Обзор положения операторов мобильной связи в Казахстане.
Пока на рынке сотовой связи идет активная борьба за территорию — еще есть, что делить: пенетрация едва перевалила за 50%. Но уже сейчас акценты смещаются с количественных приоритетов на качественные. Теперь сохранность территорий зависит от умения операторов грамотно выстроить работу с существующими пользователями, постоянно повышая их лояльность и приверженность брэнду компании. Последние полгода изменения на рынке сотовой связи происходят чрезвычайно стремительно. Конкуренция между операторами формата GSM ощущается особенно явно — это заметно по возрастающему количеству маркетинговых активностей. Большинство из них до сих пор капитализирует на понижении цен, что позволяет изменять расклад сил на рынке на короткие временные промежутки.
В копилке «громких» новостей начала года и официально объявленное лидерство «КаР-Тела» по абонентской базе. Набрав 3,8 млн. пользователей (против 3,5 млн. его ближайшего конкурента) уже в четвертом квартале 2006 года, компания сумела переломить тенденцию многолетнего доминирования «GSM Казахстан».
В феврале остроты создавшейся ситуации добавил долгожданный выход третьего GSM-оператора — ТОО «Mobile Telecom Service» с торговой маркой NEO. И хотя предварительный промоушн игрока был куда более громким, чем само появление, определенную встряску рынок все же получил. Это заметно даже сейчас, когда оператору практически наверняка не удастся до конца года достичь озвученных результатов при текущей абонентской базе в 60—70 тыс. пользователей: его прямые конкуренты чрезвычайно осторожны в своих оценках, расценивая третью компанию, как темную лошадку, способную преподнести самые неприятные сюрпризы.
Однако почти перетянувший на себя все публичное внимание NEO все же не смог до конца заслонить деятельность, а точнее ее отсутствие, со стороны «Алтела». Ставший в одночасье непубличным оператор наталкивает на разные мысли, в т.ч. и на вероятность кардинального пересмотра/смены стратегических приоритетов. Напряжения добавляет и участие «Казахтелекома» в качестве одного из серьезных акционеров в капиталах трех из четырех сотовых компаний. Наэлектризованность будет расти по мере укрепления нового GSM-оператора, в т.ч. потому, что текущее соотношение между двумя лидерами рынка — призрачная данность, способная меняться под действием как внутренних, так и внешних факторов. И теперь первенство будет определяться тем, насколько глубоко компании-операторы понимают и воспринимают происходящие изменения и как быстро смогут к ним адаптироваться, становясь ближе/понятнее пользователю и его потребностям (осознанным и не очень).
Рекогносцировка
В этом году объем рынка сотовой связи Казахстана должен достичь $1 млрд. По данным АИС на 1 июня 2007 года, пенетрация составляет 52% или чуть более 9 млн. казахстанцев, судя по количеству проданных sim-карт. Получается, основная часть городского населения практически охвачена мобильной связью, и количественный рост будет происходить за счет сельского населения и увеличения числа sim-карт у одного абонента. Пока количество сдвоенных «симок» в Казахстане невелико — всего порядка 10—12%, отмечает коммерческий директор ТОО «КаР-Тел» Светлана Вьюшина. Для сравнения она приводит данные по деятельности «Вымпелкома» в Центральной России, где этот показатель равен 40%.
Несмотря на повышение доходов населения, очевидно, что рынок приближается к насыщению по количественному охвату. Сами игроки сходятся во мнении, что их экстенсивный рост будет продолжаться не более полутора лет. Как показывает мировой опыт, следующее за снижением темпов роста понижение ARPU (дохода на одного абонента) можно удержать в основном за счет расширения ассортимента высокодоходных сервисов и активном развитии CRM. Сценарий вполне оправдан, поскольку потенциал снижения тарифов на голосовые услуги, а, следовательно, и увеличения количества проговоренных минут операторы постепенно исчерпают.
Пока же доход на одного абонента от оператора к оператору варьируется в диапазоне $10,5—15. Широкий разброс оценок — результат отсутствия единой методики расчета ARPU и ряда других показателей, в частности, активных абонентов. И хотя игроки считают, что подсчет количества и качества абонентов — дело сугубо внутрикорпоративное, они сами же сталкиваются с издержками необъективной статистики. К примеру, директор по развитию бизнеса ТОО «GSM Казахстан» Нурлан Саргаскаев приводит результаты биллинга своей компании, согласно которому, их рыночная доля по абонентской базе составляет 53—56%, а «КаР-Тела» — порядка 43—44%. «Дочка» же российского «Вымпелкома» обнародует иные данные на первый квартал 2007 года: 49% у «Кар-Тела» и 44,8% — у «GSM Казахстан».
Дискуссии вокруг правильности расчетов постепенно будут отходить на второй план, уступая место конкретным действиям. Речь об активностях операторов по привлечению и удержанию абонентов, что потребует от них пересмотра и значительной корректировки своих стратегий позиционирования на рынке. Неизбежность данного процесса налицо — компаниям придется кастомизировать свои услуги, подгонять их под запросы конкретных групп потребителей, что невозможно без сегментации целевой аудитории.
Самая общая сегментация у GSM-операторов — это деление своих абонентов на массовый рынок и корпоративных клиентов. Причем, у «GSM Казахстан» существует два брэнда на каждый из сегментов, а у «КаР-Тела» один на оба. Если в первом случае это как-то снимает сложности с восприятием брэнда в сознании масс, то во втором правильное позиционирование с точки зрения восприятия брэнда Beeline бизнес-рынком — до сих пор предмет жестких дискуссий внутри компании.
Сейчас лидирующие позиции в корпоративном сегменте за «GSM Казахстан». Но серьезные планы по увеличению доли в корпоративном сегменте имеют и два прямых конкурента. В «КаР-Теле» свою текущую 30%-ную долю в бизнес-сегменте намерены до 2009 года довести до чуть более 40%. В MTS планы по «отъему» связаны с партнерством с ДКП «Казахтелеком».
Пока же деятельность по адаптации тарифов и услуг под абонента ведется активнее на mass-market. «КаР-Тел» начинал сегментировать своих потребителей так же, как и «Вымпелком» в России, выбрав в качестве целевого сегмента молодые семьи. Но теперь, делится планами г-жа Вьюшина, методика анализа и вычленения целевых групп будет пересмотрена и усовершенствована в самой материнской компании. «Вымпелком» сделал такой вывод на основании исследования структуры прироста абонентской базы GSM-операторов, которое в начале года проводило по российскому рынку маркетинговое агентство Bojole. Предполагается построить сегментирование не на базе психографических характеристик человека, а основываясь на манере пользования сотовой связью. В этом случае, уверен эксперт, коммуникация будет более четко выстроена.
В «GSM Казахстан» к подобной сегментации потребителей приступили в январе текущего года, выведя 5 тарифных планов брэнда Activ. Были выделены следующие потребительские сегменты: студенты; семьи; активно «эсэмэсящие» абоненты; абоненты, говорящие в основном с городом и абоненты, которые говорят более 1 минуты. Директор по маркетингу «GSM Казахстан» Ирина Ковшарь поясняет, что это основные категории пользователей массового рынка, которые были выявлены в ходе исследования по сегментации, проведенного компанией в 2006 году. Соответственно специфике каждого типа абонента были разработаны и тарифные предложения, которые учитывают такие показатели, как тип коммуникации, ее продолжительность и пр. Таким образом, компания выстраивает сегментирование на особенностях пользования сотовой связью.
Закономерно, что в свете обострения конкуренции операторы начали искать дополнительные точки роста для своих компаний и возможности повышения лояльности абонентов. Здесь как раз необходимость сегментации реальных и потенциальных пользователей, повышения значимости брэндов компании и ее продуктов выходят на передний план. Капитализировать компаниям придется уже не столько на конкретных сервисах, а предлагать людям их комплекс (пакеты услуг) и какие-то эмоциональные бенефиты, которые бы позволяли абонентам идентифицировать себя с образом компании.
Оружие на изготовку!
В мире следующим этапом развития конкуренции на рынке сотовой связи является предложение операторами услуг с добавленной стоимостью (Value Added Services, VAS). Ведущий аналитик, представитель агентства iKS-Consulting в Казахстане Светлана Черненко поясняет, что в европейских странах, ввод дополнительных не голосовых сервисов и их грамотное развитие позволяют увеличить объем рынка на 20—30%. По сути, развитие дополнительных сервисов — это предложение абонентам другого качества жизни.
Конечно, судя по спектру, который предлагается в Казахстане, это пока особо незаметно (лидерами по-прежнему являются sms и закачка рингтонов).
В Казахстане доля VAS-услуг в структуре доходов операторов сотовой связи не превышает 10%. На развитых рынках этот показатель варьируется: генеральный директор ТОО «Mobile Telecom Service» Нурлан Измайлов говорит, что в Южной Корее и Японии, где самый высокий уровень передачи данных, до 45% доходов операторов приходится на услуги не связанные с голосовым трафиком. Статистика iKS-Consulting показывает, что у европейских операторов он находится в промежутке 14—28%. В Казахстане данное направление только зарождается, и, по прогнозам российской исследовательской компании J'son & Partners, к 2008 году казахстанский рынок мобильного контента, который является составной частью предложения, увеличится в 2,5 раза, достигнув объема в $30 млн.
Развитие VAS-услуг открывает перед операторами широкий спектр возможностей как за счет собственных ресурсов компаний, так и за счет предоставления ими своей среды для передачи данных другим компаниям (контент-провайдерам, финансовым структурам, медиа-организациям). Среди факторов, сдерживающих широкое распространение VAS-услуг на данном этапе, можно выделить слабую развитость отечественного контента, недостаточное количество подходящих мобильных терминалов GSM/WCDMA на руках у населения, низкую пенетрацию широкополосного интернета, а также определенную инерцию в мышлении потребителя.
Распространение VAS-услуг напрямую связано с развитием технологий третьего поколения, ориентированных на передачу данных, а значит, обладающих повышенными скоростями. Внедрение операторами услуг на базе 3G сопряжено с несколькими вызовами: во-первых, с потребностью доказать пользователю «жизненную необходимость» данных услуг, т.е., по сути, создать рынок. Во-вторых, с необходимостью отвечать за «свои слова» качеством и широким ассортиментом.
В вопросе жизненной необходимости 3G операторы до конца не единодушны. Конечно, все они в один голос приветствуют действия правительства по популяризации 3G, но одновременно задаются вопросами о своевременности. По оценкам «GSM Казахстан», сейчас порядка 15—20% абонентов сотовой связи так или иначе являются пользователями услуг на основе технологий 2,5G (WAP, мобильный интернет, MMS и пр.). В «КаР-Теле» приводят менее оптимистичную статистику — всего 5% пользователей только мобильного интернета, что ставит под сомнение необходимость развертывания ЗG-сетей именно сейчас. Светлана Вьюшина рассуждает: «Здесь возникает еще и другой вопрос — вопрос окупаемости данной услуги, поскольку она ляжет не на тот небольшой процент абонентов, которые ею пользуются, а на всю базу. И в данном случае вопрос больше идет о популяризации имеющихся услуг. То есть факторы, тормозящие внедрение 3G в Казахстане, — это популяризация данных услуг и их реальная востребованность».
«GSM Казахстан» придерживаются иной позиции: «С точки зрения технологии и массовой доступности 3G совсем недавно созрела для широкого коммерческого внедрения. Сейчас это уже готовая технология, которую можно без существенных рисков внедрять в Казахстане, не опасаясь ее невостребованности. Задержка с вводом 3G позволила в какой-то степени избежать тех проблем и разочарований, с которыми столкнулись «первопроходцы». И теперь, когда стандарт уже работает и есть оборудование, поставляемое крупнейшими мировыми производителями по доступным ценам, надо брать и внедрять эту рабочую технологию в Казахстане с тем, чтобы в первую очередь значительно улучшить качество голосовых услуг», — аргументирует Нурлан Саргаскаев.
Вторая угроза прямо вытекает из первой — возможность доказать на деле высокие скорости реальна только в условиях развитых и постоянно совершенствуемых телекоммуникационных инфраструктур операторов. Критичность данного фактора напрямую связана с т.н. пользовательским опытом, который с самого начала вывода услуги на рынок должен быть положительным, иначе сервисы будут просто умирать или их внедрение затянется на неопределенный срок, как это происходит отчасти с GPRS/EDGE. По мнению г-на Саргаскаева, сейчас довольно сложно делать точные прогнозы, поскольку любому сервису требуется какое-то время для того, чтобы быть принятым пользователями, это т.н. инертный эффект. Но если 3G будет введен через 3 года, то, учитывая инертный эффект, новые сервисы появятся на рынке только через 6—7 лет. Потому в компании считают, что именно текущий год должен стать переломным в вопросе внедрения 3G в Казахстане. Во многом это обусловлено активизацией данного вопроса на соседних рынках. Напомним, что буквально в начале июня в России лицензии на 3 комплекта частот были выданы т.н. «большой тройке»: ОАО «Мегафон», ОАО «Мобильные Телесистемы», ОАО «Вымпелком». Однако существенным упущением в их случае стало перекладывание расходов по расчистке радиочастотного спектра на плечи операторов.
«На мой взгляд, мы должны были начать внедрение 3G еще вчера. Влияние последних телекоммуникационных технологий и в целом телекоммуникационной инфраструктуры на экономику, очень существенно. Хотя, может быть, напрямую мы этого и не замечаем, однако 10%-ный прирост проникновения, увеличивает на 1—1,7% ВВП государства. Это происходит вне зависимости от рыночной конъюнктуры», — говорит г-н Саргаскаев.
Позиция госорганов в плане внедрения 3G выглядит вполне четко и ясно. Глава АИС Куанышбек Есекеев: «Нам как агентству-регулятору удобно чтобы 3G было уже сейчас — это, в первую очередь, развитие интернета и других соответствующих услуг. Сейчас мы формируем госкомиссию по радиочастотам, потому что часть диапазона конверсионная. Результаты ее деятельности позволят решить, когда же 3G будет в Казахстане. Думаю, лицензии мы сможем дать всем трем операторам. Тестовые испытания должны начаться осенью этого года».
Помимо технологичности, важнейшим фактором конкурентоспособности сотового оператора постепенно становится его клиенто-ориентированность, сервисность. Все чаще подобными терминами оперирует «КаР-Тел», возможно, потому что данные приоритеты возведены в число стратегических у его материнской компании. Много технологий, обкатанных в России, быстро адаптируются к нашим условиям, обеспечивая компании более быстрое и последовательное движение к клиенту с самого начала выхода на рынок. Сейчас у «КаР-Тела» около 4,5 тыс. точек, где можно подключиться к его сотовой сети и порядка 19 тыс. точек для покупки карт оплаты. До конца года планируется увеличить текущие объемы на 20%. Кроме того, компания активно развивает сеть эксклюзивных салонов по республике.
Улучшение сервисного обслуживание является важным и для «GSM Казахстан»: карты оплаты реализуются в 15 тыс. торговых точек по Казахстану, из них в 4,8 тыс. точек подключают абонентов к сети этого оператора. В последнее время наметились сдвиги в развитии сети сервисных центров: до конца 2007 года планируется открыть порядка 100 эксклюзивных центров обслуживания абонентов, по республике. Первый из них, «K'Cell Экспресс», открылся в Алматы в июне.
Но говорить о подлинной сервисности можно только тогда, когда она ощущается во всех точках соприкосновения компании с клиентом. В этом контексте уместно замечание г-жи Черненко по работе front-офисов всех операторов. «Практически везде встречается достаточно низкий квалификационный уровень персонала. Обращаясь в абонентский отдел или службу помощи, зачастую невозможно получить грамотную, квалифицированную консультацию. Это не настолько критично, когда речь идет о тарифах, но когда дело касается реальных проблем, до операторов просто зачастую невозможно дозвониться. Если пользователь чуть в сторону отличается от т.н. «чайников», ему самому приходится задавать наводящие вопросы. Мне кажется, что этот фактор значительно сдерживает формирование лояльности к брэнду».
У операторов на это существует своя точка зрения. В частности, в call-центрах «GSM Казахстан» все входящие звонки от абонентов обрабатываются т.н. группой по приему звонков справочной службы департамента по работе с клиентами. Каждому вопросу присваивается категория, согласно которой запрос отправляется к определенному оператору, отвечающему за свою категорию. Запросы, требующие более детального рассмотрения, направляются в группу по контактам с клиентами. В ней работает наиболее квалифицированный персонал, который после анализа запроса в обязательном порядке созванивается с клиентом до полного решения проблемы. Тем самым компания поддерживает личный контакт со своими абонентами в решении любых вопросов, связанных с сервисным обслуживанием.
В «КаР-Теле» интересны разработки по прогнозированию поведения абонента. Это работа по предикторам представляет собой модель, составленную на основе комплекса факторов. В «GSM Казахстане» моделирование происходит по 10—20 факторам, в «Вымплекоме» — на основе почти 100. В их числе: средний счет, частота пополнения баланса, время пребывания в блокировке, структура звонков и пр. Постоянный мониторинг этих данных позволяет прогнозировать, что же будет с абонентами дальше — будут ли они продолжать сотрудничать с компанией или уйдут к другому оператору. Исходя из полученных и проанализированных результатов, проводится работа с различными «рисковыми» категориями.
Понятно, что оба оператора в любом случае будут повышать культуру работы с клиентами. Отчасти степень готовности работать на «последней миле» свидетельствует о степени зрелости всей оргструктуры компании. Незрелость каких-то концепций внутри организации, отсутствие гибкости и адаптивности в подходах к управлению неизбежно, и чаще в искаженном виде, проявляются на самых первых подступах к компании — во front-офисах. В условиях выхода на рынок третьего игрока процесс коррекции существующих моделей менеджмента в компаниях будет вынужден протекать быстрее и не декларативно, а в реале.
Партизанская тактика
Неагрессивное поведение на рынке третьего GSM-оператора, пожалуй, нервирует его конкурентов еще больше, чем изначально предполагавшийся всплеск маркетинговых активностей. Такое поведение натолкнуло некоторых аналитиков даже на мысль о какой-то формальности выхода. Светлана Черненко: «Пока NEO не предложил ничего нового. По большому счету NEO — это богатый наследник, и у него априори достаточно большие возможности и даже большие возможности по сравнению с существующими операторами. В этом и проявляется декларированность конкуренции: вроде бы есть ряд GSM-операторов, конкуренция достаточно сильная, но усилим ее и введем четвертого. А какой результат, если все реки стекаются в один океан?».
Сам же оператор считает свой т.н. soft launch оправданным. Г-н Измайлов отмечает, что их стратегия могла быть и другой, но тогда потребовалось бы, как минимум, 3—4 года для развертывания республиканской сети и разработки/комплектации пакетов услуг. Но этот вариант оказался непривлекательным с точки зрения скорости возврата затраченных инвестиций. Поэтому компания, не имея достаточного на тот момент покрытия и необходимого ассортимента допуслуг, предпочла выйти в облегченном формате. «Нашу маркетинговую активность мы будем повышать плавно, по мере развития сети», — заключает г-н Измайлов.
Капитализировать решено на «корнях» — основной акцент будет сделан на конвергенции фиксированных и мобильных услуг. Она позволит абоненту иметь фиксированный номер для обоих видов связи, т.е. рационально относиться к своим денежным ресурсам. Причем, в данном отношении оператор не намерен ориентировать услуги только на корпоративный сегмент. Закономерно, что NEO попытается достичь синергии с материнской компанией и другими ее «дочками» на всех уровнях, включая технический — развертывание сети. Но даже столь выгодные позиции не позволяют расслабляться, потому оператор осторожничает во всем, не озвучивая свои планы и объемы инвестиций на их реализацию.
Подытоживая вопрос обострения конкуренции между GSM-операторами, нельзя обойти вниманием то, как «Казахтелеком» распорядится своими сотовыми активами. Понятно, что покупка NEO важна для компании с точки зрения получения операционного контроля над оператором сотовой связи. И продажа 49% акций портфельному инвестору выглядит логичной для минимизации затрат на развитие сети. Получается, что вопросы относятся в основном к внедрению четкой системы менеджмента в самом сотовом операторе и гармонизации ее с идеологией материнской компании. Мировой опыт демонстрирует довольно успешные примеры существования холдингов из числа бывших нацкомпаний, имеющих максимально диверсифицированный бизнес (Deutsche Telekom с T-Mobile, France Telecom с Orange, Telecom Austria с Al).
Вместе с тем потребуется некоторый пересмотр портфеля бизнесов «Казахтелекома» в среднесрочной перспективе, когда уже определится энное число бизнесов-фаворитов, демонстрирующих уверенный рост. Пока слабо верится в то, что сотовый актив выпадет из этого перечня. Наиболее целесообразной представляется продажа доли в «GSM Казахстан», чего не исключает и директор руководитель «Самрука» по АО «Казахтелеком» Бейбит Ахабаев: «Сейчас разные варианты рассматриваются, в том числе и продажа всей доли компании («Казахтелеком» в «GSM Казахстан») или ее части. Прежде всего, чтобы этот процесс был прозрачный, мы хотели бы акционировать эту компанию («GSM Казахстан»), и в дальнейшем можно двигаться по многочисленным вариантам рынка».
Такой сценарий выглядит еще более привлекательным после акционирования «GSM Казахстан», которое, по мнению г-на Ахабаева, возможно уже в этом году. Российские источники со ссылкой на «авторитетные международные финансовые институты» оценивают долю нацоператора в $1,2 млрд. И хотя наблюдатели не очень верят в возможность выхода на казахстанский рынок кого-нибудь еще из российской «большой тройки», не исключают такой вероятности с использованием схем покупки «Вымпелкомом» «КаР-Тела». Но в одном эксперты единодушны — любые прогнозы ничего не стоят на рынке, где «волевые решения» часто перевешивают его логику и законы.
Перегруппировка
После приобретения «Казахтелекомом» 100%-ной доли в «Алтеле» вопрос о судьбе этого не совсем стандартного актива остается открытым. Это было заметно хотя бы по тому, насколько быстро компания обрубила все информационные потоки, следующие из организации вовне и поддерживающий характер маркетинговой активности на рынке. Такое затишье свидетельствовало об этапе перегруппировки перед решающим прыжком.
По словам первого вице-президента АО «Алтел» Мирболата Аюпова, к концу текущего года компания намерена вывести на рынок новый продуктовый брэнд, ориентированный на МСБ и ЧП. Основной акцент в продукте будет сделан на VAS-ycлугу, в частности, предоставление высокоскоростного мобильного интернета на основе дополнительного к CDMA 2000 1х стандарта передачи данных EV-DO. Если сейчас скорость составляет 153 Кбит/с, то новая технология позволит развить ее от 2 Мбит/с и выше, что потребует дополнительной инфраструктурной надстройки и апгрейда сети, следовательно, дополнительного финансирования, объем которого эксперт назвать отказался.
Сейчас, по разным оценкам, «Алтел» занимает 5—7% рынка сотовой связи. В самой компании отмечают, что роль нишевого игрока их не пугает. Более того, в условиях ужесточающейся конкуренции и предстоящего перераспределения рынка их стратегические цели — усиление текущих позиций и движение в сторону увеличение доли CDMA-формата на рынке, поскольку он имеет преимущества перед GSM в области передачи данных и мобильного интернета.
Пока развитие данного формата в Казахстане существенно ограничивал ряд факторов, среди которых: недостаточность и дороговизна терминалов, небольшая территория покрытия, неготовность потенциальной аудитории к потреблению новых видов услуг. Дефицит качественных терминалов, способных предоставлять пользователям весь спектр VAS-услуг, компания намерена решать с помощью различных схем сотрудничества с основными вендорами и частичного субсидирования.
При выводе брэндов Pathword и Dalacom оператор сделал акцент на голосовые услуги, а не на передачу данных, которые CDMA-стандарт позволял предоставлять с самого начала. По мнению компании, рынок не был готов к таким продуктам, а развивать потребности в услугах в условиях жестокой конкуренции она себе позволить не могла. Кроме того, для брэнда Pathword был намечен ориентир на молодежную аудиторию. С одной стороны, понятна логика разработчиков такого подхода — формировать лояльную к брэнду аудиторию лучше всего с молодежи, в чьей среде много тренд-сеттеров, пробующих все новое. С другой, это все же низкодоходный сегмент и в отсутствие подходящих «трубок» молодежь просто не смогла оценить всех возможностей CDMA-стандарта. Теперь, как можно судить по планам компании, расширение рынка станет возможным за счет «открытия» нового сегмента МСБ и ЧП.
Сейчас бизнес компании представляет собой не только услуги мобильной связи, но и оперирование на рынке местной телефонии. В конце прошлого года «Алтел» вывел на рынок Алматы новую услугу под брэндом City. По оценкам оператора, услуга успешно развивается даже несмотря на ограниченность рынка: с момента ее выхода подключено 10 тыс. абонентов.
В целом, у компании существует лицензия на предоставление услуг сотовой связи, где четко не прописана технология, что позволяет ей обойти процедуру получения лицензии 3G. То есть потенциально мощности и технологии позволяют внедрять преимущества сервисов на базе данной технологии уже сегодня, вопрос упирается преимущественно в инвестиции. А это уже следствие другого волевого решения — определение четкой заинтересованности главного акционера компании в развитии своего бизнеса.
Рынок сотовой связи напоминает поле, по разным сторонам которого разбиты военные лагеря двух противников. Главная битва еще не началась, посему у сторон есть время произвести осмотр своих войск, проверить готовность орудий, еще раз ревизовать имеющиеся в арсенале тактики ведения боя.
Оперировать на рынке становится сложнее не только из-за нарастающей конкуренции, но и ввиду стремительного развития технологий и постоянного процесса конвергенции. Причем, процесс этот наблюдается уже не только на уровне технологий, но и услуг. А потому нельзя исключать возможности выхода сотовых операторов на смежные рынки. Косвенно в пользу этого свидетельствует недавняя покупка «КаР-Тел» 49% интернет-провайдера TNS Plus. В самой компании это не подтверждают, но и не опровергают, указывая на то, что «Вымпелком» рассматривает проводную связь, как часть своего бизнеса (покупка оператора проводной связи «Арментел»). Так что в условиях наращивания своего потенциала игроками рынка, однозначные выводы о лидерстве того или иного оператора делать рано; впереди, по всей видимости, еще немало сюрпризов.
Комментарии