Евгений Пепеляев, Beeline: будущее сотового рынка без дискаунтеров
Интервью с Евгением Пепеляевым, директором по региональному развитию «КаР-Тел», о том, как оператор принимает вызовы рынка и каким видит его будущее.
В последние месяцы конкуренция на казахстанском рынке сотовой связи заметно усилилась: вышли новые игроки, значительно снизились тарифы операторов, обострилась борьба за разнообразие и качество сервисов. Редакция Profit.kz продолжает серию интервью с руководителями сотовых компаний Казахстана о том, как операторы воспринимают вызовы рынка и каким видят его будущее. Напомним, в прошлый раз мы общались с Нурланом Саргаскаевым, директором по развитию бизнеса «GSM Казахстан». Нашим вторым собеседником стал Евгений Пепеляев, директор по региональному развитию
— С выходом Tele2 сотовый рынок Казахстана «встряхнулся». Евгений, что для вашей компании означает появление нового игрока, ощущаете ли вы конкуренцию с его стороны?
— Казахстанский сотовый рынок почувствовал изменения, но задолго до прихода Tele2. В 2009 году, когда страна стала выходить из кризиса, цены начали естественно снижаться, потому что у абонентов появилась реальная потребность говорить больше. Если цены не снижаются, а потребность говорить больше сохраняется, то формируются так называемые нереализованные потребности. Казахстанские
Что касается встряски — да, на рынке произошла встряска, но только PR. Я полагаю, что ведется осознанное нагнетание напряженности. Но на самом деле, вхождение нового игрока вряд ли существенно изменит ситуацию на рынке. Мой опыт конкуренции с Tele2 насчитывает более 5 лет. Сценарий выхода компании на новый рынок, в общем то, один и тот же. Но и мы были готовы к их выходу. Первое полугодие 2011 года стало рекордным для нашей компании — росла абонентская база, трафик, выручка; в кратчайшие сроки построены
Мы на себе не почувствовали влияния Tele2 ни в одном из своих филиалов. К тому же, нам некогда «ощущать», сейчас мы заняты подключением новых клиентов, обеспечением качественного прохождения всего трафика.
— А с чем связано, что именно ваша компания так активно реагировала на выход Теле2?
— Появление любого нового оператора создает конкуренцию на рынке между всеми игроками. Но это игра, и в игру надо играть. Так не бывает, что ты выходишь на поле, а все остальные игроки будут ждать, когда ты начнешь забивать мячи в их ворота. Это игра с разными ситуациями, и ко всему происходящему надо относиться соответственно. И нужно играть по правилам!
— Почему у Tele2 больше всего нареканий по поводу существующих высоких ставок на интерконнект?
— Этот вопрос лучше адресовать нашим партнерам по рынку. Но хочу обратить ваше внимание на то, что цены у всех операторов сейчас находятся на таком уровне, что, мягко говоря, про интерконнект все забыли. Интерконнект не должен быть низким по одной простой причине: потому что это возмещение затрат, которые компания несет при инвестировании в свою сеть, в том числе коммутационную, в билллинговые системы и системы сети доступа. Приведу в пример российский рынок, где изначально ставки интерконнекта не было вообще. Когда же ее ввели, ни у одного оператора в рентабельности операций практически ничего не изменилось. Рентабельность операций от интерконнекта зависит на небольшой процент, если я не ошибаюсь, всего на 8%. Все остальное — это расходы на рекламу, привлечение абонентов, хозяйственную деятельность, персонал
— Но можно ли считать, что текущая ставка интерконнекта является неким барьером для выхода новых игроков, ведь потоки трафика между основными игроками — Beeline и Kcell — примерно одинаковы, и ставка на интерконнект между ними практически не играет никакой роли,
— В разных регионах Beeline имеет разную рыночную долю. Оператор с небольшой долей рынка должен формировать особую
— Текущие низкие тарифы Beeline являются дотационными за счет других направлений?
— Дело в том, что у всех затрат, которые несет компания, есть обратная сторона. Выставляя такие тарифы, оператор всегда теряет, но и всегда получает входящий трафик. Поскольку если абонент действительно много общается, то и с ним люди начинают активно говорить. Таким образом, компания, которая предложила дешевые звонки, начинает зарабатывать. Если оператор хочет сделать свои цены доступными, он должен сделать доступным и качество.
— Вы говорите, что ставка интерконнекта не влияет на тариф, тогда насколько целесообразно говорить об оптимальной ставке?
— Ставка интерконнекта не имеет права снижаться. Иначе все операторы должны быть готовы принять резкое увеличение трафика. Это крайне важно понять, поскольку в первую очередь абоненты должны получать качественный сервис. Нет смысла говорить о том, сколько стоит минута, если абонент не может совершить звонок. К сожалению, были ситуации, когда обещая крайне низкие цены, операторы оставляли своих абонентов без связи просто потому, что не могли обеспечить пропускные способности. Поэтому возможность снижения ставки интерконнекта будет происходить по мере того, как операторы будут готовы обеспечивать возможности для приема этого трафика.
— Чем закончился вопрос по снижению ставки или вопрос еще не закрыт?
— Произошло очень важное событие — договоренность операторов о том, как будет снижаться ставка интерконнекта на протяжении следующих нескольких лет. И в соответствии с этим Beeline строит свою инвестиционную политику. Это цивилизованные принципы ведения бизнеса. Мы рентабельная компания, и просто сказать, что давайте все понизим доходы — это преступление.
— По вашему мнению, как долго на рынке могут существовать
— Предположим, вы решили очень дешево продавать картошку. Вы быстро распродали весь свой товар, но цены упали на всем рынке. На следующий год фермеры выращивать картофель уже не будут, потому что им это будет невыгодно. И, как следствие — дефицит и удорожание картофельной продукции. Поэтому здесь очень важно иметь определенный уровень финансовой грамотности и понимание того, что рынок должен быть сбалансированным.
Компании, предоставляющие услуги мобильной связи, из года в год несут большие издержки
—
— В этом году снижение будет существенно больше, потому что мы перешли на посекундную тарификацию. Стоит отметить, что телеком — это единственный бизнес, где цены снижаются. Но мы не можем позволить себе ситуацию, в которой наша выручка из года в год будет снижаться. Мы снижаем цены для тех, кто много говорит. Для таких абонентов наши тарифные планы (ТП) «играют всеми красками» и они ощущают преимущества. Так, в ТП «Семь со всеми» стоимость исходящих звонков внутри сети Beeline, на других операторов и городские номера со второй минуты составляет 7 тенге за минуту. Тариф очень выгодный, потому что эта цена ниже ставки междугороднего звонка по Казахстану с городского телефона. В этом случае с мобильного звонить дешевле, нежели с домашнего телефона. Ил
— То есть серьезных барьеров для снижения цен у вас нет?
— Не замечали. Барьер может быть только один — пользование услугами. Абоненты начинают больше говорить, и мы им даем больше возможностей. Наше правило: чем больше абонент говорит, тем меньше он должен платить. В данном случае расходы не растут столь стремительно, как растет потребление услуг.
— Уже прошло более полугода, как была запущена связь третьего поколения. Насколько активно абоненты пользуются 3G? Какие показатели достигнуты? Какие услуги на основе 3G пользуются наибольшей популярностью?
— Подчеркну, что наша компания в кратчайшие сроки обеспечила крупнейшие города и областные центры связью третьего поколения и уже сегодня приближается к ста городам. С момента запуска 3G мы зафиксировали рост числа пользователей, что связано, в том числе с проникновением
Что же касается тренда пользования услугой, то он совпадает с другими странами — это рост трафика. Однако есть одно важное отличие — цена мегабайта в Казахстане удобоварима. Полагаю, не за горами безлимитные и нулевые предложения. Поэтому пользование этим стандартом связи будет расти.
— Как вы оцениваете уровень проникновения телефонов с поддержкой 3G?
— Я полагаю, доля
— Какие услуги будете внедрять?
— Вся прелесть нашей исследовательской лаборатории состоит в том, что когда они приходят с новой услугой в Тарифный комитет, как правило, это имеет
— В данном случае многое зависит и от партнеров —
— Мы изучаем опыт
— Новые услуги Beeline будут связаны с выходом на финансовый рынок Казахстана?
— Мобильная коммерция — это один из самых быстрорастущих бизнесов, который удваивается каждые два года. Безусловно, мы в стороне не останемся. Более того, у нас уже есть такие услуги, как мобильные платежи и мобильный кошелек. Однако, для более активного развития мобильной коммерции важным инструментом является проникновение телефонов, поддерживающих 3G. Сегодня запускать такого рода услуги преждевременно, потому что массового пользования не будет. Сегодня ты вложишься в запуск услуги, которая к моменту ее массовой востребованности морально устареет. В данном случае лучше немного подождать.
— План внедрения стандарта 4G на базе «Казахтелекома» уже разрабатывается под контролем правительства. Как вы считаете, когда возможно будет развернуть этот стандарт связи на территории нашей страны? Готов ли местный рынок?
— Beeline готов внедрить 4G уже сегодня. Самый главный вопрос — готов ли рынок? Ведь ресурсы и технологии внедренного третьего стандарта не используются даже на 20%. 3G или HSPA+ способно передавать «по воздуху» до 14–17 Мбит/сек. При обеспечении достаточно плотного покрытия
— Какие возможности для роста есть у компании на казахстанском рынке?
— Мы своих амбиций не скрывали никогда. Наша безусловная цель — быть № 1 в стране. Первый шаг к этому сделан — сегодня мы единственный универсальный оператор, предоставляющий весь спектр телекоммуникационных услуг. Это важно, поскольку два года назад нам это казалось несбыточной мечтой, а сегодня это — объективная реальность. В дальнейшем мы будем работать как универсальный оператор, стараясь занять первое место на рынке.
— Как меняется структура ваших доходов, насколько быстро растет выручка от передачи данных, какая доля на нее уже приходится?
— Безусловно, львиная доля доходов приходится на мобильный бизнес. Но мы видим существенное увеличение доходов от
— Сколько процентов будет занимать передача данных в общем объеме доходов в ближайшее время?
— Потенциально можно говорить о трети и даже 40%, но и это не предел. В Европе есть операторы, которые 80% своей выручки получают от передачи данных. Но это совершенно иная
— По вашему мнению, какие изменения можно ожидать в структуре рынка в ближайшей и долгосрочной перспективах?
— Тенденция одна — это, прежде всего, повышение качества. В
Комментарии