Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    «Казахстан шагает в ногу со временем»

    Интервью с главным директором по информационным технологиям АО «Казахтелеком» Маратом Абдилдабековым о тенденциях в развитии информационно-коммуникационных технологий Казахстана.

    3 июня 2011 12:20, Айгуль Касенова, Бизнес & Власть
    Рубрики: Связь

    Если бы Казахстан позиционировался на глобальном рынке как телекоммуникационная республика, то темпы роста нашей отрасли связи поставили бы нас на одно из первых мест в мировой экономике. Так считает главный директор по информационным технологиям АО «Казахтелеком» Марат Абдилдабеков. По его словам, отечественный сегмент информационно-коммуникационных технологий развивается наиболее динамично. О тенденциях в развитии информационно-коммуникационных технологий и многом другом г-н Абдилдабеков рассказал в интервью &.

    — Марат Мухтарович, что собой представляют современные IT- и телеком-услуги для бизнеса, какие глобальные тенденции наблюдаются в этой отрасли?

    — Сегодня IT- и телеком-услуги — важнейшие составляющие бизнеса, которые определяют успех современных компаний. Основные характеристики этих услуг — различные варианты организации внутренней телефонной связи на предприятиях, беспроводные решения организации связи, видеоконференцсвязи, платежи через интернет, то есть все то, что позволяет своевременно получать и передавать необходимую информацию в режиме реального времени и отслеживать основные показатели деятельности компании. Что касается только телеком-услуг, то тут клиент получает возможность снижения затрат на междугородную и международную связь. Отечественные компании стремятся к максимальной прозрачности, казахстанский рынок становится все более конкурентным. Компании активно стремятся зарабатывать деньги, повышать рентабельность, соответственно, увеличивать прибыль и снижать расходы. Поэтому сегодня «Казахтелеком» делает ставку на расширение функциональных возможностей своих продуктов и уделяет внимание вопросам организации сервиса по предлагаемым решениям.

    На рынке IT- и телеком-услуг наблюдается интеграция и конвергенция этих сервисов.Телеком постепенно уходит от традиционных операторских сервисов в сторону сложных конвергентных решений, где доля IT является преобладающей. Также происходит конвергенция мобильных и проводных сетей, создание service delivery platform — платформы, на которой предоставляются услуги нескольких операторов. В стране начинают развиваться облачные решения. Это открытые сервисы на основе интернет-дата-центров (Internet Data Center), с помощью которых возможно виртуализировать данные и разместить их в дата-центре. Это достаточно перспективное направление: отечественные компании имеют возможность автоматизировать собственный бизнес, наладить IT-инфраструктуру, не нанимая дополнительный персонал. Все профессиональное телеком- и IT-оборудование и весь высококвалифицированный персонал, обслуживающий систему, остается в здании дата-центра. В развитии IT- и телеком-рынка Казахстан идет в ногу со временем. В рейтинге развития информационных технологий, составленного аналитиками Всемирного экономического форума (World Economic Forum) за период 2010–2011 гг., Казахстан занял 67-е место между Болгарией и Шри-Ланкой, обогнав Кыргызстан, Украину и даже Россию.

    — Развивает ли «Казахтелеком» интернет-дата-центры?

    — Если раньше мы зарабатывали деньги на голосовом трафике, то сегодня — на трафике передачи данных. А для того чтобы увеличивать внутренний трафик, необходимо создавать собственные дата-центры. На сегодняшний день в Казахстане 12 дата-центров, их популярность существенно увеличивается в регионах. Сегодня клиентам доступно более 1040 свободных мест в таких центрах. В наших планах построить до 2012 года еще четыре дата-центра. Подчеркну, что в текущем году в Павлодаре мы начнем предоставлять сервисы в дата-центре международного уровня.

    — Как известно, деятельность «Казахтелекома» направлена на внедрение и развитие инновационных технологий. Что в этом плане уже сделано?

    — В плане инновационных решений телеком-операторы всегда находятся на передовой. Недавно в Парке инновационных технологий Alatau IT City (в поселке Алатау близ Алматы) наша компания представила ряд долгосрочных инновационных проектов. Один из них — технология FTTH под брендом iD Net (Fiber-to-the-home  — оптоволокно до дома/квартиры). Эта технология — одна из самых перспективных для построения сетей абонентского доступа, она позволяет предоставлять полный спектр услуг телефонии, интернета и интерактивного ТВ. В текущем году мы планируем создать инновационную платформу Service delivery platform (SDP). Решение SDP позволяет оператору осуществлять полный контроль над контент-услугами и трафиком, а также обеспечивает контроль подключения контент-провайдеров к сети оператора. Подключение контент-провайдеров производится через единую платформу, и это повышает уровень безопасности всех сетевых элементов оператора.

    — Запущена ли в регионах Казахстана услуга доступа в интернет по современной технологии FTTH?

    — «Казахтелеком» продолжает реализацию собственной Программы развития сетей широкополосного доступа, рассчитанной до 2015 года. Ее основной целью является строительство во всех крупных городах страны сетей широкополосного доступа нового поколения с применением оптоволоконных технологий FTTH, которые позволяют предоставлять полный спектр услуг Triple Play (видео, голос, данные). iD Net запущен в Астане, Алматы, Атырау, Караганде, введено в эксплуатацию порядка 12 тыс. портов.

    — В чем конкурентное преимущество новой услуги iD Phone? Существуют ли аналоги данной услуги в мире?

    — iD Рhone- это и есть ip-телефония. Аббревиатура «iD», используемая для новых услуг, расшифровывается как interactivedigital — «интерактивный цифровой». В названиях услуг АО «Казахтелеком» под зонтичным брендом iD сделан акцент на интерактивность и персонализацию продукта для каждого абонента. Это телефония нового поколения, дающая полный комплекс телекоммуникационных услуг. Преимуществами iD Phone являются виртуальная офисная станция, управление услугами через абонентский портал www.idphone.kz, виртуальный номер, привязанный к абоненту. То есть можно свободно перемещаться, менять место жительства, сохраняя свой единый телефонный номер.

    — Какова доля интерактивного цифрового телевидения — iD TV — в Казахстане? На сколько она увеличилась по сравнению с прошлым годом?

    — По итогам апреля 2011 года количество пользователей iD TV в Казахстане увеличилось в 5,5 раза по сравнению с прошлым годом. Если в 2010 году пользователей было 10 тыс. человек, то сегодня их уже 55 тыс. В текущем году мы планируем продолжить продвигать iD TV в регионах Казахстана.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии