Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    Руслан Енсебаев: «Я и сам долго думал, прежде чем переходить на homebank или покупать e-ticket»

    Интервью с заместителем председателя правления АО «Национальные информационные технологии» Русланом Енсебаевым о том, какие методы способствуют прогрессивному внедрению е-услуг.

    5 мая 2011 10:24, Мариам Бижикеева, Капитал.kz
    Рубрики: Общество

    Портал е-правительства как альтернативный путь получения государственной услуги все еще остается малопонятным для людей среднего и старшего возраста. Они предпочитают отстоять очередь за «живой» справкой.

    Напомним, что портал электронное правительство — www.egov.kz, ставший «единой точкой доступа» к государственным услугам, был запущен еще в 2006 году. Первая электронная услуга появилась на портале спустя год. Но уже в начале 2009 года в Казахстане было выдано 19 тыс. электронных справок. В прошлом году их количество составило более 2 млн. За 4 месяца текущего года электронным правительством было выдано свыше миллиона справок.

    Какие методы способствуют прогрессивному внедрению услуги рассказал заместитель председателя правления АО «Национальные информационные технологии» Руслан Енсебаев.

    заместитель председателя правления АО «Национальные информационные технологии» Руслан Енсебаев— Как погрузить казахстанцев в прогресс? Почему для многих из нас лучше постоять в очереди, чем нажать «не то» или «не туда», рискуя потерять деньги?

    — Не буду отрицать, что среди населения до сих пор есть определенное недоверие к интернет-транзакциям, или к использованию электронных справок. Я и сам долго думал, прежде чем переходить на homebank (банковские операции через интернет) или покупать e-ticket (электронные билеты) на самолет. Но постепенно все это вошло в обиход, более того — в привычку. И недоверие пройдет, надо лишь сделать первые шаги в пространстве всемирной сети. Я думаю, что через два-три года уже не надо будет никого заставлять: люди сами начнут понимать, что е-услуги удобней, эффективней и дешевле. Безусловно, мы планируем проводить и PR-кампанию, рассказывать населению об «электронном правительстве», развенчивать мифы и рассеивать сомнения. Конечно, планируем и обучать людей, как пользоваться сервисами и услугами, чтобы у них не возникало проблем и вопросов. Думаю, в любом случае, процесс — необратим.

    — Предполагается, что к концу года на портале должно предоставляться свыше 70 услуг. Но не подменяет ли погоня за количеством — качество?

    — Конечно, переход от количества е-услуг к их качеству — это наш приоритет. Поэтому для выбора той или иной услуги мы во многом ориентируемся на ее востребованность среди населения. В этом году мы планируем запустить ряд новшеств. Среди них так называемые композитные или составные услуги, основанные на жизненных ситуациях. Скажем, рождение ребенка. Сегодня для оформления документа родителям надо сначала обращаться в ЗАГСы, затем в государственный центр по выплате пенсий, для получения единовременного пособия на рождение ребенка. После они идут в ЦОН, чтобы поставить своего ребенка на очередь за получение места в детском саду. Походы по инстанциям требуют не только времени, но и сбора достаточно большого пакета документов. Мы хотим упростить эти процедуры — чтобы родитель мог с помощью портала единожды обратиться за услугой и получить комплексный сервис: сразу оформить свидетельство о рождении, оформить пособие и встать на очередь в детский сад. Вся работа будет совершаться «внутри» информационных систем государственных органов. Таким образом, мы избавим пользователей портала «электронного правительства» от четырех походов по госорганам и обеспечим в десять раз более эффективное использование времени. Это я и называю переход количества в качество. И это подкрепляется Законом РК «Об электронном правительстве», принятом в 2010 году, одна из норм которого гласит, что поставщик услуг — госорган — не имеет право требовать от граждан бумажных документов, если эти данные в электронном виде хранятся в информационных системах.

    — Жалобы пользователей связаны также с процедурой выдачи электронной цифровой подписи, нужной для пользования сервисами портала. Может, стоило часть услуг просто освободить от требования ЭЦП?

    — ЭЦП — аналог личной подписи, и некоторые справки нельзя освобождать от ее требования, поскольку сразу же возникнет немало желающих получить те или иные сведения. Конечно, сложная процедура получения электронной цифровой подписи — это самый «больной» вопрос продвижения «электронного правительства». «Электронный ключ», который мы сейчас имеем, основан на советских стандартах криптографии, и его очень сложно интегрировать в новые информационные системы, непростым оказалось взаимодействие с браузерами, антивирусами, которые иногда «конфликтуют».

    С этого года ведется работа над упрощением процедуры получения и установки электронной цифровой подписи. Чтобы пользоваться ЭЦП, сейчас на компьютер нужно установить криптовайдер, который можно скачать с сайта www.egov.kz или www.pki.gov.kz, затем подать заявку на получение сертификата в режиме online. И третий шаг — это отправиться в ЦОН, с документами и заявлением с указанием номера заявки, полученного при ее подаче, где примут все данные и подтвердят заявку. Кроме того, в случае затруднения всегда можно получить консультацию по электронной почте. Однако данный бизнес-процесс не для всех удобен, и мы ведем работу для возможности еще более упрощенного получения электронной цифровой подписи. Вам понадобится только отправить заявку, не устанавливая никаких дополнительных приложений, и обратиться в Центр регистрации для «идентификации». Такой облегченный способ получения цифровой подписи мы планируем внедрить уже во второй половине текущего года.

    — На практике, по словам пользователей, некоторые БВУ категорически отказываются принимать е-документы…

    — Действительно, в прошлом году мы с этим столкнулись. Для разрешения ситуации была создана специальная рабочая группа, куда вошли представители Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, Национального банка, практически всех крупных БВУ и АО «НИТ». На сегодня практически все банки приняли внутренние инструкции и, соответственно, должны принимать электронные справки. Конечно, до сих пор бывают прецеденты, и мы о них знаем, но это уже связано с внутренней работой самих коммерческих банков. Юридически легитимность электронных справок закреплена, надеемся, что такие проблемы исчезнут.

    — Тормозило ли внедрение e-gov транзакционный этап? Какова статистика на сегодня?

    — Надо понимать, что транзакционный этап — один из этапов формирования «электронного правительства», взаимодействие путем осуществления через правительственный портал финансовых операций. На сегодня это услуги по оплате штрафов за административные правонарушения, оплата налогов, государственных пошлин, сборов. Поэтому говорить о торможении внедрения e-gov из-за транзакционного этапа просто неверно. Транзакционных же услуг ранее просто не было: первые, как-то оплата налогов через наш портал и штрафов за нарушение правил дорожного движения, начали запускаться осенью 2010 года. И я могу заверить, что эти сервисы очень востребованы: так, лишь за две недели нарушители ПДД online пополнили казну на 300 тыс. тенге, динамика позитивна и сегодня. А с начала этого года сумма всех транзакций (налоги и штрафы) на портале составила уже более 4 млн. тенге.

    — Много недовольства в последнее время вызывал «электронный нотариат». Кроме того, что он малопонятен для непросвещенного, так еще за обслуживание «автомата» платить надо.

    — Электронный нотариат — это также веб-портал, который состоит из двух составляющих. Первое — внешний портал, информационный, на который имеют доступ все пользователи интернета, второе — внутренний портал, на который имеют доступ только нотариусы посредством личной электронной цифровой подписи. Портал достаточно прост в использовании и адаптирован под пользователя, обладающего базовыми навыками компьютерной грамотности. Система имеет большие преимущества, и большая часть нотариусов уже успешно с ней работает, ведь она исключает, в первую очередь, операции и сделки, совершаемые задним числом. К тому же мы обучаем нотариусов, существует бесплатная линия поддержки, где любому обратившемуся могут ответить на интересующие его вопросы. С прошлого года мы стали проводить семинары для нотариусов, в каждом регионе Казахстана в середине года проводился обучающий курс, и в конце года — по повышению квалификации. К слову сказать, они совершенно бесплатны, об их проведении мы уведомляем и приглашаем всех нотариусов. То есть здесь уже вопрос желания: хочет ли сам нотариус принимать новую форму или же придумывает для себя всевозможные несуществующие преграды.

    — Какова средняя стоимость обслуживания «автомата» по республике? Ведь есть риск переплачивать специалистам, обслуживающим сам «автомат»?

    — Поскольку проект «электронный нотариат» — инвестиционный, то будет существовать абонентская плата. Она рассчитана исходя из всех фактических инвестиционных и эксплуатационных затрат и составляет 3600 тенге в месяц. Что касается специалистов, которым надо переплачивать, то следует понимать, что никакого дополнительного оборудования или сервисного обслуживания система электронного нотариата не предусматривает — это обычная система, которая централизованно поддерживается и обслуживается нашими специалистами. Поэтому никаких дополнительных финансовых затрат нести не надо.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии