Сармантай Касенов, 1С-Битрикс: заказчики должны понимать, для чего им сайт
Интервью с директором «1С-Битрикс Казахстан» Сармантаем Касеновым о нюансах казахстанского сайтостроительства.
Веб-разработка — отдельный большой сегмент IT-индустрии. В нынешних условиях активного развития Казнета и появления все большего числа отечественных сайтов, неизменно возникает вопрос о создании этих самых сайтов и профессионализме самих разработчиков. Один из ведущих игроков рынка систем управления сайтами, компания «1С-Битрикс», работает в Казахстане с 2007 года. В настоящее время у компании порядка 100 партнеров в Казахстане. Представительство намерено в ближайшие годы существенно повысить узнаваемость марки, увеличить количество партнеров и проникновение на рынок. В интервью Profit.kz Сармантай Касенов, директор «1С-Битрикс Казахстан», рассказал о нюансах казахстанского сайтостроительства.
— Сармантай, что представляет собой рынок веб-разработок в Казахстане? Какие основные тенденции вы бы отметили?
— В первую очередь, стоит заметить, что рынок веб-разработки в Казахстане еще только зарождается. Несмотря на то, что мы развиваемся в этом направлении уже больше 15 лет, он все еще больше напоминает не цивилизованный рынок, а, скорее, «Зеленый базар» ;) Это проявляется, например, в достаточно небольшом количестве сильных, по-настоящему профессиональных веб-студий, в недостаточном количестве сильных игроков, предлагающих действительно качественные решения. В том, что, например, нет достаточного понимания этого рынка, и как результат, нет аналитики. В России очень популярны рейтинги студий, которые дают объективную оценку их деятельности и помогают им в конкурентной борьбе. Все попытки сделать такие рейтинги в Казахстане, о которых я знаю, заканчивались неудачей. Часто заказчики не до конца понимают, зачем им сайт, не понимают, как он влияет на их бизнес, и какие усилия следует регулярно применять для извлечения максимальных дивидендов.
В общем, рынок еще пока очень молодой. Сейчас много говорится о том, что мы ожидаем некоего прорыва — роста оборотов электронной коммерции, роста числа сайтов с оригинальным контентом, роста профессионализма заказчиков и разработчиков. Может быть, это не будет резким лавинообразным переходом в новое качество, может быть, это будет эволюционное изменение. Но одно ясно точно — у казахстанского рынка есть потенциал, и есть обоснованные надежды на светлое будущее. Именно поэтому сегодня к нашему рынку проявляют большой интерес мировые лидеры и компании из России, вот и «1С-Битрикс» открывает тут официальное представительство, чтобы напрямую общаться с партнерами и клиентами.
В Казахстане есть все предпосылки для развития рынка веб-разработок. У нас есть заказчики, которых можно сегментировать по массе критериев — по размеру (крупные, средние, мелкие), по назначению (госорганы и учреждения, коммерческие структуры, общественные организации и т.д.), по отрасли, по задачам, которые ставятся перед веб-разработчиками (корпоративные сайты, интернет-магазины, порталы по оказанию услуг населению, внутренние корпоративные порталы, промо-сайты и т.д.).
У нас есть веб-разработчики, которых также можно сегментировать — по размерам (крупные — свыше 20 сотрудников, средние 5-20 сотрудников, мелкие — до 5 сотрудников, одиночки/фрилансеры), по спектру деятельности (digital-агентства полного цикла, веб-продакшены и так далее, заканчивая компаниями, которые занимаются широким спектром деятельности (от рекламных агентств до IT-интеграторов), которые занимаются веб-разработкой как одним из направлений и/или спорадически), по специализации на отрасли.
На рынке веб-разработок присутствует и государство (как регулирующий орган, через свои учреждения, задачей которых является развитие Казнета), присутствуют также инфраструктурные организации — ассоциации и объединения игроков рынка, которые защищают и лоббируют интересы своих членов, организации, которые проводят работу по проведению конкурсов, выставок, конференций и прочих съездов, СМИ, которые популяризируют и пропагандируют Казнет. Есть также поставщики услуг и решений — провайдеры интернета и хостеры, поставщики аппаратного обеспечения, поставщики ПО и программных решений. Не могу не отметить, что в России безусловный лидер в сегменте коробочных CMS — это 1С-Битрикс. Наша компания сейчас также активно развивает направление социального интранета и облачных решений. Мы заинтересованы в скорейшем развитии Казнета, становлении цивилизованного рынка и расширении бизнеса наших клиентов.
— Каков объем этого рынка в Казахстане и как он изменился относительно прошлого года?
— Как я уже говорил, реальных цифр нет ни у кого. Это связано с отсутствием организаций, которые бы такую аналитику регулярно делали. Конечно, это связано и с традиционной закрытостью казахстанского бизнеса. А также большой мобильностью игроков. Можно лишь делать какие-то предположения с разной степенью приближенности. Например, в 2011 году объем ИТ-рынка Казахстана составил порядка 1,5 мрлд долларов. В России эта цифра составила порядка 21 мрлд. долларов. С учетом того, что веб-разработка — это, в основном, городской бизнес, а в Казахстане уровень урбанизированности ниже, чем в России, можно взять поправочный коэффициент 15-20. Если применить этот коэффициент к общему объему веб-рынка в России в 2011 году (порядка 500 млн долларов), то получим примерный объем веб-рынка в Казахстане в 2011 году в районе 25-30 млн долларов.
Что касается роста, то опять же приходится опираться на сравнения. Возьмем показатели роста смежного рынка — интернет-рекламы. Примерный рост рынка интернет-рекламы, по словам одного из заметных игроков, составил в 2012 году не менее 30%. Даже если взять более скромные цифры роста, то можно оценить годовой объем рынка веб-разработок в Казахстане в 30-35 млн долларов.
Но, опять же, повторюсь, это только очень «грубые» прикидки. Для получения более-менее достоверных данных необходимо провести детальное исследование и постоянно обновлять эти данные. Очень жаль, что в Казахстане этим никто не занимается.
— Сколько веб-студий сейчас работает в Казнете? Какова средняя выручка студий?
— Вопрос по веб-студиям тоже очень интересный. Я посмотрел несколько списков веб-студий на разных сайтах. Списки эти включают от полутора сотен до трехсот студий. В списке студий, опубликованных в Казахстанском интернет-гиде Александра Ляхова — 234 позиции. При этом там есть фрилансеры, которые, например, в российских рейтингах обычно не учитываются. Но нет потенциальных игроков на рынке коммерческой веб-разработки — отделы и департаменты софтверных компаний, нет компаний, которые занимаются поддержкой только собственных проектов. Плюс — на этом рынке есть еще масса одиночек, которых традиционно описывают как «студентов, готовых сделать сайт за 300 долларов».
Сложность еще и в том, что барьеры для входа на веб-рынок очень низкие, но выжить, не имея репутации, достаточно сложно. Вот и получается, что каждый год масса новых компаний приходит на рынок, и большое число компаний умирает. Но, если взять 234 компании за точку отсчета, применить принцип Парето, то можно сказать, что в Казахстане порядка 40-50 более-менее устойчивых, активных, зарабатывающих деньги веб-студий. Средняя выручка — точных данных нет. Это вопрос к самим веб-студиям.
— Какой из источников дохода веб-студий в Казахстане можно назвать основным — собственно разработка, сопровождение проектов и консалтинг или SEO-услуги?
— Здесь опять же мы вынуждены говорить о недостатке точной информации по Казахстану. Если посмотреть на российский рынок веб-разработки, то из года в год порядка 80% веб-студий получают основной доход от разработки новых сайтов. Доходы от поддержки/развития сайтов и услуг по продвижению — также важный источник доходов, но значительно меньший. Не думаю, что для Казахстана картина радикально отличается. В связи с традиционным отставанием в уровне развития рынка, можно предположить, что у нас разработка новых сайтов — еще более важный источник доходов.
— Что наиболее востребовано среди заказчиков — простые и относительно недорогие сайты или функциональные, но более дорогие проекты?
— Ну, мы говорили про сегментирование заказчиков и разработчиков. В каждом сегменте свои задачи и предпочтения. Но, в целом, всегда будет существовать устойчивый спрос на недорогие сайты-визитки или стандартные решения. По общим ожиданиям, будет в ближайшее время рост интернет-магазинов. Кроме того, мы ожидаем увеличение спроса на корпоративные порталы, создающие единое рабочее пространство, объединяющие классические инструменты работы и инструменты социальных коммуникаций. По нашим оценкам, главный тренд в этом сегменте — социальный интранет.
— Насколько популярны среди заказчиков коробочные решения?
— Для подавляющего большинства заказчиков не так уж важно, какое именно решение стоит за сайтом. Их интересует, чтобы все было сделано быстро, качественно и недорого. Только небольшая часть заказчиков четко представляет себе функционал, который хочет получить, и четко понимает, какое именно решение обладает этим функционалом.
Но коробочные решения удобны для разработчиков, которые могут значительно снизить свои затраты и риски, связанные с самописными решениями, повысив скорость разработки и получая техническую поддержку со стороны поставщика коробочного решения. Кроме того, в некоторых сегментах, таких как внутрикорпоративные системы, коробочное решение едва ли не единственный оптимальный выбор по соотношению потраченное на разработку время/функциональные возможности. Очень популярными сейчас становятся коробочные решения, доведенные до логического завершения. Речь идет об облачных сервисах, которые позволяют организации значительно увеличить свою эффективность, не тратя годы и деньги на внедрение.
— В чем сегодня состоят основные сложности для игроков рынка веб-разработки в Казахстане?
— Да в принципе, такие же, как для любого бизнеса. Для веб-студий это — проблемы с определением стратегии, целей и задач компании, с позиционированием. Проблемы с организацией продаж своих услуг. Проблемы с организацией бизнеса в целом и, в первую очередь, организация четкого взаимодействия с клиентом на всех этапах. Корень многих из этих проблем лежит в дефиците кадров — грамотных менеджеров проектов, программистов, дизайнеров — и плохом качестве управления человеческими ресурсами в веб-студиях.
— Количество веб-студий, безусловно, растет. Однако качество проектов очень часто оставляет желать лучшего. Как заказчикам не ошибиться с выбором?
— Как выбрать правильную веб-студию — вопрос сам по себе очень обширный. И ответ на него можно найти, если заказчик четко понимает, что именно он хочет получить и что ему важнее, например, качество или стоимость. В России обычно активно используются рейтинги. В Казахстане рейтингов нет, но можно посмотреть веб-студии, которые регулярно участвуют и побеждают в конкурсах типа Award.kz. Очень эффективный инструмент — рекомендации от коллег по отрасли, друзей и знакомых. В России до 50% заказчиков предпочитают именно этот способ. Можно также объявить конкурс. Повторюсь — очень важно, чтобы заказчик четко понимал, что он действительно хочет.
Несколько лет назад я работал в другой организации. Нам надо было сделать корпоративный сайт. И мы, по сути, скомбинировали несколько методов: нашли несколько компаний, заметных на рынке, еще пару компаний нам посоветовали знакомые. Потом разослали по всем просьбу прислать коммерческое предложение. В письме мы описали, какого рода нам нужен сайт, какой требуется функционал, попросили указать сроки и бюджет. Потом все присланные коммерческие предложения свели в таблицу, где отметили важные для нас вещи, включая скорость ответа на наш запрос. На тот момент для нас важнее оказались сроки запуска сайта, этот критерий перебил и цену, и портфолио студии. Сайт мы сделали в очень сжатые сроки и успели к дедлайну. Другое дело, что если бы в этом мини-конкурсе были бы другие критерии выбора, мы бы выбрали другую веб-студию, поскольку техническое решение сайта оказалось не лучшим. Но мы получили то, что хотели, и ответственность за выбор веб-студии — только на нас.
— Нередко в момент старта проекта веб-студии озвучивают одну стоимость, а по мере работы оказывается, что требуется много дополнительных средств. Это создает негатив, возникло мнение, что сделать хороший сайт проблематично и дорого. По вашему мнению, в чем состоит проблема?
— Как показывает практика в России, заявленная стоимость, как правило, совпадает с фактической при условии, что заказчик изначально озвучивает размеры бюджета. В таких случаях, отклонения от бюджета бывают, но незначительные. Если твердого бюджета нет, то главный фактор успеха — коммуникации между заказчиком и веб-студией. С одной стороны, часто непрофессионально работает веб-студия — попытки завысить цену в процессе работы чтобы компенсировать демпинговую цену, благодаря которой, например, выиграли тендер, или ошибки при расчете себестоимости проекта. С другой стороны, очень часто заказчик не очень хорошо понимает, что ему надо и сколько это реально стоит. После подписания договора заказчик зачастую начинает вносить изменения и дополнения в техническое задание, а это неизбежно влечет удлинение сроков проекта и увеличение сметы.
Идеальный вариант — это когда заказчик четко понимает, что именно ему надо. А также отдает себе отчет в том, что создание сайта — это процесс творческий, который только в совместной слаженной работе с веб-студией ведет к успеху. Когда у заказчика есть менеджер проекта, который координирует все вопросы, начиная от сбора информации и утверждения дизайна до вопросов подписания договора и платежей. В свою очередь, профессионализм веб-студии заключается в том, чтобы совместно с заказчиком понять задачу, оценить свои затраты, обговорить все спорные вопросы и четко делать свое дело. Тут тоже очень важна роль менеджера проекта, который координирует усилия сотрудников веб-студии и правильно коммуницирует с клиентом.
Конечно, таких идеальных проектов я знаю не очень много. Но надо к этому стремиться, надо повышать уровень профессионализма на рынке — это и есть развитие рынка веб-услуг, развитие Казнета.
Комментарии