Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Хождения Васи с соткой

    Положение рынка «серых» сотовых телефонов в Казахстане.

    26 июля 2007 12:02, Руслан Минулин, Экспресс-К
    Рубрики: Связь

    Пользуясь уникальной возможностью пообщаться со спецами своего дела, мы попробовали совершить пробежку по инстанциям с некачественной «трубкой» наперевес, не вставая из-за «круглого стола» «ЭК», прошедшего 20 июля в Алматы и посвященного проблемам соотношения цены и качества сотовой связи в Казахстане.

    Итак, потребитель Вася Пупкин купил в Казахстане «сотку», сохранил гарантийный талон и чек. Но заметил, что уровень чувствительности «сотки» «плавает» — даже в неподвижном состоянии количество рисок на антенне дисплея меняется. Это говорит о низком качестве купленного аппарата. Вернуть деньги ему отказываются: ведь телефон включается-выключается, чего же еще? А то, что связь плохая — так это «у оператора технические проблемы». Ремонтировать за свой счет аппарат в магазине не станут. К тому же г-ну Пупкину показывают красивый сертификат на партию сотовых телефонов: документы, мол, в порядке. Что это за сертификат?

    «У продавца должен быть сертификат соответствия на безопасность продукции. Копия — не ксерокопия, а именно копия сертификата соответствия. На нем должна быть указана дата и именно та марка телефона, которую вам продали», — говорит Сабыржан Мирманов, главный специалист управления Комитета по техническому регулированию и метрологии по Алматы и области.

    Реализатор должен оплатить ремонт некачественного сотового аппарата, уверены в Госстандарте. Но сами борцы за метрологию и стандартизацию оценить долю «серых» (не предназначенных для рынка Казахстана) или тем более, контрабандных аппаратов не в силах. Ведь ни сам г-н Мирманов, ни его 17 коллег (штат алматинского управления) не проводят контрольный закуп сотовых. Сейчас профильное министерство выделило небольшую сумму только на отбор проб пищевых продуктов. «Если Астана даст направление по сотовым терминалам, мы отработаем его, но в данный момент — только по пище», — сетует Сабыржан Нигметович. Он рекомендует г-ну Пупкину обратиться за экспертизой в аккредитованную частную лабораторию. Это, как правило, победитель проведенного госорганами соответствующего тендера. У государства таких лабораторий нет, поясняют мне в Госстандарте.

    «Протестировать можно, но в стране нет нормативной базы, нет закона. Отсюда и потребитель страдает. Мы решаем лишь общие вопросы», — вздыхает Григорий Куликов, начальник отдела сертификации компании «Отан Секьюрити», органа по подтверждению соответствия средств связи, телекоммуникаций, технических и программных средств защиты информации.

    А что в обществе по защите прав потребителей (ОЗПП)?

    «Вы можете пойти в ОЗПП, но еще возьмутся ли там вас защищать? Ведь доказательной базы — ноль! Сотовый телефон стоит сто долларов. В лаборатории вы должны еще столько же заплатить, чтобы узнать, качественный аппарат или нет. Ударили вы его? Или в воду уронили? Или это заводской брак? В суде эта экспертиза еще может быть признана недействительной, судья может назначить еще одну, судебную. И опять придется платить», — говорит Светлана Савченко, президент Лиги потребителей Казахстана.

    Проблема «серых» телефонов больно бьет и по самим сотовым операторам. Ведь, заплатив за аппарат солидную сумму, потребитель уже редко грешит на него. Как правило, в случае сбоев со связью в первую очередь у абонента «виноват» сам сотовый оператор. Но не продавец «трубки».

    По оценке сотовых операторов, ежемесячно две крупнейшие сотовые компании продают по 400–500 тысяч sim-карт. Это значит, минимум 200–250 тысяч новых «трубок» запускается на рынок. Но через органы сертификации не проходит и крошечная доля от этой лавины телефонов.

    В России из этой ситуации нашли весьма оригинальный выход. Там так же, как и у нас, 80–90 процентов рынка — это «трубки» от Nokia, Ericsson, Samsung. Российские власти заставили 5–6 крупных поставщиков сотовых телефонов в РФ заключать договоры напрямую с упомянутыми производителями. Иначе отследить всю цепочку поставки невозможно.

    В Казахстане же появилось свое «ноу-хау». Сюда сотовые телефоны индивидуальные предприниматели ввозят по весу. Как из Казахстана в Китай металлолом возят составами, так и из Эмиратов в Казахстан «трубки» возят кубами и тоннами, по меткому выражению г-жи Савченко. Доходит порой до смешного. Покупателю продавец таинственным шепотом сообщает: вот это — «серая» трубка. Она недорогая. А вот это — дорогая европейская, не «серая». Бери какую хочешь. Визуально их рядовой покупатель не отличит. Но в итоге купят рано или поздно обе!

    Впрочем, в самый настоящий ступор казахстанец Вася Пупкин впадает, разглядывая в Алматинском ЦУМе клавиатуру с арабскими иероглифами! Тут уж начинаешь волей-неволей задумываться — на какой же алфавит переходит нынче Казахстан? Неужели все так плохо и писать мы с понедельника будет справа налево?

    «Мы, как операторы, не можем остановить »серый« импорт в Казахстан, мы не имеем для этого никаких возможностей. Само государство не заинтересовано в полном сборе тех же налогов на ввозе сотовых телефонов в страну. А это сотни миллионов долларов США только налога на добавочную стоимость на импорт. Как мы, операторы, можем государству чем-то помочь»? — задал риторический вопрос на круглом столе «ЭК» Нурлан Саргаскаев, директор по развитию бизнеса ТОО «GSM-Казахстан», торговая марка К’Cell.

    Оригинальный выход предложил участникам «круглого стола» представитель Госстандарта. Сабыржан Мирманов поинтересовался у представителя аккредитованной частной лаборатории: раз нет в стране нормативной базы, почему же вы выдаете на сотовые терминалы сертификаты?

    «Зачем нам частный орган, который выдает ненужный сертификат соответствия? Пусть сами сотовые операторы сертифицируют и только тогда подключают абонентов. А «серыми» трубками пусть и дальше торгуют в ЦУМе, никто их брать не будет», — рубанул г-н Мирманов.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии