Следите за новостями

Цифра дня

Ветроэлектростанцию на 100 мВт построят в Туркестанской области

    Пять китов телекома

    Через стратегию крупнейшего инфоком-оператора республики можно увидеть основные тренды дальнейшего развития телекоммуникационного рынка Казахстана.

    9 апреля 2012 09:07, Николай Иванов, Эксперт Казахстан

    Через стратегию крупнейшего инфоком-оператора республики можно увидеть основные тренды дальнейшего развития телекоммуникационного рынка Казахстана

    AО «Казахтелеком» в этом году провело анализ своих бизнес-процессов и в настоящее время переживает реорганизацию. Главная задача, которая при этом стоит, сделать компанию более клиентоориентированной. Уже проведен ряд глубоких структурных изменений, сформирован единый центр продаж, создан центр по формированию продуктов. Для упрощения разработки сервисов и контроля за качеством осуществлен переход на централизованное управление сетью.

    Реорганизация проходит на фоне усиления конкуренции на всех рынках, где представлен «Казахтелеком». Кроме того, телекоммуникационный рынок в целом быстро меняется и оператору приходится иметь дело с новыми трендами.

    Кабельная основа

    Среди тенденций на телекоммуникационном рынке Казахстана в «Казахтелекоме» отмечают, в частности, сокращение темпов роста по фиксированной телефонии, происходящее вследствие высокого уровня насыщения рынка. Другая тенденция — мобильное замещение. С развитием мобильных сетей третьего и четвертого поколений мобильное замещение может касаться не только телефонии, но и услуг доступа к сети интернет, поскольку сети сотовой связи будут обеспечивать скорости передачи данных, соизмеримые со скоростями в фиксированных сетях. Третья тенденция — непрекращающийся бурный рост услуги широкополосного доступа к сети интернет как фиксированного, так и мобильного.

    Инвестиционные приоритеты «Казахтелекома» сейчас — это развитие оптических технологий до абонента, высокоскоростной мобильный доступ, выход на рынок VAS-услуг и ряд других крупномасштабных инвестиционных проектов.

    Главный директор по стратегическому управлению АО «Казахтелеком» Батыр Маханбетажиев отмечает пять основных направлений дальнейшей работы, содержащихся в утвержденной недавно долгосрочной стратегии. Речь идет об укреплении на рынке мобильной связи. О развитии на рынке фиксированной связи. О завоевании лидерства на рынке предоставления контента и приложений. О развитии корпоративных инфокоммуникационных услуг. Об укреплении позиций на оптовом телекоммуникационном рынке. Каждое из этих направлений — это отдельный перспективный рынок.

    Основной сегмент, по-прежнему, фиксированная связь. Компания ставит себе задачу сохранения влияния на рынке в области телефонии (ее доля сейчас свыше 90%) и развития фиксированного ШПД.

    Одной из явно проявившихся тенденций на рынке ШПД стало развитие сетей FTTx. Это оптоволоконные линии связи, которые позволяют осуществлять передачу данных на больших скоростях. После реализации строительства магистральных сетей по технологии FTTx «Казахтелеком» сфокусировал свою активность на доведении их до конечного потребителя, то есть на «последней миле».

    Вместе с тем строительство альтернативными операторами волоконно-оптических сетей доступа обеспечивает предоставление ими конвергентных услуг и пакетных предложений.

    Учитывая усиление темпов перехода на волоконно-оптические сети доступа всех операторов связи, в том числе и АО «Казахтелеком», конкуренция в предоставлении услуг на этой базе будет расти, что, несомненно, повлияет на экономические показатели проекта по строительству новых оптоволоконных сетей. Учитывая высокий и постоянно растущий уровень конкуренции на этом рынке, а также все более увеличивающийся уровень проникновения ШПД в Казахстане, «Казахтелеком» оценивает потенциал роста доходов в этом сегменте как умеренный — порядка 9% в год. Несмотря на то, что мобильное направление будет расти быстрее, в компании считают, что именно фиксированные линии будут давать компании основной доход в ближайшие годы.

    Оставаться мобильным

    Второе направление развития «Казахтелекома» — самый динамичный и конкурентный рынок в секторе телекоммуникаций — высокоскоростной мобильный доступ.

    В прошлом году шведская Teliasonera заключила соглашение с АО «Казахтелеком» о приобретении доли в 49% в ТОО «GSM Казахстан ОАО «Казахтелеком»«, работающем под торговой маркой «Kcell». В группе «Казахтелекома» остался только «Алтел», который предоставляет услуги мобильной связи в стандарте CDMA и занимает порядка 5% рынка. При этом доля доходов от услуг мобильной связи составляет в общем объеме доходов предприятий связи 54,2%. Это очень перспективный телекоммуникационный сегмент.

    Стандарт CDMA будет использоваться для голоса и интернета в сельской связи. В результате строительства 2008-2011 годов сельская сеть CDMA охватила 78,84% СНП (сельских населенных пунктов). На начало 2012 года программа телефонизации СНП практически перешла в завершающую стадию. Нетелефонизированными остались малонаселенные СНП, зачастую расположенные вдали от районных центров. Дальнейшее развитие сельской связи — это организация возможности доступа к сети интернет наряду с передачей голосовых сообщений. К 2015 году планируется стопроцентная телефонизация малонаселенных СНП.

    Телеком в облаках

    Еще одно направление работы «Казахтелекома» — контент и приложения. Компания будет продавать разнообразный контент — видео, книги, музыку, приложения и пр. Флагманский продукт в этой области — iD TV (цифровое телевидение). «Это направление также призвано улучшить продажи и в первых двух сегментах за счет пакетных предложений, когда, например, по одному кабелю будут оказываться услуги телефонии, интернет-доступа и телевидения, — рассказывает Батыр Маханбетажиев. — По прогнозам ведущих операторов, в 2014 году 1 экзабайт информации будет приходиться только на видео. Это означает рост объема передачи в 4 раза. Будет расти доля видео и в мобильном потоке». Это направление в связи с развитием новых каналов связи обещает быстро набирать обороты.

    Четвертое направление — монетизация IT-инфраструктуры. «Казахтелеком» сейчас активно строит дата-центры. В Павлодаре, например, сейчас строится флагманский дата-центр по мировым стандартам. Его аналогов в СНГ нет. Столь крупный дата-центр сможет удовлетворять нужды большого количества компаний, и его клиентами, возможно, будут не только казахстанские организации, но и представители приграничных районов России. Основными услугами будут хранение данных, хостинг, услуги в области безопасности. Также здесь будут оказывать услуги по облачным вычислениям — это тренд, быстро набирающий силу в IT-сфере. Сейчас активно идет разработка услуг, первое время их будет 9-11. Разработкой будет заниматься «KT Cloud Labs», которая зарегистрирована в Парке информационных технологий «Алатау IT-city».

    Пятое перспективное направление — это оптовый бизнес. В этом сегменте важен потенциал международного транзита. В частности, есть высокая потребность в передаче данных между Востоком и Западом. По сравнению с российскими маршрутами, казахстанские более чем на тысячу километров короче, что делает их привлекательнее. Однако для этого потребуется дальнейшее серьезное развитие каналов связи. «Если мы обеспечим надлежащее качество, любой из операторов в Гонконге закажет передачу через нас, — уверен Батыр Маханбетажиев. — Надо также обеспечить резервирование хорошего качества. Необходимо иметь несколько международных стыков. Сейчас запускаются стыки с Китаем, Туркменистаном — это даст рост транзита на Иран, Афганистан и другие страны региона». Транзит из России в Азию также быстро растет, и здесь казахстанские маршруты тоже могут быть востребованы.

    «Сейчас мы конкурируем с шельфовыми кабельными системами в Индийском океане — там очень много операторов, — рассказывает г-н Маханбетажиев. — Качество немного похуже, но цены низкие. Даже если будут разрывы и низкая скорость, клиент не уходит от них из-за цены. Маршруты по земле называют премиум-маршрутами. Скорость и стабильность сигнала здесь выше, но они дороже. Наземными маршрутами пользуются те, кому важно качество, в частности биржи и банки. Спрос на такие услуги будет всегда».

    Батыр Маханбетажиев прогнозирует, что в обозримом будущем основной источник доходов группы будет давать фиксированный доступ. За второе место будут конкурировать мобильное направление и оптовые продажи.

    Несмотря на наличие достаточных собственных финансовых возможностей, «Казахтелеком» всегда рассматривает варианты привлекательного заемного финансирования для реализации инвестиционной программы (как от местных, так и от зарубежных финансовых институтов). Батыр Маханбетажиев отмечает, что для инфраструктурных проектов подобные займы бывают очень выгодны. Например, сейчас компания рассматривает возможность получения 200 миллионов долларов от Европейского банка реконструкции и развития для инновационного развития компании во всех вышеуказанных направлениях.

    АО «Казахтелеком» через свои стратегические проекты, очевидно, сохранит сильные позиции на телекоммуникационном рынке страны, однако большинство его перспективных направлений является также предметом интереса других операторов. Все основные сектора связи в обозримом будущем ждут серьезных перемен — в первую очередь прихода новых технологий и усиления конкурентной среды.
     

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии