Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    Марина Богомолова, ZyXEL: вузы не успевают за темпом отрасли связи

    Интервью с главой представительства ZyXEL в странах Центральной Азии и Закавказья Мариной Богомоловой о качестве и проблемах технического образования.

    30 января 2013 09:33, Елена Смирнова, старший преподаватель Университета им. Сулеймана Демиреля, Profit.kz

    Интервью с главой представительства ZyXEL в странах Центральной Азии и Закавказья Мариной Богомоловой о качестве и проблемах технического образования.Марина Богомолова

    Марина, как вы считаете, соответствует ли качество образования по техническим специальностям в Казахстане требованиям телекоммуникационных компаний?

    — В целом техническое образование в Казахстане дает хорошие теоретические знания, но сегодняшние выпускники ВУЗов не владеют практическими навыками работы с телекоммуникационным оборудованием. Для того чтобы приблизить теорию к практике, в текущий учебный материал ВУЗов нужно внедрять как можно больше практических занятий по современным технологиям передачи данных. Однако телекоммуникационная отрасль, по сравнению с другими, развивается стремительными темпами. При этом требования работодателей к молодым специалистам растут каждый год. ВУЗы не успевают за этим темпом, так как уходит значительное время на внесение изменений в государственные стандарты образования.

    Как вы думаете, проявляют ли телекоммуникационные компании Казахстана интерес к сотрудничеству с ВУЗами?

    — Интерес телекоммуникационных компаний к сотрудничеству с ВУЗами есть. Это обусловлено потребностью в кадрах. Для этого компании готовы предоставлять ВУЗам:

    — Рекомендации по формированию актуальных и профессиональных компетенций. Это участие в создании новых дисциплин как основных, так и по выбору (элективные курсы), проведение семинаров, мастер-классов и т.д.;
    — Гранты и стипендии для поддержания интереса у целеустремленных и перспективных студентов к выбранной профессии;
    — Приглашение студентов на производственные и преддипломные практики;
    — Содействие в развитии материально-технической базы ВУЗа (научные лаборатории) и многое другое.

    Все это является своего рода «платой» за подготовку квалифицированных кадров, как для самой компании, так и отрасли в целом. Нужна только заинтересованность и активность самих ВУЗов. Здесь стоит отметить и поддержку государства, которое заинтересовано в формировании кадрового потенциала. Есть и реализуется программа по развитию ИКТ (информационные и коммуникационные технологии) на 2010–2014 годы, где предлагается комплекс мер по созданию среды для подготовки кадров. Внедряется дуальная система обучения в среднеспециальных учебных заведениях Казахстана. Система предполагает, что 70-80% времени учащийся обучается непосредственно на производстве, и только 20-30% — в колледже. Система позволяет решить ряд проблем колледжей и помогает ВУЗам. Насколько мне известно, в этом году работу по этой системе обучения начинает ряд национальных компаний, в том числе и крупнейший игрок в телекоммуникационной отрасли — АО «Казахтелеком».

    Что, по вашему мнению, может являться основной причиной нежелания телекоммуникационных компаний сотрудничать с ВУЗами Казахстана?

    — Сейчас не так много компаний, которые сотрудничают с ВУЗами и реализуют совместные образовательные активности на постоянной основе. Многие участники рынка желают сотрудничества с ВУЗами, но, к сожалению, не у всех это получается. Причиной этому может служить ряд сложившихся фактов. Например, не каждая компания может себе позволить значительные финансовые и административные ресурсы для реализации полноценных образовательных программ. Здесь важно понимать, что студенческий потенциал страны впоследствии составит еле уловимый процент реально работающих кадров, приносящих пользу именно той телекоммуникационной компании, которая делала такие вложения. А в настоящее время, в условиях продолжающегося мирового кризиса, интерес коммерческих структур к «длинным деньгам» и негарантированным доходам уходит на второй план. Однако компании могут вносить свой вклад посредством наработанных знаний и профессиональных компетенций.

    Расскажу на примере нашего проекта «Летняя школа ZyXEL». За основу программы обучения мы взяли курс по специализации Ethernet из сертифицированного обучения ZyXEL. По итогам рекомендации профессорско-преподавательского состава университета, в стенах которого проводился проект, адаптировали учебную программу. Добавили в программу мастер-классы на тему «Карьера в сфере ИТ и телекоммуникациях». Для их проведения пригласили специалистов из ведущих отечественных и зарубежных компаний, которые с большим удовольствием поделились со студентами своим опытом и рекомендациями по построению успешной карьеры. В своем роде у нас получился уникальный социально-образовательный проект на территории Казахстана, который получил высокий интерес среди студентов, ВУЗов и компаний. В реализации таких проектов нужна совместная работа ВУЗов и компаний, где одни говорят, что им нужно, а другие — то, что они могут.

    К возможным причинам нежелания компаний сотрудничать с ВУЗами можно отнести и отсутствие отлаженной системы взаимодействия. У ВУЗов нет модели совместных программ и выделенных компетентных специалистов для ведения подобной работы.

    Каким образом ВУЗы могут заинтересовать телекоммуникационные компании в сотрудничестве любого вида?

    — Подводя итог моего ответа по предыдущему вопросу, могу сказать, что для успешного привлечения компании к сотрудничеству ВУЗы должны:

    — Инициируя тот или иной образовательный проект учитывать специфику, цели и политику компании, которой предлагается партнерство в рамках той или иной образовательной активности;
    — Предлагать или поддерживать образовательные активности компании, созданные по принципу малых бюджетов и большой эффективности;
    — Решить вопрос с наличием в ВУЗе компетентных специалистов по работе с компаниями.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии