Хождения Васи с соткой
Положение рынка «серых» сотовых телефонов в Казахстане.
Пользуясь уникальной возможностью пообщаться со спецами своего дела, мы попробовали совершить пробежку по инстанциям с некачественной «трубкой» наперевес, не вставая
Итак, потребитель Вася Пупкин купил в Казахстане «сотку», сохранил гарантийный талон и чек. Но заметил, что уровень чувствительности «сотки» «плавает» — даже в неподвижном состоянии количество рисок на антенне дисплея меняется. Это говорит о низком качестве купленного аппарата. Вернуть деньги ему отказываются: ведь телефон включается-выключается, чего же еще? А то, что связь плохая — так это «у оператора технические проблемы». Ремонтировать за свой счет аппарат в магазине не станут. К тому же
«У продавца должен быть сертификат соответствия на безопасность продукции. Копия — не ксерокопия, а именно копия сертификата соответствия. На нем должна быть указана дата и именно та марка телефона, которую вам продали», — говорит Сабыржан Мирманов, главный специалист управления Комитета по техническому регулированию и метрологии по Алматы и области.
Реализатор должен оплатить ремонт некачественного сотового аппарата, уверены в Госстандарте. Но сами борцы за метрологию и стандартизацию оценить долю «серых» (не предназначенных для рынка Казахстана) или тем более, контрабандных аппаратов не в силах. Ведь ни сам
«Протестировать можно, но в стране нет нормативной базы, нет закона. Отсюда и потребитель страдает. Мы решаем лишь общие вопросы», — вздыхает Григорий Куликов, начальник отдела сертификации компании «Отан Секьюрити», органа по подтверждению соответствия средств связи, телекоммуникаций, технических и программных средств защиты информации.
А что в обществе по защите прав потребителей (ОЗПП)?
«Вы можете пойти в ОЗПП, но еще возьмутся ли там вас защищать? Ведь доказательной базы — ноль! Сотовый телефон стоит сто долларов. В лаборатории вы должны еще столько же заплатить, чтобы узнать, качественный аппарат или нет. Ударили вы его? Или в воду уронили? Или это заводской брак? В суде эта экспертиза еще может быть признана недействительной, судья может назначить еще одну, судебную. И опять придется платить», — говорит Светлана Савченко, президент Лиги потребителей Казахстана.
Проблема «серых» телефонов больно бьет и по самим сотовым операторам. Ведь, заплатив за аппарат солидную сумму, потребитель уже редко грешит на него. Как правило, в случае сбоев со связью в первую очередь у абонента «виноват» сам сотовый оператор. Но не продавец «трубки».
По оценке сотовых операторов, ежемесячно две крупнейшие сотовые компании продают по
В России из этой ситуации нашли весьма оригинальный выход. Там так же, как и у нас,
В Казахстане же появилось свое
Впрочем, в самый настоящий ступор казахстанец Вася Пупкин впадает, разглядывая в Алматинском ЦУМе клавиатуру с арабскими иероглифами! Тут уж начинаешь волей-неволей задумываться — на какой же алфавит переходит нынче Казахстан? Неужели все так плохо и писать мы с понедельника будет справа налево?
«Мы, как операторы, не можем остановить »серый« импорт в Казахстан, мы не имеем для этого никаких возможностей. Само государство не заинтересовано в полном сборе тех же налогов на ввозе сотовых телефонов в страну. А это сотни миллионов долларов США только налога на добавочную стоимость на импорт. Как мы, операторы, можем государству
Оригинальный выход предложил участникам «круглого стола» представитель Госстандарта. Сабыржан Мирманов поинтересовался у представителя аккредитованной частной лаборатории: раз нет в стране нормативной базы, почему же вы выдаете на сотовые терминалы сертификаты?
«Зачем нам частный орган, который выдает ненужный сертификат соответствия? Пусть сами сотовые операторы сертифицируют и только тогда подключают абонентов. А «серыми» трубками пусть и дальше торгуют в ЦУМе, никто их брать не будет», — рубанул
Комментарии