Марина Коробкова, ComNews Research: тарифы будут усложняться
Интервью с Мариной Коробковой, аналитиком ComNews Research, о состоянии и перспективах казахстанского рынка сотовой связи.
За последний год ситуация на телекоммуникационном рынке Казахстана значительно изменилась, он стал более конкурентным. При этом конкуренция разворачивается не только на рынке сотовой связи, но и на рынке широкополосного доступа к интернету и на поле международной телефонии. Таким образом, у абонентов есть широкие возможности по выбору оператора связи, который удовлетворит все его требования как в услугах сотовой связи и фиксированной телефонии, так и доступа в интернет. О том, насколько казахстанский телеком-рынок привлекателен для инвестиций и куда он будет развиваться в ближайшие три года, в интервью Profit.kz рассказала Марина Коробкова, аналитик ComNews Research.
— Марина, как вы оцениваете развитие телекоммуникационного рынка Казахстана? В чем его основные проблемы?
— Казахстанский рынок телекоммуникаций имеет свои особенности, но не стоит особняком от телеком-рынка стран СНГ. Одна из его характеристик — это имевшая место быть монополизация как рынка фиксированной связи, так и сотовой связи. Кроме того, в Казахстане довольно высокая стоимость услуг операторов сотовой связи по сравнению с другими странами СНГ, что можно объяснить низкой конкуренцией. Так, средняя цена одной минуты разговора в 2010 году составила $0,207. Это значит, что еще есть большой запас для снижения стоимости минуты разговора без ущерба для оператора связи. Но мы прекрасно понимаем, что пока операторов не загонишь в угол, никто из них не будет лишать себя сверхприбылей. Я думаю, что выход на ваш рынок сотовой связи нового игрока из Швеции поможет решить этот вопрос, потому что Tele2 известен всему миру своей политикой оператора-дискаунтера. В некоторых регионах России он очень хорошо «прогибает» федеральную «тройку» и им ничего более не остается, как снижать свои тарифы. И по факту в тех регионах, где он присутствует, цены ниже, чем в тех регионах, где Tele2 нет.
— Насколько наш телекоммуникационный рынок привлекателен для инвестиций?
— Здесь ситуация следующая (возможно, это национальный колорит, так как рынок больше относится не к Европе, а к Азии), а именно: государству присуще достаточно стабильное и степенное развитие, что привлекает инвесторов. Единственное, чего они опасаются — это выходить на рынок на долгосрочную перспективу. Мы знаем, что крупные инвестиции зависят, в том числе, и от политической ситуации в стране. Если сегодня у вас все стабильно, то многие опасаются того, что произойдет с политическим строем, когда ваш президент страны покинет свой пост. Возникает ряд вопросов о том, кто будет преемником, каким будет политическое волеизъявление новой власти относительно всех игроков рынка и т.д., а предсказать это все невозможно.
С другой стороны, из-за того, что Казахстан, как и многие его соседи, не специализируется на рынке услуг, а поэтому и особо большие деньги на этом рынке еще не зарабатывает. То есть доход от телекоммуникационного рынка в общем объеме ВВП не занимает огромную часть, как, например, добывающий сектор экономики страны. Понятно, что этот рынок жизненно важен для общества, перспективен. Но в экономике страны он пока не лидер и именно поэтому можно говорить, что это нерискованная отрасль. Телекоммуникационный рынок в любом случае будет развиваться и инвесторы будут на него приходить.
— Сколько операторов может в себя вместить казахстанский рынок сотовой связи?
— В данном случае это ситуация, которая имеет место быть на рынках Европы и Северной Америки, а не только в странах СНГ. Любой рынок может в себя вместить максимум четыре компании, при этом лидер чаще всего имеет долю от 20% до 30%. Страны Содружества в этом смысле не особенные и основные лидеры именно такую долю (в частности, в России и Таджикистане). В Казахстане долевое распределение абонентской базы по основным игрокам в I полугодии 2011 года выглядит следующим образом: 49,4% — у «GSM Казахстан», 42,1% — «КаР-Тел», 6,6% — «Алтел» и 1,8% — Tele2. Для сравнения, в 2008 году у «GSM Казахстан» доля рынка составляла 53,6%, 38,7% — у «КаР-Тел» и 7,7% — у «Алтел».
Однако в Европе есть одна особенность — это небольшие и узконаправленные операторы связи, которые работают на базе инфраструктуры, которую арендуют у основных игроков рынка, предоставляя сервисы отдельным юридическим лицам по специальным тарифам (например, футбольному клубу). И таких компаний на рынке может быть очень много (от 5 до 10).
При этом надо отметить, что численность населения не имеет значения. Главное — это плотность населения. Даже если большое количество населения распределено равномерно по огромной территории, то у оператора сразу возрастают издержки на строительство сети. Например, базовую станцию легче и выгоднее установить в столице, потому что окупиться быстрее, а в сельской местности иногда возникают сложности, такие как установка вышки, чаще всего строительство подстанции и т.д., а это совершенно иные сроки и расходы. Поэтому вне зависимости от того сколько населения в стране проживает, четыре оператора его «выгребут». Пятому уже не будет места, более того, его затраты на привлечение одного абонента возрастут в два раза по сравнению с оператором номер один. Это в свою очередь повлечет к увеличению стоимости его услуг. Повышая цены, он станет неконкурентоспособным. Это замкнутый круг и ни одна здравомыслящая компания, которая хочет увидеть деньги, так не поступит.
— До недавнего времени камнем преткновения казахстанских операторов была ставка интерконнекта. По словам представителей Tele2, именно высокая ставка мешает снижению тарифов.
— Интерконнект это больной вопрос для всех стран, если нет внешнего регулирования. В Европе есть внешний независимый регулятор с требованиями, которые исполняют все сотовые операторы. У нас пока так не получается сделать и мы можем долго говорить какова же оптимальная ставка интерконнекта. По факту операторы договариваются между собой и как они решат, так и происходит тарификация. Это договорная ставка и схожа с тем, как, например, три бабушки стоят и продают пирожки за 10 рублей, приходит четвертая и говорит: «Давайте продавать за 8 рублей». Поэтому говорить о «потолке» или минимальном значении ставки интерконнекта не имеет смысла, но здесь не стоит забывать о таком понятии как себестоимость, которая закладывается в ставку, чтобы оператор мог поддерживать свою инфраструктуру в рабочем состоянии. Остальное — это невидимая рука рынка.
— Каких показателей на рынке мобильной связи мы достигли? Где произошли существенные изменения?
— По итогам трех кварталов 2011 года проникновение услуг сотовой связи в Казахстане составило 127,29%. Кроме Казахстана в СНГ еще 6 стран из 12 преодолели рубеж в 100% проникновения мобильной связи среди населения. Абонентская база мобильной связи в Казахстане растет и в 2010 году составила 19,77 млн абонентов (прирост базы с 2008 по 2010 год составил 32,5%). По нашим прогнозам, абонентская база Казахстана по итогам 2011 года будет насчитывать 20,4 млн абонентов. В этом году в стране довольно серьезно изменились доли операторов на рынке и тенденция направлена к более равномерному распределению их долей. Но индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI), который показывает уровень концентрации рынка, учитывая долевые показатели всех игроков (может находиться в промежутке от 0 до 1) составляет по итогам I полугодия 2011 года 0,43%. При этом, чем меньше HHI, тем менее концентрирован и более разнообразен рынок. Чем больше HHI, тем выше концентрация рынка и меньше конкуренция.
Стоит отметить, что в Казахстане у операторов сотовой связи довольно высокие выручки и негативной тенденции к снижению не наблюдается. С точки зрения операторов это нормальный показатель. В частности, динамика доходов от услуг мобильной связи по итогам трех кварталов 2011 года составила $1,93 млрд, несколько увеличившись по сравнению с показателем 2010 года — $1,72 млрд. Совокупный среднегодовой темп роста (CAGR) доходов от услуг мобильной связи с 2008 по 2010 годы равнялся 6,79%. Мы прогнозируем прирост объема рынка мобильной связи в
Если мы говорим с точки зрения абонентов, то, как я уже отмечала, стоимость одной минуты разговора в Казахстане достаточно высокая. В связи с этим MoU (количество минут, в среднем приходящееся на одного пользователя) в Казахстане один из самых низких и по итогам 2010 года составил 114 минут. Меньше казахстанцев говорят только в Азербайджане (97 минут). Между тем показатель растет по всем странам СНГ в среднем в год на 13,4%, что свидетельствует об изменениях в потребительских предпочтениях, когда происходит постепенная замена фиксированной телефонии на мобильную.
— По вашим прогнозам, когда data-трафик превысит голосовые услуги?
— Не в ближайшие 5 лет. Сегодня операторы показывают галопирующие темпы прироста мобильного трафика, но надо понимать, что они такие по причине того, что три года назад его вообще практически не было. С каждым годом эта взмывающая вверх прямая будет замедлять свой рост, сейчас идет только становление. Но не стоит забывать о том, что мы социальные существа и голос всегда точно будет занимать свои 50%. На ближайшие три года «дата» будет занимать 25% максимум, потому что трафик дешевеет, но он не будет иметь таких объемов, чтобы заменить голос. Сейчас проникновение фиксированного ШПД в Европе
— Какие тенденции вы можете выделить на ближайшие несколько лет?
— Тенденции для всех стран Содружества единые. Ближайшие три года рынок сотовой связи стран СНГ будет следовать по уже наметившейся траектории и смены парадигмы его развития не предвидится. Роль локомотива для увеличения прибыли будут выполнять передача данных и контентные сервисы. К концу
Также начнут усложняться тарифные планы. Ждите расширение линейки по дополнительным услугам и скрытых платежей. Ведь как только наступают тяжелые времена, операторы делают все, чтобы оставить абонента на том же уровне потребления. Россия уже через это прошла. Если раньше тарифные планы были простые и доступные для понимания, то сегодня это целый пергамент, на котором написана масса дополнительных условий. Операторам информировать своих абонентов и делать их умными пользователями телеком-сервисов пока не выгодно. В Европе ARPU (средняя выручка на одного абонента) раза в два выше, чем в странах СНГ и такого высокого проникновения сотовой связи в 160% у них нет. Это говорит о том, что у них более качественная абонентская база и с каждого абонента они имеют больше, чем наши операторы с двух, а то и с трех. Но чтобы приучить абонентов пользоваться всем этим пулом сервисов для увеличения ARPU оператору очень долго нужно втолковывать, как и зачем они этим будут пользоваться. Пока легче собирать то, что плавает сверху. Европейские операторы делали то же самое, но лет семь назад. И мы к этому рано или поздно придем, но не в ближайшие год или два.
Комментарии