Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    Услуга первой необходимости

    Положение рынка услуг фиксированной телефонии в Казахстане.

    17 апреля 2007 13:12, Алтын Секеева, Exclusive
    Рубрики: Рынок, Связь

    Средняя телефонная плотность по Казахстану составляет 18 номеров на 100 жителей. Телефонной связью пользуется чуть больше половины домохозяйств страны.

    Фиксированная связь по-прежнему остается одним из наиболее актуальных средств коммуникаций. Наличие стационарной телефонии является в современном мире необходимым условием работы большинства предприятий и организаций, а также залогом комфортного быта. В 2006 году фиксированная телефония по объему доходов заняла второе место среди телекоммуникационных услуг, на первом — мобильная связь. По данным Агентства РК по статистике, доходы от услуг фиксированной связи в 2005 году составили 61,6 млрд. тенге, в 2006 году — 81,5 млрд. тенге.

    Наибольшее число абонентов в стране, использующих данный вид связи, приходится на компанию «Казахтелеком» — 2,8 млн. человек. Это 96% рынка фиксированной телефонии. В 2006 году крупнейшим оператором установлено более 250 тыс. основных телефонных аппаратов, в том числе в городской сети — 188 тыс., в сельской — 62 тыс. При этом следует сказать, что телефонизация сельских населенных пунктов является основной проблемой для «Казахтелекома».

    Как известно, Казахстан обладает большой территорией и низкой плотностью населения. По размеру территории Казахстан занимает 9-е место в мире после Аргентины и Бразилии, в то время как по населению страны — только 60-е.  Все это приводит к тому, что телефонизация населенных пунктов в сельской местности связана с большими затратами и относительно невысокими доходами. Таким образом, данный рынок является коммерчески непривлекательным для операторов связи. Они предпочитают развивать свой бизнес в более доходных сегментах телекоммуникационного рынка.

    Сейчас в Казахстане не охвачены телефонизацией 711 населенных пунктов, в том числе с населением свыше 50 человек — 367. Для удовлетворения текущего спроса на установку телефонов «Казахтелеком» планирует помимо использования традиционного линейно-кабельного хозяйства применять беспроводной доступ по технологии WLL. В 2007 году почти 30% установок будет осуществляться посредством указанной технологии, что должно сократить количество очередников в три раза. В некоторых регионах наблюдаются перегрузки на определенных направлениях, включая междугороднюю и международную связь. Эта проблема возникает в связи с увеличением нагрузки и из-за нехватки каналов связи. В вечернее время увеличение нагрузки в основном происходит в районах компактного проживания, в так называемых спальных районах. Для решения данного вопроса проводятся работы по замене морально устаревшего аналогового оборудования, у которого возможности увеличения каналов исчерпаны (что в свою очередь влияет на пропускную способность) на современную аппаратуру цифрового типа SDH.

    Сегодня «Казахтелеком» строит мощную мультисервисную сеть на основе кольцевых магистральных волоконно-оптических линий связи, способных пропускать огромные потоки информации. ВОЛС имеют повышенную защищенность и высокую аварийную устойчивость, а для исключения перерывов в предоставлении услуг используемые в работе каналы и оборудование дублируются. Компания постоянно проводит работы по модернизации аналоговых АТС, в основном модернизация проводится с применением широкополосного мультисервисного абонентского доступа с использованием технологии NGN, что позволяет внедрить ряд современных дополнительных видов обслуживания, а также создает платформу для внедрения услуг triple play (голос, дата, видео).

    Компанией в 2006 году принята к исполнению Комплексная программа по модернизации аналоговых АТС Алматы. Реализация программы разбита на два этапа и должна быть завершена к концу 2008 года. Всего модернизации подвергнется 174 тыс. номеров, или порядка 20 аналоговых АТС. На первом этапе в 2007 году планируется модернизировать АТС-42/43,  46, 47, 68, 20/29,  30. На втором этапе в 2008 году планируется модернизировать АТС-25, 48/49,  22/23/24,  40/41,  21/28,  35/36,  31.

    Одним из важных показателей технического и социального развития любой страны остается уровень телефонизации, то есть количество работающих телефонных аппаратов, приходящееся на каждую сотню граждан. Перед компанией поставлена задача увеличения телефонной плотности до уровня не менее 25–30 основных аппаратов на 100 человек. Завершение полной «цифровизации» городских (в 2009 г.) и сельских (в 2012 г.) телефонных станций должно в большей мере способствовать решению этой проблемы. Совсем недавно АО «Казахтелеком» завершило работы по цифровизации телефонной связи в Костанае. Таким образом, Костанай стал седьмым после Атырау, Актау, Шымкента, Актобе, Астаны и Талдыкоргана городом Казахстана, где полностью обеспечена цифровая телефонная связь.

    На казахстанском рынке услуг фиксированной связи в настоящее время, кроме «Казахтелекома», 8 крупных операторов оказывают услуги междугородной и международной связи. Это: АО «Транстелеком» (1,5%  рынка по данным АИС), АО «Казтранском» (0,11%), АО «Нурсат» (0,16), АО «Арна» (0,11%), АО «Астел», АО «TNS Plus», ТОО «Центр технической информации», ТОО «Ивентис-Телеком». Правда, новые компании предоставляют свои услуги только в ряде крупных городов Казахстана. Все они примерно в одно время начали свою деятельность, услуги компаний ориентированы в основном на корпоративных клиентов. Но в ближайшем будущем телекоммуникационные операторы собираются расширять территорию своей деятельности и привлечь большее количество клиентов, среди которых уже будут физические лица.

    Например, АО «Арна» с торговой маркой Ducat действует на рынке телекоммуникаций уже 14 лет. На сегодняшний день на компанию приходится 7 тысяч абонентов, использующих фиксированную связь, что от общего числа абонентов по Казахстану составляет 0,11%. Ducat имеет абонентов пока только в 4 городах: Алматы, Астане, Актау, Атырау. Но в планах компании расширять географию деятельности в таких городах, как Шымкент, Павлодар, Усть-Каменогорск, Караганда и многих других, и соответственно увеличить количество абонентов. Также рост пользователей связи в компании будет происходить за счет телефонизации новостроек. В настоящее время Ducat заключила договоры со строительными компаниями «Тенгиз Строй», RealStroyGroup, ТS Еngineering. В собственности компании на данный момент находится более 100 тысяч номеров, в том числе 10 тыс. номеров, начинающихся на 250, еще 10 тыс. номеров, начинающихся на 266, 1 тыс. номеров, начинающихся на 2952. Эти номера будут установлены в квартирах новоселов современных жилых комплексов. Первыми частными клиентами компании стали пользователи карточки «Ducat NetСard», «Позвони Card».

    Изначально компания ориентировалась на деловые центры городов. В настоящее время она предоставляет свои услуги и в удаленных от центра районы посредством спутниковой связи. Львиная доля абонентов Ducat приходится на корпоративных клиентов, которые преимущественно находятся в Алматы. Их у компании 6000. Среди них посольства, банки, холдинги, крупные иностранные и казахстанские компании, отели и другие организации. Ducat с 1 марта 2007 года снизила тарифы на международные направления в среднем на 50% при звонках с городских телефонных номеров.

    Другая компания Astel на рынке услуг связи уже 11 лет, но начала осуществлять предоставление услуг телефонии лишь с 2005 года. Все это время компания работала исключительно с корпоративными клиентами. В настоящий момент руководством компании прорабатывается план по выводу на рынок услуг фиксированной связи для физических лиц. Проблемой, связанной с этим видом услуг, в компании называют отсутствие собственной городской линейно-кабельной инфраструктуры.

    Фиксированная телефония продолжает развиваться. Важную роль в этом играет демонополизация рынка. И хотя альтернативные «Казахтелекому» компании пока занимают небольшие доли рынка, конкуренция уже сейчас заставляет всех операторов связи повышать качество услуг и снижать тарифы. И эта тенденция будет только усиливаться по мере расширения клиентской базы различных операторов.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии