-ресурсов. Для этого предварительно с помощью поисковой системы Google (www.google.com) был найден сайт www.floranimal.ru. Он содержит обширнейший материал о животных. Затем в странички этого сайта были внесены следующие изменения:
1. Из всего многообразия представителей отрядов млекопитающих были выбраны те, которые указаны в школьном учебнике.
2. Далее в текст страничек были внесены фрагменты из школьного учебника, описывающие характерные признаки животных, относящихся к разным отрядам млекопитающих, для того чтобы учащиеся смогли, прочитав страничку, выбрать нужное животное.
3. Все измененные странички были помещены в отдельную папку, которая располагалась на Рабочем столе всех компьютеров.
В ходе урока учащиеся читают различные странички данного сайта и заполняют карточки, вписывая в них всех найденных животных указанного отряда.
Эта виртуальная экскурсия значительно расширила знания учащихся о животных, способствовала развитию навыков работы с интернет-ресурсами, закрепила навыки групповой и индивидуальной работы.
Таким же образом мной был проведен урок по теме «Клетка — структурная и функциональная единица организма». На различных этапах этого урока использовался материал целого сайта, расположенного по адресу: http://schools.techno.ru/doog/bio_kletka/ (весь сайт был предварительно скачан).
Важным этапом работы я считаю диагностику. В начале учебного года я определяю уровень обучаемости учеников. Затем в течение учебного года по итогам проверочных работ сравниваю уровень обученности с начальным. Это позволило мне прийти к выводу, что модульная технология с использованием электронных учебников и интернета значительно повышает качество знаний учащихся, поднимает общий уровень развития, расширяет кругозор, стимулирует любознательность.
Прошло пять лет — много это или мало? Если посмотреть на этот срок сквозь призму произошедших за это время событий, то видно, что это очень маленький срок, но значительно выросли темпы жизни, темпы внедрения в жизнь всего нового. Учителям, которым предстоит претворять в жизнь новые проекты, можно пожелать только одного: чтобы они не старались просто копировать
Комментарии