Понятия о неравенстве
Анализ положения телекоммуникационного рынка Казахстана на сегодняшний день.
Телекоммуникационный сектор можно представить в виде математического неравенства — с одной стороны, прослеживается очень большой интерес государства, с другой — активны независимые компании. «Выражение» в левой части неравенства, где одно из слагаемых — «Казахтелеком», вполне довольно стоящим знаком «больше» в его пользу. По оценкам, около 80% всего рынка телекоммуникационных услуг приходится на данную компанию и ее дочерние структуры. «Выражение» в правой части, где слагаемые — большое количество операторов и провайдеров пытается найти ответ на вопрос: неравенство ошибочно
Условия задачи
Телекоммуникационный рынок сегодня обладает вполне законченной структурой. Расположение на нем большого количества мелких провайдеров, средних компаний и одного суперхолдинга создает адекватную этому расположению конкуренцию. На сегодня работают операторы связи, имеющие большие финансовые возможности и прокладывающие высокотехнологичные магистральные сети; другие, с возможностями поскромнее, строят фрагментированные мультисервисные сети; третьи — арендуют каналы связи у первых двух.
Старт активному росту дан 3 года назад, когда была пересмотрена отраслевая законодательная база и принята программа развития. Однако на светлом пути либерализации появились темные пятна нерешенных проблем, которые оставляют долю отрасли на неприемлемых 1,8% в структуре ВВП. Четкое представление в каком направлении двигаться есть, однако окончательных сроков и способов демонополизации нет. Вдобавок намеченные реформы реализуются не в полной мере. Но все по порядку.
Развитие телекоммуникационного рынка условно можно разделить на 2 периода:
1. Отрасль до активного роста экономики, принятия программы развития и начала либерализации, т.е. до 2004 года. При этом, рынок телекоммуникационных услуг развивался без особых потрясений. Исторически сложилось, что у обычных потребителей практически не было выбора поставщика базовых услуг — все работали с «Казахтелекомом», который имел эксклюзивное право на абонирование. Вместе с тем компании нефтяного и транспортного секторов, унаследовав телекоммуникационные активы (Kaztranscom, «Транстелеком»), интенсивно развиваются и некоторые из них отделяются от материнской компании. Тем не менее, их влияние на массовый сегмент незначительно.
2. С принятием отраслевой программы развития и закона «О связи» обозначаются цели и происходит пересмотр всей отрасли. Создается Агентство РК по информатизации и связи. Наблюдается бурный рост отрасли и объемов инвестиций. Однако при большой инвестиционной активности отрасли расстановка сил практически не изменяется, т.к. под натиском монополистов конкуренция развивается медленно. Но как оптимистично замечает коммерческий директор АО «Нурсат» Еркен Унгаров, «сложившиеся темпы роста инвестиций в отрасль составляют в среднем от 25% до 52% от дохода, что свидетельствует об увеличении инвестиционной привлекательности отрасли и росте спроса на телекоммуникационные услуги со стороны корпоративного сектора». Но, несмотря на возрастающий интерес зарубежных инвесторов в Казахстане, в структуре капитальных вложений основным источником финансирования инвестиций остаются собственные средства компаний. Причина тому — законодательные ограничения присутствия иностранных игроков. Вместе с тем в телекоме Азербайджана, Армении, Таджикистана и Узбекистана более 50% вложенных средств приходится на иностранных инвесторов.
Несмотря на явный минус в запаздывании реформирования отечественного телекома по сравнению с соседними странами, у нас есть возможность учесть весь мировой опыт в этом направлении. В практике регулирования телекоммуникаций фактически существуют две основные экономические модели — американская и европейская. К казахстанским условиям ближе вторая модель. Как пояснил ведущий аналитик J'son & Partners Александр Шуголь, «единого европейского пути как такового нет: существуют несколько общеевропейских директив относительно того, какие правила должны присутствовать на рынке телекоммуникационных услуг. Однако каждая страна в ЕС в конечном итоге выбирала свой путь».
Агентство РК по информатизации и связи (АИС) выработало стратегию развития казахстанского телекома, главной целью которой явилось формирование рынка в двух направлениях — развитие инфраструктуры и увеличение числа потребителей. Однако ход реализации намеченных инициатив вызывает разочарования у специалистов отрасли. Темпы реформ, точнее, темпы либерализации происходят недостаточно быстро и явно отстают от заявленных сроков. Собственно, сама либерализация должна была пройти в 3 этапа — подготовительный
Сегодня видно, что поставленные конечные цели не достигнуты. Эксперты отрасли называют несколько причин.
Первое — неготовность как рынка в целом, так и его игроков к радикальным переменам за короткий срок. У части казахстанских телекоммуникационных компаний нет четкого видения правильного взаимодействия между всеми игроками на открытом рынке, а также эффективного регулирования отрасли. Это происходит потому, что казахстанский рынок трансформируется из супер монопольной структуры в более или менее открытую. Генеральный директор
Второе — сохранение административного вмешательства на деятельность компаний, а также неравное положение альтернативных операторов и монополиста отрасли. «Государственная политика основывается на том, как сформировать цены операторов, чтобы у людей появилась возможность пользоваться дополнительными услугами. Реализация некоторых пунктов государственной политики в отрасли осуществляется через «Казахтелеком», — отмечает председатель Агентства РК по информатизации и связи (АИС) Куанышбек Есекеев. Но при этом «Казахтелеком» устанавливает тарифы на пользование магистралями вторичными провайдерами.
«По сути, складывается такая ситуация, когда один из игроков рынка имеет регулирующие функции в части определения тарифов остальным операторам», — замечает ведущий аналитик, представитель российского агентства
Третье — отсутствие независимого отраслевого регулятора с четким набором функций и инструментов воздействия на игроков на начальном этапе либерализации, который был бы ответствен за осуществление всех планов.
При создании АИС необходимо было передать все регулирующие функции в его ведение в части защиты конкуренции, определении воздействие на естественных монополистов и т.д. Однако на протяжении всех лет отрасль регулировал целый ряд министерств и ведомств — АРЕМ, КЗК М и ИТ. А до начала реформ в области связи регулятор вообще входил в структуру МТК на уровне одного из многочисленных комитетов. Однако в конце июня текущего года начался процесс по передаче всех функции по регулированию и контролю в сфере телекоммуникации в ведение АИС. К примеру, в США национальная телекоммуникационная политика формируется Федеральной комиссией связи (FCC) при этом она подотчетна Конгрессу, который ограждает их от политического давления. FCC выступает главным официальным арбитром в разрешении конфликтных ситуаций, а все случаи обращения к FCC становятся достоянием общественности.
Четвертое — не разработаны методики расчета тарифов альтернативных операторов связи. Данный фактор серьезно тормозит развитие альтернативных операторов, готовых предоставлять услуги по международной и междугородней телефонной связи. Как известно, в стране работают 9 операторов по данному виду услуг. Несмотря на их полную готовность, к сожалению, эти компании пока не стали реальными конкурентами АО «Казахтелеком». Причин несколько. Как поясняет
Внедрения новых технологий
«Рынок услуг телекоммуникаций Республики Казахстан как часть общемирового телекоммуникационного комплекса развивается под влиянием основных доминирующих тенденций» — уверен
Но в законодательстве четко не прописаны все нюансы с использованием данной технологии. «Фактически провайдер, не выполняя строгих квалификационных требований, способен предоставлять услуги международной и междугородней связи, имея только лишь
Решение задачи
Эксперты признают, что на сегодня взоры отечественных инвесторов направлены на вход в телекоммуникационный рынок. Но вот парадокс: несмотря на недостаточную ясность в правилах игры в отрасли и недоработки в техническом регулировании, за последние 2 года количество выданных лицензий на операторскую деятельность возросло в 2,5 раза. «И если к этому порыву добавить еще и свободное дыхание, то отрасль может успешно развиться за счет «своих», — акцентирует Светлана Черненко. Игроки могут выбрать несколько путей развития своего бизнеса. На данном этапе привлекателен сектор МСБ, т.к. крупные корпоративные клиенты уже имеют своих постоянных поставщиков.
Однако вне зависимости, какой путь выбрала компания, все операторы стремятся быть как можно более независимой от инфраструктуры «Казахтелекома», наращивать компетенции и развивать конкурентные преимущества. Одно из решений — прокладка собственных сетей связи. При этом, сети могут быть комбинированными согласно экономической целесообразности:
Анализ полученных результатов
В перспективе есть все основания полагать, что на смену нынешнему драйверу роста телекоммуникаций — мобильной связи придет рынок передачи данных и интернета. При этом, темпы роста отрасли замедлятся. Тем не менее, будут расти доходы альтернативных операторов связи. Если в 2003 году на долю традиционного оператора АО «Казахтелеком» приходился 51% всех телекоммуникационных доходов, то в 2005 году доля данного оператора в общих доходах снизилась до 48%, но в предоставлении услуг междугородней и международной телефонной связи АО «Казахтелеком» будет
Понятно, что дальнейшая пенетрация интернета зависит от спроса и предложения. Как полагает Кемельбек Ойшыбаев, через два года рынок станет массовым и при тех темпах снижения тарифов интернет станет доступным многим. Вместе с тем вопрос преодоления пассивности регулирующих органов и непосредственно «Казахтелекома» в либералиазационных процессах остается открытым. Ясно, что реструктуризация АО «Казахтелекома» не предполагается.
По прогнозам, объем казахстанского рынка связи в 2007 году достигнет $3 млрд. Уже сейчас ясно что, поделив эту цифру между левой и правой частями неравенства, какой знак будет стоять. «Много больше».
Комментарии