Тотальная «мобилизация»
О развитии рынка сотовой связи в Казахстане через призму работы компании «КаР-Тел».
Одним из главных секретов своей непобедимости маршал Г. Жуков, внесенный в списки самых знаменитых полководцев XX века, называл связь, которая, по его словам, позволяла, будучи в курсе всех событий и изменений, оперативно на них реагировать. Перефразируя крылатое выражение, с изрядной долей уверенности можно сказать, что сейчас «связь — это нерв государства и общества», который обеспечивает мгновенную реакцию на любые изменения как во внутренней, так и в окружающей среде. Невозможно найти сферу или область деятельности, развитие которой не зависело бы от связи и коммуникаций. Следовательно, эволюция развития общества напрямую зависит от развития телекоммуникационного рынка страны. Интересен такой факт: к примеру, если количество абонентов стационарной сети на начало года составляло 2,5 миллионов, то число абонентов, пользующихся мобильной связью, перешагнуло за отметку 6 миллионов. Такой бурный рост спрогнозировать можно достаточно легко, если принимать во внимание тот факт, что процент проникновения сотовой связи в стране уже сейчас превзошел отметку в 45%, динамика роста которой за прошлые годы более чем впечатляет.
Однако, как считают аналитики, это далеко не предел, поскольку аналогичный показатель в России доходит до 70% по стране, а в Москве — 102%. Подобный уровень для Казахстана прогнозирует и генеральный директор компании
Спрогнозировать сценарий, по которому пойдет дальнейшие развитие ситуации на сотовом рынке Казахстана, довольно несложно. Для продолжения роста численности абонентской базы операторам придется начать поиск новых свободных сегментов рынка, до сего времени незанятых. По мере насыщения рынка операторы будут смещать акцент на эмоциональную составляющую выбора абонентом того или иного оператора, а значит, все большее значение приобретает понятие «брэнд».
Это стильное слово сейчас уже не просто модный термин, но и признанный инструмент производителей товаров и услуг, позволяющий им вести битву за умы и сердца потребителей. Именно брэнд является способом идентификации продукта в глазах потребителя. Сотовая связь тому не исключение: одним из ярких событий, произошедших за последние пару лет на рынке, стал вывод брэнда Beeline — торговой марки, появившейся в Казахстане в апреле 2005 года и сразу же громко заявившей о себе. Но обо всем по порядку.
Кто на новенького?!
Говорят — новичкам везет, однако в данном случае назвать российскую компанию, имеющую одни из лидирующих позиций на российском рынке сотовой связи, — ОАО «Вымпелком» — «новичком» не поворачивается язык. Компания, представляющая торговую марку Beeline с 1993 года, в настоящее время оказывает услуги мобильной связи на территории, на которой проживают свыше 237 миллионов человек. Финансовые показатели компании столь же внушительны, как и физические: I квартал 2006 года стал двадцать шестым кварталом по счету, показывающим непрерывный рост выручки, объем которой равняется $ 936 млн.
Появление компании в 2004 году на сотовом рынке Казахстана стало одной из самых обсуждаемых новостей, поскольку ее приход сулил массу неудобств для других игроков сотового рынка Казахстана.
Приобретение
В том, что этот опыт богат, сомневаться не приходится, поскольку мы не понаслышке знаем о жесткой конкуренции, царящей на рынке мобильной связи России. Так, число абонентов сотовой связи в России в этом году превысило 93 млн. человек. Уровень проникновения сотовой связи в целом по стране составил чуть менее 65%, в московской лицензионной зоне — 115%, в С. Петербурге — 100%. Такие данные по итогам анализа рынка сотовой связи в России распространила исследовательская компания
Подобный переизбыток предложений не преминул сказаться на тактике и стратегии работы компаний, предоставляющих услуги сотовой связи. Огромное количество тарифных планов, предлагающих клиенту разнообразные формы и условия для разговоров и оплаты, различного рода дополнительные услуги — все это в сумме привело к тому, что новых ниш на российском рынке практически не осталось. Борьба развернулась за существующие сегменты, за перераспределение существующих долей.
В подобных условиях заинтересовать клиента может уже не просто информация о качестве и стоимости продукта, а эмоциональная составляющая, то есть способность заинтересовать, вызвать интерес и желание быть сопричастным к продукту, а значит, побудить желание приобрести именно этот товар.
Как известно, одних только рекламных лозунгов недостаточно для того, чтобы вызвать симпатию и приверженность пользователя: постоянное качество, адекватная рынку цена и доступность продукта каждый день — именно на этом строится приверженность к брэнду, Если же рыночные игроки планируют строить долгосрочные отношения со своими абонентами, то необходимы инвестиции как в лояльность со стороны последних, так и инвестиции в качественный продукт, а значит — инвестиции в развитие сети.
Инвестиции «Вымпелкома» в 2005 г. выросли на 31,6% по сравнению с 2004 г. и составили $1,635 млрд. Об этом на пресс-конференции в Москве сообщил исполнительный вице-президент компании Николай Прянишников. По его словам, в 2006 г. «Вымпелком» планирует инвестиции на уровне $1,6 млрд. При этом в текущем году инвестиции в развитие российской сети снизятся на 20% — до $1,2 млрд.
В свою очередь, гендиректор компании Александр Изосимов сообщил, что данные инвестиции не учитывают возможных покупок. Он отметил, что компания намерена в этом году расширить свое географическое присутствие в СНГ.
Как вы яхту назовете, так она и поплывет
Ряд национальных особенностей страны, а именно: огромная территория и низкая плотность населения вносят в планируемую работу компании определенные коррективы. Понятно, что охватить сотовой связью такую территорию на 100% довольно сложно, да и навряд ли имеет смысл, поскольку население распределено по территории страны неравномерно. Поэтому специалисты
Немаловажное значение приобретает и охват связью транспортных артерий республики, в силу очагового проживания населения страны. Согласно статистике, через различные сухопутные магистрали в республике проходит поток пассажиров численностью до 20 миллионов человек. Заботясь о том, чтобы абонент не почувствовал себя оторванным от связи с внешним миром, ТОО
Еще одним козырем в рукаве
Что же помогло компании осуществить столь стремительный бросок? Как показала практика, не последнюю роль в этом деле сыграла умелая маркетинговая политика, а также уникальные торговые предложения, которые для неизбалованного казахстанского абонента стали заманчивой и выгодной находкой, тем самым устанавливая новый уровень сервиса для казахстанского рынка сотовой связи.
Наблюдатели помнят, что первое, чем привлек
Учитывая давние добрососедские отношения, связывающие Казахстан и Россию, налаженные контакты между нашими государствами и большое количество граждан, посещающих страны (только по данным ОАО «Российских железные дороги», количество пассажиров из Казахстана в Россию за I квартал 2005 года составило около 300 тыс. человек), абонентам Beeline была предложена услуга онлайн-роуминга на территории России. Примечательно, что компания отменила пороговые суммы включения/отключения роуминга для абонентов всех тарифных планов Beeline.
Другим примером нестандартного подхода к удовлетворению конкретных нужд пользователей стало разработанное
Одновременно с увеличением зоны охвата и улучшением качества связи компания активно строит сервисную сеть по стране, охватывая не только областные центры, но и районы республики. Подобная активность логично вписывается в стратегию компании по поиску и проникновению в новые секторы рынка, что находит отражение в численности абонентов компании.
Взгляд в будущее
По мнению аналитиков
Подводя итог вышесказанному и имея в виду такие рыночные примеры, как компания
Объем выручки ОАО «Вымпелком»:
1q 2005 — 640,4
2q 2005 — 769,7
3q 2005 — 890,2
4q 2005 — 910,4
1q 2006 — 936,2
Общее количество абонентов мобильной связи в РК:
2000 — 240 тыс.
2001 — 600 тыс.
2002 — 880 тыс.
2003 — 1,4 млн.
2004 — 2,6 млн.
2005 — 5,4 млн.
2006 q1 — 6,01 млн.
Комментарии