Следите за новостями

Цифра дня

Ветроэлектростанцию на 100 мВт построят в Туркестанской области

    Константин Горожанкин: я сейчас занимаюсь интересным проектом

    Интервью с Константином Горожанкиным, в котором он делится своим взглядом на ситуацию с выходом Award.kz из ИАК, а также рассказывает об Ассоциации интернет-бизнеса и рынке электронной коммерции в Казахстане.

    3 октября 2013 14:25, Карим Токтабаев, Profit.kz

    На прошлой неделе Profit.kz опубликовал интервью с Александром Ляховым, в котором он весьма откровенно рассказал о конфликте между ОФ «Национальная интернет-премия Award.kz» и ОЮЛ «Интернет Ассоциация Казахстана», о причинах своего выхода из состава учредителей Award.kz, а также высказался о текущем состоянии Казнета и перспективах его развития.

    Сегодня мы публикуем нашу беседу с Константином Горожанкиным, генеральным менеджером CNP Processing GmbH (Processing.kz), директором ОФ «Национальная интернет-премия Award.kz», совладельцем интернет-конференций iMix, iProf, InvestorDay и других интернет-проектов. Константин рассказал о своей версии выхода Award.kz из ИАК, равно как и поделился новостями об «Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции», и многое-многое другое.

    Константин Горожанкин

    Константин, думаю, будет правильным дать вам возможность высказать свою точку зрения на конфликт между ИАК и Award.kz.

    — Я читал ваше интервью с Александром Ляховым, в котором он высказался по ситуации с ИАК и Award.kz — считаю, была сказана полуправда, и я хотел бы расставить все точки над «i». Возможно, в своих высказываниях я иногда рублю с плеча, но для меня важно или говорить правду, или молчать. Полуправды быть не может.

    Что печально, из-за конфликта интересов Саша (Александр Ляхов) вышел из состава учредителей конкурса. В ИАК он отвечает за пиар, и как ключевому участнику ассоциации, который был одним из ее основателей, ему пришлось выбирать, какую сторону принимать.

    Помимо этого, в сложившейся обстановке кроются две проблемы. Во-первых, у меня испортились отношения с Шавкатом Сабировым, президентом ИАК. Он приехал из Канады и искал возможность войти в интернет-тусовку — и выбрал наиболее прямой путь через Оргкомитет Award.kz. Мы его приняли по рекомендации Александра Ляхова и проработали вместе несколько лет.

    В кулуарных беседах оргкомитета интернет-премии родилась идея создать из того сообщества профессионалов, что собирал вокруг себя Award.kz, свою ассоциацию, взяв за основу украинскую (председателем жюри Award.kz-2009 был Александр Ольшанский, глава Украинской интернет ассоциации). В сентябре 2009 состоялась пресс-конференция по открытию ИАК, мы с Александром Ляховым в ней участвовали, но, как выяснилось позднее, ИАК создали три малоизвестные компании, одна из которых уже, по-моему, умерла.

    В тот момент я не обратил на это внимания: для меня ассоциация была площадкой, благодаря которой я мог решать насущные вопросы отрасли, в частности, способствовать принятию закона об электронных деньгах. Плюс ИАК позволял контролировать законодательное поле в области ИТ и интернета. Конфликт возник пару лет назад, когда я, будучи в Совете ИАК, через прессу узнал, что ассоциация проводит свой конкурс под названием «Намыс дода». В СМИ вышло интервью с Шавкатом, в котором он сказал, что в Казахстане появилась профессиональная интернет-премия. На вопрос журналистов об Award.kz он ответил, что Award.kz — народная премия, а «Намыс дода» будет премией профессиональной.

    Я посчитал это некорректным — когда глава ассоциации создает конфликт с одним из своих членов, потребовал объяснений. Прозвучало что-то невнятное, далее было голосование Совета и с перевесом в один голос меня не допустили к контролю этого нового конкурса. Хорошо, раз Совет решил — пусть так и будет. Но конкурс «Намыс дода» просуществовал всего год.

    Вторая причина конфликта. Я заметил, что в ежегодном отчете о проделанной работе нет ни строчки о том, куда расходуются деньги. С кем заключаются договора от нашего имени, в чем их суть — абсолютно непонятно. На просьбу показать договор ответили отказом, мотивировав тем, что существует ревизионная комиссия, и только она имеет право просматривать все договора. Попросил у ревизионной комиссии — нет, нельзя. Я попросил ввести меня в Ревизионную комиссию, обосновав это тем, что кроме ИТ у меня есть и диплом в области финансов. Выяснилось, что состав ревизионной комиссии ИАК формирует президент ИАК, который затем утверждается общим собранием. Налицо конфликт интересов: президент не может рекомендовать людей, которые должны его проверять. Как вы понимаете, мне путь в нее был заказан. Предложил поменять регламент назначения ревизионной комиссии, но не был услышан.

    Конфликт зрел.

    Далее, на последней конференции iMIX в мае 2013 г. ко мне подходило несколько крупных интернет-магазинов (в ИАК нет интернет-магазинов, разве что «Меломан») с предложением создать отраслевую ассоциацию, которая будет лоббировать наши интересы и решать определенные пиар-задачи. Я согласился и, чтобы не было разговоров за спиной, сразу же открыто написал всем членам ИАК о своем решении помочь рынку и создать профессиональную ассоциацию интернет-бизнеса. Строить ее решили на принципах отличных от ИАК — прозрачность бюджета и всех договоров, выборность президента и ограничение срока его полномочий. Основной упор — на развитие рынка, а не обогащение людей, близких к учредителям.

    Мы начали процесс по созданию ассоциации 6 июля, долго согласовывали Устав и основные документы, в конце концов 6 сентября состоялось учредительное собрание Ассоциации Интернет Бизнеса и Мобильной Коммерции (АКИБ). Ее учредителями стали 15 компаний-лидеров рынка в своих сегментах: Avanta Capital (Besmart, Kiwi и Namba), Choco Family (Chocolife, Chocotravel, Chocomart и пр.), KazNet Events (интернет-конференции iMIX, iProf, Investorday), интернет-магазины Lamoda.kz, Arbuz.kz, Flip.kz, Intervale Kazakhstan (мобильная платежная система MyPay.kz и конференция MobiEvent.kz), Кантар телеком (прокладывает сети для Beeline), процессинговая компания Processing.kz, блог-платформа Yvision, система электронных денег WebMoney Kazakhstan, сервис онлайн-бухгалтерии Uchet.kz, веб-студии SoftDeCo, «Весна» и iBec Systems, сервис деловых знакомств Moomkin.com. Я надеюсь, что в октябре мы сможем решить все юридические вопросы и начнем принимать других членов в АКИБ, которые уже достаточно активно просятся.

    С тех пор начался процесс выдавливания меня из ИАК.

    Для меня важны принципы, в частности принципы прозрачности, которые заложены в Award.kz. Я увидел, что некоторые люди из ИАК, пользуясь репутацией того же Award.kz, заключают договора, прикрываясь именами определенных людей, в том числе и меня. И при этом не рассказывают, что это за договора. Я увидел в этом «распил» денег. Мы встретились с учредителями Award.kz (Амирет Конысбаев, Алексей Ли, Александр Ляхов, Серик Кушпанов и я), очень откровенно поговорили и приняли решение о выходе из ИАК.Из минусов сложившейся ситуации: мы потеряли Александра Ляхова в качестве учредителя Award.kz. Мне на самом деле жаль, что он ушел.

    C этим понятно. Расскажите теперь об АКИБ. Вы сказали, что ассоциацию создало 15 компаний. Не будет ли конфликта интересов?

    — Каждый из нас давал свои рекомендации в Устав. Да, спорные моменты возникали, но нам удалось все согласовать. Главное, что мы создали прозрачность и систему сдержек и противовесов, чтобы не было конфликта интересов. Президент у нас — выборная должность, равно как и Президиум, все выбираются на один год. Бюджет ассоциации открытый, зарплату получает только один человек — исполнительный директор. И так далее.

    Константин Горожанкин Константин Горожанкин

    Каковы ближайшие планы ассоциации?

    — Один из учредителей — компания «Интервэйл Казахстан», которая проводит в октябре вторую международную мобильную конференцию MobiEvent’2013. И это будет первое мероприятие под эгидой АКИБ. Мы представим общий доклад по развитию ИТ-отрасли и интернет-бизнеса в нашей стране, кроме того организуем круглый стол по обсуждению вопроса Единого процессингового центра (будут представители как Нацбанка и банков-сторонников ЕПЦ, так и банки-противники, а также эксперты этой сферы). В ноябре пройдет очередная профессиональная интернет-конференция iProf, а между этими событиями мы проведем первый киберпонедельник — очень хотелось бы, чтобы он прошел удачно.

    Что это такое? Во всем мире киберпонедельники созданы для того, чтобы как можно больше людей из офлайна, которые об этом раньше и не думали, привести в онлайн. Как это делается? Обычно за две недели до события в СМИ очень активно анонсируется дата киберпонедельника: в такой-то день недели во всех интернет-магазинах будет скидка в 50 и более процентов. И только в этот день! Задача — привлечь больше людей в интернет-магазины.

    Мы постарались изучить мировой опыт и понять все плюсы и минусы подобных мероприятий, чтобы не повторять чужих ошибок и не изобретать велосипед. Например, в России в этом году провели киберпонедельник, который поддержали всего 6 магазинов, был ряд других провалов. В результате распадается российская «Ассоциация компаний интернет-торговли».

    Мы надеемся организовать это событие правильно, и что люди, увидев информацию, пойдут в интернет. Для человека самое сложное — сделать первую покупку онлайн. Потом его остановить сложно. Есть мировая статистика: для того чтобы сделать первую покупку в Сети, требуется полтора-два года присутствия в интернете. Мы хотим с помощью киберпонедельника сократить этот срок.

    Также в ближайшее время запустим программу «Тайный покупатель».  Для этого мы выберем 10 человек, 5 из которых будут известными в Казахстане людьми, а другие — профессиональными покупателями онлайн. Задача «10 друзей электронной коммерции Казахстана» — каждый месяц совершать покупки в определенном сегменте интернет-сервисов. В первый месяц, допустим, это будут все казахстанские купонаторы, во второй — сервисы оплаты коммунальных услуг, в третий — интернет-магазины, в четвертый — системы бронирования билетов и т.д. По окончании месяца мы опрашиваем 10-ку и готовим отчет с баллами за обслуживание, время отклика, возврат денег и т.д. На основании данного отчета мы составляем рейтинг интернет-магазинов.

    Наша цель — с помощью известных людей популяризировать интернет-покупки. Кстати, ищем банк в качестве спонсора для этой нужной для рынка программы.

    Кроме того, мы собираемся создать стандарты для отрасли. В рамках АКИБ мы создадим комитеты: например, один будет заниматься логистикой, другой — интернет-магазинами, третий — платежными системами и т.д. Будут определены стандарты по линейке платежных сервисов, по возврату товара и т.п. Мы хотим сделать стандарты такими, чтобы человек, желающий открыть интернет-магазин, не копался во всех законодательных актах, а получил некий короткий документ со сводом правил, рекомендаций и с учетом всех нюансов законодательства.

    Планы прекрасные. Но что ассоциация даст самим магазинам?

    — У нас рынок молодой. Не все четко понимают, как строить бизнес-проект. Есть такое выражение: «Очень важно делать правильные вещи. Но еще более важно делать правильные вещи ПРАВИЛЬНО». Создать интернет-магазин — это правильно. А создать магазин правильно, используя все лучшее, что есть на рынке — еще важнее. И это те тонкие материи и принципы, которые на первый взгляд могут создавать больше неудобств, но это те самые вещи — мы знаем об этом из мирового опыта, — которые в будущем сильно помогут магазинам.

    Собирается ли работать АКИБ по части законодательных инициатив?

    — Обязательно! Еще будучи членом ИАК, я отвечал за направление, связанное с законами об электронных деньгах и электронной коммерции. Оба закона, их первые редакции, были подготовлены мною еще в рамках представления интересов ИАК.

    Закон об электронной коммерции уже прошел несколько чтений и нужно довести этот вопрос до конца. Два ключевых момента закона — электронные счета-фактуры и налоговые льготы для интернет-коммерсантов.

    Константин Горожанкин

    Как будете взаимодействовать с другими ассоциациями?

    — У нас есть общие интересы с Ассоциацией ИТ-компаний: например, предоставить как можно больше льгот ИТ-компаниям, которые занимаются инновациями. Именно Ассоциация ИТ-компаний добилась экстерриториальности нахождения в Парке информационных технологий, т.е. компания может получать льготы, физически не находясь в ПИТе. Задача АКИБ сделать так, чтобы этот пункт заработал. Четыре компании-члены ассоциации — Yvision, Chocolife, хостинговая компания PS и «Интервэйл» — подали заявки на вступление в ПИТ. В свою очередь, парк будет допускать от АКИБ по 4 компании в месяц, если они будут соответствовать их условиям. Мы на примере этих «пионеров» посмотрим, как это работает, дадим рекомендации, тем самым максимально упростим вход в ПИТ компаниям реального инновационного интернет-бизнеса.

    Еще одна задача закона об электронной коммерции — предоставить льготы всей интернет-экономике. Почему мы это просим? Мы ничего не берем с потолка. Совместно с PriceWaterhouseCoopers мы провели исследование, которое оценило экономики стран мира на предмет льгот для интернет-экономики. Выяснилось, что в США при президенте Клинтоне был отменен налог с продаж (аналог нашего НДС) для интернет-компаний, и это решение ежегодно продлевается Сенатом. Почему интернет-экономика США обошла всех? Именно по этой причине! Там понимают, что интернет живет по другим законам — у него нет границ. Почти весь мир захватил Google (кроме 4 стран), Facebook стала наиболее популярной социальной сетью в 75% стран мира, а вот Amazon, имея льготы, первый интернет-магазин в 38 из топ-50 стран мира.

    Наши чиновники пока этого не понимают. Мы в рабочей группе убедили Национальный банк РК и оба министерства, курирующие ИТ. Сопротивляется только Налоговый комитет, который убирает все льготы из кодекса, чтобы не оставить «дырок». Они не видят смысла делать льготы отрасли, которая составляет всего лишь 0,5% от общей экономики. По этой причине целая отрасль уступает такой же отрасли другой страны из-за неравных условий. Например, на Украине те льготы, что мы просим, ввели в 2012 году.

    Когда закон об электронной коммерции будет принят?

    — Закон об электронных деньгах принимался 4 года. Закон об электронной коммерции написан 1,5 года назад. Я буду очень рад, если на весеннюю сессию Парламента 2014 года он поступит и будет принят в нужной нам редакции. Если его примут без наших поправок — это будет беззубый закон, который просто определит какие-то условия. Мы же хотим, чтобы закон дал реальную пользу интернет-экономике.

    Поговорим об Award.kz. Александр Ляхов утверждает, что Award.kz сдал…

    — Я абсолютно не согласен! Все признают, что церемония награждения в прошлом году была лучшей! Присутствовало самое большое число людей за все время проведения конкурса. Если вы поднимете ленту Твитера, то увидите, что в этот день #awardkz стал самым популярным хэштегом Рунета.

    Award.kz — уже устоявшийся проект со своей историей и традициями, которыми и силен, наряду с теми принципами, что были в него изначально заложены. Там не нужно ничего менять, нужно только поддерживать.

    Расскажите о Processing.kz. Какие у вас новости?

    — Этим проектом я начал заниматься в 2009 году. Два года ушло на сертификации и подготовку технической части. С 2011 года проект переведен в боевой режим и сейчас активно расширяет число клиентов. Среди клиентов и лидеры рынка в своих сегментах, такие как «Алсер», «Сулпак», «Книжный город», «Французский дом», и небольшие компании-стартапы. К Processing.kz в этом году был подключен второй банк («Нурбанк», первым был «Народный Банк») и мы очень близки к заключению соглашения со «Сбербанком» и «АТФ Банком».

    Наше главное достижение — в Казнете появилась конкуренция в этом сегменте и это уже отразилось, например, на времени зачисления денег на счета интернет-коммерсантов, которое до появления Processing.kz составляло от 3-х месяцев. Сейчас — от 5 дней. Какая огромная разница! Я считаю, что проект Processing.kz удался, он набирает обороты. С апреля 2013 года я ушел с позиции генерального менеджера в этом проекте и сейчас задействован в нем на 50%, так как с технической и организационной точки зрения все уже сделано и остается только привлекать клиентов. Я остаюсь акционером проекта и занимаюсь работой с ключевыми клиентами и партнерами.

    Открою секрет: на остальные 50% сейчас занимаюсь интересным проектом с большими, миллионными инвестициями. Скоро об этом расскажу.

    Процессинг вышел на безубыточность?

    — Нет, это «длинные» инвестиции. Ведь ни один банк кроме Казкома и Халыка не смог запустить собственный процессинговый центр под электронную коммерцию. Сначала в расчетах на проект было заложено около $3 млн, но мы сэкономили для инвесторов — проект потратил за это время 1,8 миллиона долларов. По нашим прикидкам, на безубыточность проект должен выйти через год. Что самое интересное, предложения купить его поступают уже сейчас, но мы считаем, что пока это делать рано — вот выйдем на 50% рынка, тогда в самый раз.

    Кстати, банкам мы предлагаем бесплатное подключение и выход на рынок интернет-эквайринга. Но даже при таких «шоколадных» условиях некоторым банкам сложно решиться на сотрудничество с Processing.kz — они до сих пор не видят, что рынок e-commerce уже интересен. Банки очень консервативны и переубедить их — моя ключевая задача. Вторая ключевая задача — открытие банками карточек для интернет-транзакций. Пока только треть рынка это делает, работаем с остальными.

    И напоследок: что хорошего и плохого наблюдаете в Казнете?

    — Хорошего? То, что мы начали делать, оглядываясь на Запад, стало приносить результат. Деньги идут в Казнет, в интернете казахстанцами тратятся деньги, проекты становятся окупаемыми. Весь казахстанский e-commerce за прошлый год «поднял» 300-350 млн долларов, кто-то говорит, что все 400 миллионов. Но казахстанцы за рубежом по картам Visa и Mastercard потратили 1,5 млрд долларов. Мы выяснили, в какие страны уходят деньги: США, Китай и Россия. Казпочта представила следующие данные: в последние 3 года идет резкое увеличение почтовых отправлений из интернет-магазинов России, Турции, Китая и США в Казахстан. Вывод следующий: казахстанцы тратят большие деньги в интернете. Проблема в том, что в Казахстане нет хороших предложений. Что появилось за последний год? Lamoda.kz, сервисы мобильных платежей, Ticketon.kz, Woopay, целую серию проектов запустили в Chocofamily. Тот же Flip.kz, наш карагандинский старожил рынка, ожидает двухразовое увеличение оборота: в прошлом году их оборот составил 3 млн долларов, в этом ожидается 6 миллионов. У купонаторов Chocolife и Besmart месячный оборот достиг уровня 1 млн долларов. У «Тикетона» годовой оборот приближается к 1 млн долларов. Что показательно: практически все магазины отмечают некий знаковый рубеж осенью 2012 года — резко выросли продажи и темпы не спадают.

    Касательно стартапов в Казахстане. Не согласен с Александром Ляховым! Кроме «Тикетона» есть и другие проекты. Со второго сезона, а мы только второй год этим занимаемся в рамках проекта iStartup, мы увидим несколько интересных проектов, которые могут повторить судьбу «Тикетона». Среди них «Планета учета» — онлайн бухгалтерия, HappyBox.me — агрегатор из китайских интернет-магазинов и не только, PayBox — аггрегатор платежных инструментов для интернет-магазинов, также «Линия жизни» (медицинская сигнализация) запустила свой сервис, Эко-ланчи во всю работают. Казнет поднимается! Деньги есть не только у пользователей, но и у людей, которые вкладываются в интернет.

    На днях в Москве я участвовал в конференции «Электронный ритейл 2013» и познакомился с различными инвестиционными группами. Когда в разговоре заходила речь о Казахстане, инвесторы говорили, что на них выходят люди их Казахстана. Например, у «Викимарта» один из учредителей — казахстанец, сервис KupiVIP сделал таразский парень Оскар Хартманн. У нас про это мало кто говорит, а ведь проект Оскара — лучший в Рунете по числу инвестиций (уже 5 раундов и более 240 млн долларов привлечено в проект). Из Казахстана идет большой денежный поток. Часть из него уже застревает и в наших проектах, доморощенных.

    Ну, а что у нас плохого?

    — Коррупция. Часть Казнета развивается на государственные или окологосударственные деньги. Мы видим, что выделяются огромные средства, но куда они уходят — непонятно. В отчетах фигурируют тысячи обученных интернет-предпринимателей и сотни созданных сайтов. Настоящий рынок этого не видит.

    Минус я вижу и в образовании. Я говорю о предпринимательском образовании: у нас не учат в школах и вузах, как делать бизнес. Надо вводить эту дисциплину. Помимо этого, найти технических специалистов очень тяжело. Многие предпочитают обращаться в Белоруссию или Украину, где программист с опытом стоит в 3-4 раза дешевле. У нас много денег, но мало мозгов. Проблема нефтяной иглы существует, и это не просто слова.

    Что бы хотелось изменить, с помощью АКИБ в частности? В плане предпринимательства у нас очень сложное законодательство. Особенно в части закрытии бизнеса. Когда стартап-инвестор хочет войти в проект… в Америке ни у кого не болит голова, как выходить из бизнеса. У нас процедура закрытия юридического лица максимально усложнена. Честь и хвала Аскару Жумагалиеву и прочим министерским ребятам, которые упростили процедуру регистрации компании. Но закрыть юридическое лицо — те же проблемы, что и 10 лет назад. Из-за этого инвесторы боятся входить в интернет-компании, в стартапы. Если в нашем законодательстве будет упрощен этот вопрос, хотя бы не для всех компаний — для ИТ-отрасли — намного быстрее потекут деньги в интернет. Это один из барьеров для инвесторов. Пока в этом направлении ничего не делается.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии