Абонент вне зоны доступа
Анализ качества сотовой связи в Казахстане.
Как часто каждый из нас слышал эту изрядно надоевшую фразу на том конце провода! Постоянные проблемы со связью продолжают третировать казахстанцев. Все чаще срываются разговоры весь диалог под бесконечное бульканье и кваканье в трубке состоит из фраз «Повтори!», «Ты пропадаешь!» и тому подобное. Вместе с этими фразами уходят деньги со счетов, а беседа так и не складывается. Все больше мест, где мобильные телефоны отказываются выполнять свою основную функцию, высвечивая на дисплее еще более раздражающую фразу «Поиск сети». Операторы сотовой связи, как это ни парадоксально, признают и не признают этих проблем.
Потребителю, звонящему в сервис-центр, говорят, что загвоздок с качеством связи нет, а на официальном уровне жалуются, как нелегко живется им.
Невиноватые мы
Как оказалось, проблемы с качеством связи возникли еще тогда, когда сотовая связь только появилась в республике. И по сей день их пытаются решить различными методами. Но все они проигрывают перед одной важной составляющей. Надзорным органам просто не с чем сравнивать: нет каких-либо документов и эталонов оценки, чтобы наверняка и документально зафиксировать плохое качество связи.
«Дело в том, что в Казахстане действуют правила предоставления сотовой связи, — говорит начальник отдела присвоения радиочастотного спектра департамента связи Агентства информатизации и связи (АИС) РК Виталий Ерошенко. — Там есть пункт, оговаривающий, что услуги должны быть качественными, а их оценка производится по принятому стандарту качества. Именно в
Сегодня сотовые компании работают на частоте в 5 мегагерц, и только одна — 7,5 мегагерца. Это значит, что на одну базовую станцию могут одновременно подключиться
Выяснилось, что присвоением новых диапазонов ведает Министерство обороны РК. И те частоты, па которые так рассчитывают в АИС и сотовых компаниях, просто заняты военными станциями. И пока высвободить его стражи родины не готовы, между прочим, «в целях национальной безопасности». А выделенный для гражданской связи в 1998 году радиочастотный спектр уже не выдерживает многомиллионных потребителей, настаивают на своем операторы связи.
Потребители подают в суд
«А почему они тогда продолжают подключать новых клиентов, еще больше ухудшая связь? — вопрошает президент Лиги потребителей Казахстана Светлана Савченко. — Выходит, чтобы абоненты необоснованно платили деньги — разговоры не состоялись, постоянные срывы, а деньги всегда снимаются со счетов».
Кстати, в течение одного месяца в рамках специальной акции Лига потребителей фиксировала жалобы па плохую сотовую связь, чтобы оперировать этими данными в суде. Жалоб и возмущений было немало. «Сеть постоянно недоступна»; «когда мой телефон включен, и я нахожусь в городе, до меня никто не может дозвониться»; «нажимаешь кнопку сброса после разговора, а отсчет времени прекращается, только спустя несколько секунд»; «в городе есть места, где «сотка» не ловит или разговор постоянно срывается, приходится перезванивать по нескольку раз», — жаловались алматинцы.
«Я на себе испытала, что мне не могли дозвониться, когда телефон был включен и рядом, — говорит Светлана Савченко. — А когда я была в Америке, у меня не работал роуминг, который стоит, между прочим, немалых денег. Свою
Однако другие эксперты называют оператора
Судя по всем, расширенного диапазона хватило ненадолго, и прогноз экспертов сбылся уже сейчас.
«Но мы все равно будем разбираться в суде: иск уже сформулирован, есть требования о возмещении материального ущерба, есть конкретные примеры, люди, — говорит главный защитник потребителей Светлана Савченко. — Клиент всегда имеет право на полную, а главное, на достоверную информацию обо всех услугах и возможных проблемах.
Всегда есть два выхода
Как оказалось, решить хотя бы на
«Да, строительство новых базовых станций позволит одновременно подключать к сети до 40 человек вместо
Но лучше, конечно, говорят технические службы, работать в новом диапазоне GSM-1800 вместо GSM-900, который позволит перейти на другой стандарт — 3G.
«Кроме Минобороны расширить частоты может межведомственная комиссия по радиочастотам, которую возглавляет премьер-министр и в которую входят все министры, — говорит Виталий Ерошеико. — Все глобальные вопросы по распределению таких ресурсов решают через нее. В ближайшее время состоится заседание этой комиссии, где и будут рассматривать выделение дополнительных частот операторам сотовой связи. И если решение будет положительным, то Министерство обороны должно будет его выполнить».
Плюс принятие стандартов качества сотовой связи, благодаря которым будут следить за операторами, количеством состоявшихся соединении и оборванных разговоров, за качеством связи и зон действия и так далее. И если обрывов и недостатков будет слишком много, операторы будут отвечать по закону. В АИС РК обещают, что ждать осталось недолго — до конца года вопросы с диапазоном и стандартами будут решены окончательно и бесповоротно.
Одно только неприятно. Почему сотовые компании честно не признают своих недостатков перед лицом клиентов? Да, возможно, решение проблемы не зависит от них напрямую, но ведь об этом можно сказать, предупредить. Когда автор этих строк звонила в сервис-центры как обычный абонент с вопросом, почему не работает сеть, мне, как и Лиге потребителей, ответили, что «качество всех услуг на уровне, все объемы предложенных сервисов доступны и не дают сбоев, а проблема может быть только в вашем телефоне». Остается ждать «поблагодарить»…
Не подарок: а лишь сувенир
При всех недостатках сотовой связи ее тарифы держатся фактически на том же уровне, что и несколько лет назад. Никакого снижения еще не произошло. Единственный подарок больше похожий на сувенир, который сделали операторы за несколько лет работы, — это посекундная тарификация вместо поминутной или полуминутной. О том, что цены за услуги мобильной связи можно бы и снизить, говорят давно. Однако каждый раз находится уйма оправданий в пользу высоких тарифов. Буквально в прошлом году операторы давали такое объяснение: «На достаточно большой территории (девятое место в мире) в Казахстане проживает всего 15 миллионов человек. Операторы мобильной связи вынуждены вкладывать значительные средства в строительство сети, покрывая, помимо крупных, средних и малых населенных пунктов, автодороги и железные дороги регионального значения. Естественно, такие инвестиции окупаются медленнее, чем в соседних странах, где плотность населения выше. Например, в Украине 46 миллионов жителей. Соответственно, там прибыль и компаний будет гораздо больше».
В этом году звучит другое оправдание
«Сами операторы настаивают на том, что нехватка частот не позволяет изменить тарифы в сторону уменьшения, — говорит Виталий Ерошенко. — По их словам, если они снизятся, то клиентов станет еще больше, и сеть не выдержит, обвалится. Но нельзя забывать, что это — коммерческие компании, для которых всегда приоритетна прибыль».
Хотя, по словам Евгения Малишевского, высокие тарифы держатся потому, что рынок монополизирован аффилированными компаниями, В любом случае отсутствие конкуренции не ведет к борьбе за низкие цены и клиентов.
Но, как говорят в АИС PK, если диапазоны мобильной связи расширят, то тогда можно будет просить операторов снижать цены за услуги. Ведь проблем с перегруженной сетью к тому моменту уже не будет.
«Вчера и сегодня»
Сотовой связи, в республике еще не исполнилось и 15 лет. Первые мобильные телефоны появились в 1994 году. «Кирпичи», как их именуют ныне, стоили бешеных нескольких тысяч долларов, да и стоимость связи была заоблачной. Хотя 13 лет назад связь была аналоговая, а операторами выступали две компании, одна из которых фактически была монополистом. Как рассказывают в Агентстве информатизации и связи РК, всерьез экспансия на рынок связи началась в 1998 году, когда правительство продало лицензию на право использования сотовой связи стандарта GSM-900 двум новым компаниям. По неофициальным данным, документ обошелся операторам в 150 миллионов долларов. К началу 1999 года казахстанцы могли выбирать из двух марок — K'Cell и
В 2005 году в одну из сотовых компаний пришел новый инвестор — российский оператор в желто-черных тонах. По сведениям Национальной телекоммуникационной ассоциации, в развитие казахстанской структуры ОАО «Вымпелком» с торговой маркой Beeline в 2006 году вложило несколько миллионов долларов. Эти инвестиции дали свои плоды — абонентская база возросла почти в три раза, догнав лидера рынка «GSM Казахстан». На данный момент уровень проникновения сотовой связи в республики не составляет более 50 процентов. Две самые раскрученные сотовые компании поровну делят между собой примерно 8,5 миллиона потребителей. В этом году на рынок пришел и третий оператор стандарта GSМ, появление которого могло снизить тарифы. Но резких изменений в ценовой политике пока так и не последовало. Нельзя не упомянуть о другом стандарте сотовой связи CDMA, представленной в республике двумя марками, но пока их клиентская база значительно отстает от
Комментарии