Руслан Енсебаев: «Я и сам долго думал, прежде чем переходить на homebank или покупать e-ticket»
Интервью с заместителем председателя правления АО «Национальные информационные технологии» Русланом Енсебаевым о том, какие методы способствуют прогрессивному внедрению е-услуг.
Портал
Напомним, что портал электронное правительство — www.egov.kz, ставший «единой точкой доступа» к государственным услугам, был запущен еще в 2006 году. Первая электронная услуга появилась на портале спустя год. Но уже в начале 2009 года в Казахстане было выдано 19 тыс. электронных справок. В прошлом году их количество составило более 2 млн. За 4 месяца текущего года электронным правительством было выдано свыше миллиона справок.
Какие методы способствуют прогрессивному внедрению услуги рассказал заместитель председателя правления АО «Национальные информационные технологии» Руслан Енсебаев.
— Как погрузить казахстанцев в прогресс? Почему для многих из нас лучше постоять в очереди, чем нажать «не то» или «не туда», рискуя потерять деньги?
— Не буду отрицать, что среди населения до сих пор есть определенное недоверие к интернет-транзакциям, или к использованию электронных справок. Я и сам долго думал, прежде чем переходить на homebank (банковские операции через интернет) или покупать
— Предполагается, что к концу года на портале должно предоставляться свыше 70 услуг. Но не подменяет ли погоня за количеством — качество?
— Конечно, переход от количества
— Жалобы пользователей связаны также с процедурой выдачи электронной цифровой подписи, нужной для пользования сервисами портала. Может, стоило часть услуг просто освободить от требования ЭЦП?
— ЭЦП — аналог личной подписи, и некоторые справки нельзя освобождать от ее требования, поскольку сразу же возникнет немало желающих получить те или иные сведения. Конечно, сложная процедура получения электронной цифровой подписи — это самый «больной» вопрос продвижения «электронного правительства». «Электронный ключ», который мы сейчас имеем, основан на советских стандартах криптографии, и его очень сложно интегрировать в новые информационные системы, непростым оказалось взаимодействие с браузерами, антивирусами, которые иногда «конфликтуют».
С этого года ведется работа над упрощением процедуры получения и установки электронной цифровой подписи. Чтобы пользоваться ЭЦП, сейчас на компьютер нужно установить криптовайдер, который можно скачать с сайта www.egov.kz или www.pki.gov.kz, затем подать заявку на получение сертификата в режиме online. И третий шаг — это отправиться в ЦОН, с документами и заявлением с указанием номера заявки, полученного при ее подаче, где примут все данные и подтвердят заявку. Кроме того, в случае затруднения всегда можно получить консультацию по электронной почте. Однако данный бизнес-процесс не для всех удобен, и мы ведем работу для возможности еще более упрощенного получения электронной цифровой подписи. Вам понадобится только отправить заявку, не устанавливая никаких дополнительных приложений, и обратиться в Центр регистрации для «идентификации». Такой облегченный способ получения цифровой подписи мы планируем внедрить уже во второй половине текущего года.
— На практике, по словам пользователей, некоторые БВУ категорически отказываются принимать
— Действительно, в прошлом году мы с этим столкнулись. Для разрешения ситуации была создана специальная рабочая группа, куда вошли представители Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, Национального банка, практически всех крупных БВУ и АО «НИТ». На сегодня практически все банки приняли внутренние инструкции и, соответственно, должны принимать электронные справки. Конечно, до сих пор бывают прецеденты, и мы о них знаем, но это уже связано с внутренней работой самих коммерческих банков. Юридически легитимность электронных справок закреплена, надеемся, что такие проблемы исчезнут.
— Тормозило ли внедрение
— Надо понимать, что транзакционный этап — один из этапов формирования «электронного правительства», взаимодействие путем осуществления через правительственный портал финансовых операций. На сегодня это услуги по оплате штрафов за административные правонарушения, оплата налогов, государственных пошлин, сборов. Поэтому говорить о торможении внедрения
— Много недовольства в последнее время вызывал «электронный нотариат». Кроме того, что он малопонятен для непросвещенного, так еще за обслуживание «автомата» платить надо.
— Электронный нотариат — это также
— Какова средняя стоимость обслуживания «автомата» по республике? Ведь есть риск переплачивать специалистам, обслуживающим сам «автомат»?
— Поскольку проект «электронный нотариат» — инвестиционный, то будет существовать абонентская плата. Она рассчитана исходя из всех фактических инвестиционных и эксплуатационных затрат и составляет 3600 тенге в месяц. Что касается специалистов, которым надо переплачивать, то следует понимать, что никакого дополнительного оборудования или сервисного обслуживания система электронного нотариата не предусматривает — это обычная система, которая централизованно поддерживается и обслуживается нашими специалистами. Поэтому никаких дополнительных финансовых затрат нести не надо.
Комментарии