Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Передел в интернете

    Конфликт свободы и контроля — так, наверное, можно назвать сложившуюся ситуацию с защитой авторских прав в Казнете.

    10 февраля 2012 15:51, Екатерина Корабаева, Павел Грудницкий, Бизнес & Власть
    Рубрики: Интернет

    Конфликт свободы и контроля — так, наверное, можно назвать сложившуюся ситуацию с защитой авторских прав в Казнете.

    Как известно, с 31 января вступили в силу поправки в Закон «О защите интеллектуальной собственности Республики Казахстан», которые предусматривают наказание пользователей и владельцев сайтов за хранение, обмен и распространение в интернете нелицензионного контента, а именно зарубежных фильмов, музыки, книг, игр и пр.

    Нововведения вызвали недовольство со стороны многих пользователей Казнета. Казахстанские любители Всемирной паутины ушли покорять просторы соседних интернет-морей. Это, естественно, не могло не сказаться на объеме внутреннего трафика, который тут же упал в десятки раз. А ведь еще полторы недели назад объем потребления пользователями внутреннего трафика превышал объемы потребления внешнего трафика.

    Но за любыми изменениями всегда следует череда новых… При этом одни, несмотря на такой результат, видят в таких изменениях рациональное зерно, другие — ограничение своей свободы.

    В результате, по словам продюсера, менеджера блог-платформы yvision.kz Самсона Безмятежного, в настоящий момент в Казнете не осталось ни одного действующего крупного торрент-трекера. Действуют лишь пара файлообменников, и все на этом.

    Закрыты торрент-трекеры Kaztorka.org, Megatorrents.org, пиринговая часть ресурса btr.name, также известного как «Первый казахстанский торрент-трекер». Трекер p2p.kz стал блог-платформой, Namba.kz закрыла возможность просмотра фильмов и прослушивания музыки, Megafree.kz — служба обмена файлами — прекратила свою деятельность, владелец ресурса tv1.kz получил повестку явиться в правоохранительные органы. Kiwi.kz продолжает работать, но просматривать видео, по словам Самсона Безмятежного, в настоящий момент на сайте невозможно по техническим причинам.

    «Наверняка в ближайшее время этот список значительно пополнится. Отдельно отметим — большинство из этих интернет-ресурсов не стали дожидаться «предупреждений», а просто-напросто сами подняли руки вверх и сдались, даже не попытавшись отстоять свои права. Возможно, это правильный шаг, так как все казахстанское интернет-сообщество не могло не заметить это и взбунтовалось», — рассказывает г-н Безмятежный.

    Член оргкомитета Казахстанской интернет-конференции i-MIX и руководитель казахстанского филиала компании CNP Processing GmbH (Швейцария) Константин Горожанкин в свою очередь считает, что экономика, которая завязана на продажу продуктов интеллектуальной собственности, получит новый толчок к развитию. Те же, чей бизнес был связан с торрентами и прочими средствами распространения нелицензионного софта, будут нести убытки.

    «В целом на имидже страны это скажется хорошо, тем более в преддверии вступления в ВТО. Да, пользователи потеряют доступ к бесплатной скачке нелицензионной музыки, книг и видео. Вернее, они перейдут на те сайты, где есть на это лицензия. Некоторые из них платные, некоторые зарабатывают за счет рекламы», — говорит г-н Горожанкин.

    Конечно, при этом большая часть пользователей, по его словам, отправится на сайты вне Казнета за нелицензионным контентом. «Но ограничения, введенные в Казахстане, соответствуют международной практике. Обратите внимание, одновременно с нами были закрыты крупнейший российский и украинский торрент-трекеры. Идет обсуждение ужесточения законодательства об авторском праве в США и Европе. В ближайшие два года интернет сильно изменится, глобальный интернет и Казнет в частности», — делится Константин Горожанкин.

    Между тем Самсон Безмятежный считает несколько иначе: «Да, Казахстану нужно соответствовать европейским стандартам в законодательстве. Но чиновники забывают о том, что и уровень жизни населения должен соответствовать европейскому. На казахстанском рынке лицензионной аудиопродукции невозможно найти множество исполнителей». Стоимость лицензионных игр и фильмов у нас, по его словам, как в Европе, а вот доходы граждан, увы, нет. Рядовому «немцу» 20 евро отдать за новую игрушку — все равно что купить пачку сигарет, ну или 3-4 булки хлеба. Для простого казахстанца эта цифра является немалой. А ведь есть игры и по 60-70 долл./евро. То же самое относится и к фильмам.

    В настоящий момент в Казнете не осталось ни одного действующего крупного торрент-трекера.

    «Что до авторов, о правах которых пекутся разработчики законопроекта, насколько известно, дивиденды еще не получили, и, по нашим прогнозам, деньги вряд ли дойдут непосредственно до адресатов. Дистрибьюторы легального контента наивно полагают, что станут продаваться диски, даже цены начали снижать. Но есть Рутрекер и ВКонтакте, где множество фильмов, сериалов и музыки, придется и их закрывать, чтобы бороться с пиратами. И тогда у нас будет почти как в Северной Корее», — отмечает г-н Безмятежный.

    До принятия поправок, по его словам, ничто не мешало создавать различные сервисы в Казнете. Поэтому г-н Безмятежный считает, что Интернет-ассоциация Казахстана абсолютно неправа, утверждая, что таким образом появится возможность для новых стартапов с собственным контентом. Чтобы производить высококачественный контент, конкурирующий с российским, нужны технологии и инвестиции, деньги для развития ресурсов берутся с баннерной рекламы. А теперь эти деньги уйдут из страны, пользователи там будут смотреть чужую рекламу.

    «Принимать поправки сейчас было слишком поспешным решением, ресурсы Казнета даже еще не встали с колен — в совокупности сайты Казнета посещают не более 2 млн человек в день. Эта цифра долго достигалась и сейчас пойдет на спад. Мы вернемся в старый добрый 2008 год, когда «физически» понятия «Казнет» не существовало», — предупреждает Самсон Безмятежный.

    Руководитель Информационно-дискус­сионного портала Platon.kz Абен Абдрасилов, говоря о бизнесе в целом, считает, что в большей части от поправок пострадают изготовители и реализаторы контрафактного товара. «Но, опять же, можно ли назвать эту деятельность бизнесом? Ведь они в массе своей работают нелегально и, естественно, не платят налоги в бюджет. Существенных изменений в Казнете, не считая закрытия торрент-трекеров и некоторых сервисов, пока не произошло, ведь закон вступил в силу совсем недавно, но, как мы уже заметили, наблюдается недовольная реакция на него рядовых пользователей Сети», — делится своим мнением г-н Абдрасилов. Вопрос в том, что у многих гигантов Казнета снизится трафик, а трафик, по словам г-на Абдрасилова, это первое, что привлекает рекламодателей. Ну а то, что реклама — это основной доход интернет-ресурсов, — общеизвестный факт.

    Зато закон выгоден создателям лицензионной продукции. Кроме того, среди интернет-ресурсов Казнета, по словам Абена Абдрасилова, от вступления в силу поправок выиграют магазины и подобные им сайты по продаже дисков, книг или других объектов авторского права. Однако и тем и другим стоило бы пересмотреть ценовую политику на свои товары и услуги.

    Получается, казахстанцам теперь только и остается, что надеяться на снижение цен на уже ставшие им привычные новинки мирового кинематографа, музыки. Или же искать другие способы проведения своего досуга.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии