Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Итоги KITEL-2007

    Прошедшая в Алматы выставка телекоммуникационных и компьютерных технологий KITEL-2007 оказалась самой скромной по масштабам.

    1 июня 2007 12:48, Анна Шатерникова, Панорама
    Рубрики: Бизнес

    Открывшаяся в конце мая в Алматы выставка телекоммуникационных и компьютерных технологий KITEL-2007 оказалась, пожалуй, самой скромной по масштабам если не за все 14 лет ее проведения, то по крайней мере за последние годы. С учетом того, что один из трех отведенных под экспозицию павильонов алматинского выставочного центра «Атакент» был отдан под выставку бытовой техники, электроники и товаров для дома СЕМ, которая на этот раз прошла параллельно с KITEL, не слишком широкое представительство собственно телекоммуникационных компаний неприятно удивило как СМИ, так и представителей индустрии. Хотя, по данным организаторов, в нынешнем году в телекоммуникационной выставке приняли участие 250 компаний из 20 стран как ближнего, так и дальнего зарубежья, бросилось в глаза отсутствие крупных игроков, в предшествующие годы представлявших на KITEL впечатляющие по размерам и содержанию экспозиции — например, сотовых операторов GSM-Kazakhstan и «КаР-Тел», южнокорейских компаний Samsung и LG Electronics, в последнее время предпочитающих проводить презентации своей продукции самостоятельно, а не в рамках отраслевых мероприятий.

    Информационное неравенство остается в силе

    В ходе предшествовавшей церемонии официального открытия KITEL представители Агентства РК по информатизации и связи сообщили о состоянии телекоммуникационной отрасли в республике. По словам заместителя председателя АИС Ерлана Дурмагамбетова, в 2004 году доходы отрасли телекоммуникаций составили 150,8 млрд. тг., в 2005 — 216,7 млрд. тг., в 2006 — 265,1 млрд. тг. За январь-февраль нынешнего года субъекты отрасли оказали услуг на сумму 49,9 млрд. тг., что более чем на 30% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. В Казахстане второй год реализуется «Программа развития отрасли телекоммуникаций Республики Казахстан на 2006–2008 годы», целью которой являются обеспечение технической базы отрасли, продолжение работ по развитию IP-телефонии, конверсии радиочастотного спектра, создание условий для снижения тарифов на услуги междугородной и международной телефонной связи, использование беспроводных систем, внедрение стандартов третьего и последующих поколений мобильной связи. Решение перечисленных задач невозможно без выполнения ключевого условия — либерализации отрасли, однако монополия «Казахтелекома», по словам г-на Дурмагамбетова, по-прежнему остается одной из характеристик телекоммуникационной отрасли. По данным АИС, доля компании в развитии местных сетей фиксированной телефонной связи достигает 95%, а в обеспечении доступа к сети интернет — 69%.

    В связи с этим либерализация рынка и внесение элементов реальной конкуренции в отрасль телекоммуникаций по-прежнему остаются одними из главных вопросов, стоящих на повестке дня. Если сотовая связь в Казахстане в короткие сроки получила достаточно широкое распространение и сегодня, по разным данным, от 52% до 55% казахстанцев имеют доступ к услугам мобильной связи, то ситуация с фиксированной связью не столь благополучна. Средняя плотность телефонизации составляет порядка 18,6–18,8 на 100 человек, особенно остро проблема телефонизации стоит на селе. Формально статистика выглядит отнюдь не тревожно: из 7258 сельских населенных пунктов телефонизировано 6579, или более 90%. Однако эти цифры не дают представления об истинном охвате глубинки фиксированной связью, поскольку населенный пункт причисляется к категории телефонизированных даже в том случае, если на весь поселок или аул установлен один телефонный аппарат.

    Представитель АИС назвал неудовлетворительным уровень проникновения интернета — на сегодняшний день доступ к Всемирной сети имеют всего 5% казахстанцев, в то время как в не самой богатой европейской стране Португалии уровень проникновения интернета составляет 28%, а в Исландии, например, достигает 88%. Впрочем, в том, что Казахстану по сравнению с той же Европой пока, увы, гордиться нечем, г-н Дурмагамбетов видит влияние объективных факторов. «Проникновение интернета в разных странах занимает разное количество времени, и срок определяется не только экономической состоятельностью того или иного государства. Обеспечить покрытие небольшой территории, занимаемой, например, той же Португалией, технически гораздо проще, чем Казахстана с его расстояниями, низкой плотностью населения, большой численностью сельских жителей. В этих условиях организация доступа в интернет связана с необходимостью как технических решений, так и инвестиций», — заметил он. Что касается программы по снижению информационного неравенства, итогом которой, как известно, должно стать то, что к 2010 году основами компьютерной грамотности должны овладеть 20% казахстанцев, то ее реализация будет осуществляться как в направлении расширения рядов интернет-пользователей, так и в плане увеличения числа людей, имеющих компьютер.

    Компьютер — в массы

    На выполнение последней задачи нацелена программа National PC, осуществляемая АИС совместно с IT-ассоциациями, компаниями, производящими программное и аппаратное обеспечение. Сборка «народного компьютера», стоимость которого составит порядка $450, будет осуществляться в Казахстане, в базовой комплектации предусмотрено наличие нескольких простых программ. Компании рассматривают свое участие в проекте National PC скорее как социальную инициативу, но не коммерческую, поскольку с финансовой точки зрения выпуск даже не оснащенных современным «железом» и программным обеспечением компьютеров по $450, по словам представителя агентства, заведомо убыточен. Говоря об увеличении числа интернет-пользователей, заместитель председателя Агентства по информатизации и связи заметил, что достижению этой цели должно способствовать снижение тарифов. В 2006 году, по данным АИС, тарифы на услуги предоставления доступа к сети интернет были снижены в дневное время в 2 раза, в ночное — в 4. До конца первого полугодия текущего года будет объявлено о дальнейшем снижении тарифов. В целом же по итогам нынешнего года снижение тарифов на услуги доступа к интернету должно составить 23%, а по итогам 2008 года — еще 6%. Комментируя вопрос «Панорамы» о компьютеризации школ, г-н Дурмагамбетов сообщил, что из 7308 школ республики 90,4%  подключено к интернету, 5534 из них, или 92,2%, составляют сельские школы. С целью снижения уровня информационного неравенства на этапе средней школы АИС намеревается запустить проект по созданию детских ноутбуков, однако данный проект пока находится в стадии проработки.

    По словам г-на Дурмагамбетова, в настоящее время на повестке дня стоит вопрос создания в Казахстане по опыту других стран мира независимого отраслевого регулятора. «Регулированием отрасли телекоммуникаций в настоящее время занимается несколько ведомств — Агентство по информатизации и связи, Комитет по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли, Антимонопольный комитет, Комитет по техническому регулированию, Министерство обороны. Естественно, в этом случае решение вопроса о выходе на рынок для нового иностранного инвестора, для нового оператора сопряжено со множеством неудобств, что в конечном итоге снижает привлекательность отрасли. Поэтому в данный момент мы работаем над тем, чтобы через создание независимого отраслевого регулятора изменить сложившийся расклад», — сообщил представитель агентства.

    В нынешнем году завершается реализация начатой в 2005 году программы по созданию электронного правительства, задачей которой ставилось создание основных компонентов инфраструктуры — баз данных юридических лиц, физических лиц, адресного регистра, регистра недвижимости, единой системы электронного документооборота, удостоверяющего центра, единой транспортной среды. Программа работы электронного правительства на 2008–2011 годы, которая придет на смену нынешней, сделает упор на продвижение электронных услуг, поскольку в соответствии с концепцией электронного правительства, действующей в развитых странах, государство выступает не просто в роли регулирующего органа, но и поставщика электронных услуг населению, представителям бизнеса и других структур. АИС совместно с другими госведомствами оговорило конечный список услуг, которые будут доступны в электронном виде через веб-портал электронного правительства, начавший действовать в апреле прошлого года. Через веб-портал будет доступно порядка 900 услуг. В настоящее время, пояснил г-н Дурмагамбетов, идет работа над интерактивными услугами — такими как подача заявлений, заполнение анкет и оформление заявок через интернет, а также над транзакционными услугами, в том числе над созданием платежного шлюза электронного правительства, посредством которого должны осуществляться платные электронные услуги. На нынешний год намечена апробация данной системы; в рабочем порядке, по предположительным данным АИС, она начнет действовать со следующего года.

    Игроки старые и новые

    «Казахтелеком», традиционно представляющий одну из крупных экспозиций на KITEL, широко анонсировал новые услуги — в частности, запущенную два месяца назад услугу по подключению дополнительного номера со скидкой до 75%, а также услугу АОН и антиАОН. Услуга автоматического определения номера вызывающего абонента позволяет определять номера входящих местных, междугородных, международных и мобильных звонков, отображать данные звонившего, дату и время звонка, запоминать определенное число последних номеров. Одну из заметных экспозиций представила компания KazTransCom, являющаяся также одним из спонсоров выставки. По мнению представителя компании Галыма Жанысбаева, за период, прошедший с 2004 года, когда было объявлено о начале либерализации телекоммуникационной отрасли, компания заметно упрочила свои позиции и на сегодняшний день является ведущим альтернативным оператором.

    «Все мы, будучи потребителями услуг связи, телекоммуникационных услуг, интернета, заинтересованы в развитии конкурентного рынка, в активизации альтернативных операторов. В минувшем году KazTransCom реализовал такие ключевые проекты, как строительство собственной магистральной волоконно-оптической линии связи, внедрение новейшей технологии NGN (Next Generation Network), позволяющей предоставлять полный спектр телекоммуникационных услуг, введение в эксплуатацию последней версии спутниковой технологии iDirect, которая позволяет обеспечить все потребности клиентов. Произведена стыковка по наземным волоконно-оптическим линиям с международными операторами связи, в числе которых «Ростелеком», «Дойче Телеком», «Бритиш Телеком». Таким образом, альтернативные операторы связи, в частности, мобильные и местные операторы, получили возможность выбора канала выхода на зарубежные рынки», — сообщил г-н Жанысбаев. На сегодняшний день магистральная сеть KazTransCom протяженностью свыше 11000 км практически полностью охватывает нефте- и газодобывающие регионы Казахстана, доля компании на рынке телекоммуникаций в области магистральной транспортировки нефти и газа составляет порядка 90%. По словам представителя компании, в ближайшие 2–3 года KazTransCom планирует расширить свое присутствие на рынке Казахстана как за счет охвата сетью большего числа регионов, так и за счет увеличения своего присутствия в сегменте физических лиц благодаря реализации ряда проектов в Астане и западных регионах.

    Карагандинская телекоммуникационная компания Luxe Telecom, действующая на рынке Казахстана более 7 лет, предлагала воспользоваться услугой, позволяющей осуществлять междугородные и международные звонки через интернет по низким тарифам и прямо на выставочном стенде, что называется, в режиме реального времени предоставляла возможность опробовать действие услуги на практике и приобрести соответствующее программное обеспечение. «Услуга FACTime основана на предоставлении телефонного сервиса по существующим каналам доступа в интернет при помощи программного телефона или адаптера. К услуге может подключиться абонент, имеющий доступ к интернету со скоростью 64Кб/сек и выше. Необходимо лишь приобрести адаптер для подключения обычного телефона, факса, интеграции с мини-АТС либо установить на свой компьютер программный телефон. За абонентом закрепляется фиксированный виртуальный номер, который не зависит от страны пребывания, от поставщика интернет-услуг. Это решение незаменимо для людей, которые любят путешествовать или часто выезжают за границу по долгу службы, поскольку стоимость звонков не зависит от страны пребывания, от времени суток, от провайдера. Услуга, например, позволяет самостоятельно объединить в единую сеть несколько подразделений одной компании, совмещать телефонный разговор и работу в интернете», — пояснила представитель компании Ольга Беньковская.

    Розыгрыш стартовых пакетов в дни работы выставки проводил новый игрок рынка сотовой связи — компания «Мобайл Телеком-Сервис», представляющая в Казахстане торговую марку NEO. В 2005 году компания получила лицензию на оказание услуг сотовой связи, а в августе 2006 стала «дочкой» АО «Казахтелеком». Если, по данным на конец прошлого года, сеть компании покрывала 12 городов Казахстана, то к концу нынешнего года оператор рассчитывает обеспечить мобильной связью порядка 87 населенных пунктов республики и привлечь в свои ряды порядка 700 тыс. абонентов. К 2011 году, предполагается, число подписчиков NEO достигнет 2,3 млн.

    В течение ближайших двух лет «Мобайл Телеком-Сервис» планирует инвестировать в развитие порядка $200 млн. Компания впервые на казахстанском рынке мобильной связи предложила услуги мобильной IP-телефонии, а также уже запущенные другими операторами услуги мобильного интернета (EDGE и GPRS), MMS-услуги, WAP. Компания впервые в Центрально-азиатском регионе запустила конвергентную биллинговую систему, преимущество которой заключается в том, что компании нет необходимости разделять своих абонентов на pre-paid и post-paid, а абонент сам может выбирать систему обслуживания в зависимости от обстоятельств, не меняя при этом номер. Поставщиком оборудования для новой биллинговой системы стала компания Alcatel.

    В честь своего выхода на рынок «Мобайл Телеком-Сервис» объявил о запуске маркетинговой акции, в рамках которой была установлена единая стоимость звонка по Казахстану и по всему миру и составляла 32 тг. за минуту, а с апреля запустила на рынок три тарифных плана — «Необходимый», «Деловой», «Золотой». Корпоративным клиентам предложена новая услуга «Эффективное время», «изюминкой» которой является возможность дифференцировать подход, оплачивая услуги связи сотрудникам компании только в рабочее время. В рамках корпоративного тарифного плана минута разговора внутри корпоративной группы обойдется в 14 тг. с посекундной тарификацией, звонки на Dalacom и Pathword — 28 тг. за минуту с 7:00 до 22:00 и в 24 тг. в остальные часы, звонки на номера других GSM-операторов  — в 32 тг. за минуту. «Когда действующие не один год сотовые операторы выходили на рынок, GSM-связь была в новинку; сегодня мы имеем дело с искушенными абонентами и игроками, которые работают в данном секторе много лет, у которых сложилась обширная абонентская база. С этой точки зрения запуск третьего оператора более сложен для последнего. С другой стороны, в такой ситуации одно из наших преимуществ заключается в возможности видеть и анализировать рынок, понимать, чего не хватает потребителю, разрабатывать и предлагать продукты, которые ему необходимы», — считает директор компании Халюк Еге.

    Технологии и деньги

    В секции «Банковские технологии», являющейся одним из подразделов KITEL, высокотехнологичную продукцию для банковской отрасли демонстрировали 11 компаний. Немецкая компания Wincor Nixdorf, например, представила созданный на основе программного обеспечения фирмы BS/2 программно-аппаратный комплекс SmartSafe, предназначенный для обслуживания кассиров при проведении операций по выдаче наличных денег. Деньги выдаются в автоматическом режиме, и каждая выдача фиксируется в базе данных, управление же сейфом осуществляется с персонального компьютера. Программное обеспечение позволяет строго отслеживать, кто именно проводит банковские операции, и деньги выдаются только после того, как программное приложение сейфа подтвердит подлинность электронной подписи. Таким образом, вероятность того, что от внимания техники ускользнет посторонний или измененный запрос, исключена. Немаловажно, что такой подход снимает с кассира ответственность за сохранность денег в сейфе и избавляет кассира от необходимости проводить инкассацию.

    Автоматизация процессов, связанных с приемом и выдачей наличных, считают в Wincor Nixdorf, позволяет снизить издержки на персонал и установку дополнительных систем безопасности. Кроме того, персонал банка может потратить высвободившееся время на консультации клиентов. Немецкая компания предложила разные варианты сейфов для хранения наличных, рассчитанный как на большие, так и на достаточно компактные помещения, а также, например, автоматизированный сейф с системой ресайклинга, использующий депонированные деньги для последующей выдачи.

    В этой же секции представлялось прикладное программное обеспечение для банкоматов и терминалов самообслуживания BS Payment Terminal. Посредством данного продукта с помощью банковских карт может быть выполнен широкий диапазон платежей - оплата коммунальных услуг, мобильного телефона, услуг кабельного телевидения, охранной сигнализации, интернет-услуг. Клиент может зарегистрироваться для оплаты услуг в одном или в нескольких банках одновременно, при этом через терминал либо можно оплатить сумму, указанную в извещении, либо ввести показания счетчиков, на основании которых автоматически рассчитывается сумма, которую должен оплатить потребитель услуг.

    Компания «1 С», специализирующаяся на разработке, поддержке и дистрибьюции программ для офиса и дома, на протяжении первого дня работы выставки провела серию семинаров, посвященных своим новым продуктам, в том числе «1 С:Бухгалтерия 8 для Казахстана», созданную на технологической платформе «1 С:Предприятие 8», «Управление торговлей 8 для Казахстана», решение для автоматизации кадровой политики и расчета заработной платы «Заработная плата и управление персоналом 8 для Казахстана», «Бухгалтерия 8 для государственных учреждений Казахстана». Свои стенды на выставке также представили фирма «1 С Сапа», являющаяся дистрибьютором фирмы «1 С» в Казахстане, и компания «Слава ВЦ», предоставляющая услуги в области разработки, внедрения и консультаций по бухгалтерским программам «1 С».

    К цифровым стандартам

    Достаточно заметно на KITEL выглядели компании, представляющие услуги в сфере цифрового телевидения. Научно-производственная фирма «Криптон» из Севастополя представила комплекс оборудования для организации платного ТВ в аналоговых сетях. Ряд семинаров в рамках деловой программы провел один из ведущих системных интеграторов нашей республики компания «Окно-ТВ Казахстан». Она же представила на выставке новую версию медиасервера Omneon MediaDesk, который, по словам исполнительного директора компании Айдына Бажикеева, можно оптимально использовать для вещания средней производительности в географически разрозненных региональных филиалах, для невещательных структур — образовательных или, например, правительственных.

    На стендах компании было выставлено оборудование для производства рекламных роликов и малобюджетного кинопроизводства — камкордеры от Sony, Panasonic, Canon, оптический конвертор от компании P+S Technik. К числу наиболее заметных проектов, реализованных компанией, ее руководитель относит создание 3-камерной виртуальной студии, 6-камерного аппаратно-студийного блока, студии синхронного дубляжа кино- и видеофильмов для Республиканской телерадиовещательной корпорации «Казахстан» и 4-камерного аппаратно-студийного блока для ТРЦ «Астана» телерадиовещательной корпорации «Казахстан».

    Следует отметить, что на днях парк оборудования национальной телерадиовещательной корпорации пополнился первым в СНГ комплексом для телевидения высокой четкости, поставленным компанией Sony. Это не первый опыт сотрудничества японской компании с РТРК «Казахстан». В 1995 году Sony уже поставляла в республику передвижную телевизионную станцию (ПТС) стандартной четкости. ПТС высокой четкости, прибывшая в Алматы на днях и охарактеризованная представителями Sony далеко как не самая крупная и дорогая в своем сегменте, оборудована 10 цифровыми видеокамерами Sony HDC-1500 для прямой трансляции музыкальных и культурных мероприятий, видеомикшером Sony MVS 8000, видеомагнитофонами Sony HDW-M200P/20 и MSW M2000P, отсеком звукорежиссера, техническим отсеком.

    По словам Ивана Кана, генерального директора компании DIAS, ставшей партнером Sony в реализации данного проекта, на мировом рынке формат телевидения высокой четкости (HDTV) впервые появился в начале 1990-х, в настоящее время возможность смотреть передачи в этом формате имеют более 50 млн. телезрителей, а в США к 2008 году на вещание в формате HDTV перейдут 40 станций. Однако до сих пор существует мнение, что внедрение такого стандарта в Казахстане пока преждевременно. По мнению г-на Кана, данный вопрос нельзя рассматривать в отрыве от текущего момента, а поскольку Казахстан готовится принять Азиатские игры и в случае успеха последних может выставить свою кандидатуру на проведение зимней Олимпиады 2018 года, появление ПТС высокой четкости своевременно, целесообразно и актуально с точки зрения выведения Казахстана на международный рынок телевещания. Как сообщили представители телерадиовещательной корпорации, новое оборудование уже прошло «проверку боем» во время сольного концерта Розы Рымбаевой, прошедшего в южной столице.

    В настоящее время на территории СНГ в стадии реализации находятся еще два проекта передвижных телевизионных станций, несколько контрактов находится в стадии подписания. На выставке профессионального и вещательного оборудования Sony, проходившей в Алматы одновременно с KITEL, были представлены новые линейки продуктов и технологий для кино- и телеиндустрии, системы видеонаблюдения, видеопроекторы, оборудование для монтажа.

    Вполне возможно, в ближайшей перспективе среди крупных игроков рынка телекоммуникаций станет более актуальной презентация собственных новинок, разработок и технологий не в рамках отраслевых мероприятий, подобных KITEL, но посредством организации собственных выставок и форумов. Площадка телекоммуникационной выставки, вероятно, в большей мере будет востребована среди иностранных компаний, прощупывающих почву для выхода на рынок нашей страны, и среди новых игроков, желающих заявить о себе в массах.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии