В Казахстане грядет «ЭРА ГЛОНАСС»?
Россия пытается навязать Казахстану систему спутникового оповещения ГЛОНАСС, которая значительно уступает мировым аналогам.
Россия пытается навязать Казахстану систему спутникового оповещения ГЛОНАСС, которая значительно уступает мировым аналогам.
На днях было официально заявлено, что Россия предложила Казахстану участвовать в масштабном проекте «ЭРА ГЛОНАСС» («Экстренное реагирование при авариях»). Об этом в Москве на круглом столе по навигационным технологиям рассказал вице-премьер Казахстана Кайрат Келимбетов.
В какую цену обойдется данный проект, пока не озвучивалось, но российская сторона уже выразила готовность участвовать в его софинансировании. «В случае, если наши партнеры из тех или других стран захотят, чтобы мы участвовали в софинансировании инфраструктуры, мы будем это делать, причем понимая прекрасно, что операционный контроль эти страны захотят оставить у себя», — заявил вице-премьер Владислав российского правительства Сурков на том же мероприятии. В свою очередь его коллега сказал, что власти Казахстана уже изучают предложение правительства РФ и знакомятся с российскими технологиями.
«Возможность внедрения системы ГЛОНАСС в Казахстане обсуждалась в правительстве, уже создана рабочая группа по изучению данного вопроса, — подтвердил в интервью LS председатель Комитета транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций РК Бахыт Абишев. — И сейчас мы детально изучаем саму систему ГЛОНАСС, сможет ли она быть адаптирована к казахстанским реалиям».
Смеем предположить, что «сможет», поскольку в России разработан целый комплекс мер по продвижению ГЛОНАСС на внешние рынки. Задания получили, в частности, «Роскосмос» и Минтранс. Космическому агентству поручено разработать план размещения станций дифференциальной коррекции на территориях зарубежных стран. Поручение проработать схемы расширения зоны действия системы «ЭРА ГЛОНАСС» на все пространство Таможенного союза дано Минтрансу. Среди приоритетных стран для продвижения технологий и оборудования ГЛОНАСС названы Белоруссия, Казахстан, Украина, Финляндия и Индия. Учитывая то, что Казахстан все больше интегрируется с Россией, вряд ли стоит сомневаться относительно того, что система ГЛОНАСС будет внедрена в нашей стране. Не стоит также забывать, что в Казахстане подобной системы оповещения не существует. И сейчас, попади человек в ДТП где-нибудь в казахской глубинке, ему приходится уповать лишь на счастливый случай. Между тем, «ГЛОНАСС ЭРА» — отнюдь не безальтернативный проект. В странах ЕС реализуется проект системы eCall, начало эксплуатации которой намечено на 2015 год.
Что же такое «ЭРА ГЛОНАСС»? Читаем: система предназначена для моментальной отправки сигнала о ДТП экстренным службам с указанием точных координат участника происшествия. Обязательное оснащение оборудованием «ЭРА ГЛОНАСС» ожидается в России с 2015 года. Минимальные требования к терминалам, которые будут устанавливаться на транспортных средствах, уже известны: он должен будет обеспечивать передачу сообщения о ДТП с указанием точных координат и установление двустороннего голосового соединения с оперативными службами в течение часа после ДТП. Каналы связи будет обеспечивать виртуальный оператор сотовой связи, специально для этого созданный участниками некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (НП ГЛОНАСС), куда входят крупнейшие российские операторы.
Вообще, ГЛОНАСС называют любимым детищем Владимира Путина. И за этим «детищем» тянется шлейф скандалов. В 2010 году сразу три спутника ГЛОНАСС ушли на дно Тихого океана в результате ошибок инженеров, готовивших пуск ракеты «Протон». Тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев приказал проверить эффективность расходования средств при создании системы, чем и занялась Генпрокуратура, которая вскоре обнаружила многочисленные нарушения в использовании бюджетных средств, выделенных на ГЛОНАСС. В ноябре Следственный комитет заявил, что бюджетные деньги — а это ни много, ни мало 6,5 млрд рублей — были похищены и выведены за границу с помощью подставных компаний.
Кстати, сама ГЛОНАСС родилась не сегодня и не вчера, — ее начали создавать еще в советское время в качестве «симметричного ответа» американской GPS (Global Positioning System — система глобального позиционирования). Оба проекта были весьма далеки от гражданских нужд и создавались в сугубо милитаристских целях — чтобы облегчить стратегическим ядерным силам нанесение точного удара. Кстати, во многом благодаря GPS США в свое время довольно легко расправились с Югославией и с Ираком. Это потом американцы стали использовать GPS во вполне мирных целях — спутниковая навигация стала использоваться в гражданском секторе, причем проект оказался коммерчески очень прибыльным. Между тем в России с развалом СССР и в «лихие 90-е» проект был свернут из-за отсутствия финансирования. В ходе военных кампаний в Чечне и Южной Осетии Россия систему ГЛОНАСС использовать не смогла. Между тем, гражданские, нуждавшиеся в спутниковой навигации, и сейчас выкручиваются тем, что используют надежную и эффективную американскую GPS.
Авторитетная российская газета «Совершенно секретно» метко назвала систему ГЛОНАСС «навигатором-невидимкой». «GPS действует реально и всепланетарно, а потребителей ГЛОНАСС — не в военной форме — отыскать можно лишь виртуально. Как, собственно, и сами навигаторы, — пишет журналист Владимир Воронов. — Обошел или обзвонил практически все ведущие магазины столицы, торгующие навигаторами, но осязать отечественный приемник ГЛОНАСС так и не удалось, на прилавках и в витринах их нет. Продавцы недоуменно пожимают плечами: «Зачем вам это?!» Поинтересовался у знакомых офицеров, есть ли у них навигаторы на службе: «А как же! Только не отечественные ГЛОНАСС — с ними в лесу делать нечего, а китайские GPS, которые мы сами за свои деньги и купили…». По оценкам экспертов, надежность, долговечность и жизнеспособность аппаратов ГЛОНАСС ниже GPS в разы: штатная продолжительность жизни американского спутника 10 лет, российского — 2-3 года.
Каков же охват системы ГЛОНАСС на ее родине в России? Сошлемся на данные российских СМИ. Согласно данным сайта Информационно-аналитического центра координатно-временного и навигационного обеспечения ЦНИИмаш, например, в районе хребта Хамар-Дабан, что в Прибайкалье, спутниковый сигнал вообще не виден, в большинстве регионов страны сигнал непостоянен, а кое-где ГЛОНАСС функционирует всего по несколько часов в сутки. «Так что, похоже, успешно определять свои координаты с помощью ГЛОНАСС на дальних просторах России удается пока лишь одному человеку — Владимиру Путину», — иронизирует в этой связи газета «Совершенно секретно». «Спутники ГЛОНАСС распределены неравномерно, — констатирует известный военный эксперт, директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин, — не охватывая все районы, где их могли бы использовать. В Москве и крупных городах сеть хорошая, но в других регионах России, особенно отдаленных, увы…»
ГЛОНАСС существенно уступает GPS, это признал генеральный директор российского ОАО «Навигационно-информационные системы» Александр Гурко. «Казалось бы, есть все возможности для того, чтобы ГЛОНАСС, как реальная альтернатива GPS, стал по-настоящему глобальной технологией и распространился по всему миру. Однако этого не происходит. Время для активного распространения ГЛОНАСС было упущено по причине отсутствия конкурентоспособных чипсетов ГЛОНАСС/GPS», — отметил Гурко. По его словам, чтобы догнать GPS в плане развития наземной инфраструктуры и продукции для массовых потребителей, России необходимо развиваться еще быстрее, так как отечественный рынок ГЛОНАСС не сформирован и продукты на основе его технологий появляются гораздо медленнее, чем у GPS. «Не говорю уже о продвижении на мировые рынки, где степень информированности о ГЛОНАСС почти нулевая», — признал глава первого федерального сетевого оператора ГЛОНАСС, которого цитирует РИА «Новости».
Никто не спорит: система спутникового оповещения Казахстану с ее огромной территорией и малой заселенностью просто необходима. Однако почему выбор пал именно на ГЛОНАСС, когда он не продемонстрировал свою эффективность даже России? Очевидно, что возможное участие Казахстана в проекте «ЭРА ГЛОНАСС» станет очередным шагом к сближению с Россией.
Председатель Комитета транспортного контроля Министерства транспорта и коммуникаций РК Бахыт Абишев призывает не спешить с выводами: «Зарубежные аналоги, естественно, также будут изучаться — это одна из задач, поставленных перед рабочей группой. — Подчеркну, анализ будет всесторонним и детальным. А принимать решение — это прерогатива правительства».
Российские военные эксперты солидарны во мнении, что ГЛОНАСС для РФ необходима — хотя бы по соображениям безопасности и обороноспособности страны. Однако по их мнению, российский военный космос и военно-промышленный комплекс ГЛОНАСС самостоятельно не поднимут: российская космическая промышленность исчерпала свой научно-технический ресурс. Поэтому разработчики космических комплексов уже вынуждены закупать необходимую аппаратуру за границей. По мнению замгендиректора ОАО «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» Павла Созинова, навигационную аппаратуру выгоднее производить за рубежом: в России не производятся ни жидкокристаллический индикатор, ни источник питания, ни даже корпуса.
И еще. Пару лет назад «Роскосмос» под лозунгом: «защитим отечественного товаропроизводителя» внес предложение ввести заградительные таможенные пошлины на ввоз в Россию GPS-приемников и автомобилей, не оборудованных навигатором двойного действия ГЛОНАСС/GPS. А председатель совета директоров АФК «Система» Евтушенков и вовсе высказал идею полного закрытия рынка для чужих навигаторов — для защиты отечественного товаропроизводителя, то бишь ГЛОНАСС. Кстати, по словам Владимир Путина, на продвижение системы ГЛОНАСС Россия уже затратила 60 млрд рублей.
Комментарии