Казнет в законе
Итоги прошедшего в конце марта в Алматы «круглого стола», на котором обсудили правовой статус сайтов в Казахстане.
В конце марта в Алматы состоялся «круглый стол», на котором обсудили правовой статус сайтов в Казахстане. Инициатором и организатором проведения таких «публичных слушаний» выступил фонд «Адиль соз» при поддержке «Сорос Казахстан». Ключевым докладчиком выступил Игорь Лоскутов, руководитель компании «ЮрИнфо», подготовивший исследование «Определение правового статуса сайтов: законодательный регламент и рекомендации».
Интернет в современном Казахстане играет все большую роль, Казнет как отечественный сегмент Глобальной сети с каждым днем обретает все больший самостоятельный вес — растет число и качество казахстанских сайтов, их посещаемость, количество интернет-пользователей в стране. Сегодня, говоря об интернете в Казахстане, мы уже имеем в виду не только доступ казахстанских пользователей ко Всемирной паутине и посещение ими различных сайтов (среди которых все возрастает доля казахстанских сайтов), но и различные самостоятельные процессы, протекающие в сфере интернет-бизнеса: помимо услуг доступа в интернет это регистрация и поддержка доменных имен, создание и поддержка сайтов, услуги по размещению сайтов (хостинг), их рекламе и продвижению, продаже рекламных возможностей непосредственно самих сайтов (например, путем размещения баннерной рекламы) и т.п. Т.е. можно говорить об интернет-бизнесе как о сформировавшемся самостоятельном направлении, что подтверждает и появление в Казахстане так называемых «интернет-компаний», чья профессиональная деятельность полностью лежит в интернет-плоскости.
Неудивительно, что процесс бурного развития интернета в Казахстане сталкивается и со своими трудностями — это относительно новая сфера и не всегда понятно как толковать те или иные явления. Рост интернет-аудитории в Казахстане все чаще заставляет обращать внимание на казахстанский сегмент Сети не только бизнес, но и правительство, что естественно, т.к. государство хочет защищать свои интересы. Кроме того, необходима адекватная законодательная база, регулирующая интернет-процессы и взаимоотношения между участниками интернет-рынка, поскольку конфликты в этой сфере неизбежны, а т.к. интернет сам по себе является новой уникальной средой со своими особенностями, то и подхода к регулированию и разрешению различных споров он требует особого.
В этой связи исследование Игоря Лоскутова «Определение правового статуса сайтов: законодательный регламент и рекомендации» видится очень актуальным и своевременным, поскольку сегодня мы становимся свидетелями все большего количества споров вокруг интернет-сайтов. Часть этих споров разрешается в судебном порядке, и мы видим неоднозначность решений
В исследовании приведены все законы, в которых употребляется понятие сайта, сделан их краткий анализ и отслежена история присутствия понятия «сайт» в казахстанском праве. При этом автор выявляет трансформацию понятия — от более привычного и понятного
Так, согласно Закону Республики Казахстан от 10 июля 2009 года
Также в исследовании рассматривается сайт как предмет правового регулирования и приводятся методы такого регулирования (основания возникновения прав и обязанностей, способы взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений, характер юридических средств обеспечения прав и обязанностей в правоотношении). При этом, в результате анализа законодательных документов просматривается четкая тенденция к усилению регуляторной составляющей.
Поднимается и актуальный вопрос определения собственника и прав собственности на доменное имя и сайт, интернет-ресурс. Владелец домена и сайта в повседневной жизни зачастую ошибочно отождествляются (хотя, как правило, в обеих ролях и выступает одно лицо), в действительности же собственник домена — не обязательно является и собственником сайта. Гораздо же хуже, что эти понятия отождествляются не только пользователями, но и судьями при решении спорных вопросов в интернет-сфере (в исследовании приводятся конкретные примеры такой путаницы — например, в случае разбирательств вокруг форума «Центр тяжести»), что, конечно же, в корне недопустимо, т.к. может привести к ошибочным выводам и принятию неверных решений. Автор делает фундаментальный анализ этих понятий, показывая и обосновывая не только разницу, но и невозможность владения доменным именем (т.к. фактически оно находится лишь в аренде у регистранта).
В продолжение этой темы рассматривается такой острый вопрос, как домены третьего уровня, по которым могут располагаться, например, персональные блоги пользователей сайта — кого считать собственником такого домена и сайта? В ответе на соответствующий запрос Агентство по информатизации и связи в Письме от 27 октября 2009 года
Впрочем, как мы увидим ниже, все не так однозначно.
Хотя в казахстанском законодательстве еще с 2001 года содержится положение о том, что
И если законодательство о программах для ЭВМ и баз данных регламентирует вопросы сайта как формы, то законодательство о средствах массовой информации регулирует его содержание. В связи с тем, что лица, поддерживающие функционирование сайта в сети интернет, обязаны исполнять требования законодательства о СМИ, основной груз ответственности за содержание информации на сайте возлагается на собственников сайтов, размещающих на них информацию по своему усмотрению либо предоставляющих такое право другим лицам.
Без рассмотрения этих вопросов исследование, конечно, было бы неполным, особенно учитывая рост регуляторных функций со стороны государства, что, пожалуй, в сумме с такими моментами, как неразделение в судебной практике понятий «владелец домена» и «владелец сайта», несет для владельца сайта наибольшие риски, поскольку потенциально подвергает бизнес, связанный с интернет-проектами, существенным потерям
А ведь посещаемость сайта, после приостановки его работы даже на несколько часов, может восстанавливаться до прежних показателей от нескольких дней до нескольких недель, что влечет как упущенную выгоду, так и срыв обязательств перед посетителями, партнерами или рекламодателями сайта. Особенно в данном случае беспокоят факты исков с требованиями превентивной блокировки сайтов до вынесения решения суда.
Результатом анализа имеющихся законов, регулирующих деятельность сайтов, является вывод, что собственник
В то же время данная ситуация останавливает многие проекты от развития и введения на сайтах таких интерактивных функций, как комментарии, форумы, блоги. Владельцы сайтов справедливо считают, что лучше перестраховаться и исключить саму возможность создания прецедента, когда у сайта
Также в исследовании автором затрагиваются вопросы физического размещения сайта и авторского права на программное обеспечение, в том числе на составные части сайта (отдельные программные модули), приобретенные готовыми у сторонних производителей или разработанные на заказ, в том числе сотрудниками самой команды сайта. При этом автор исследования особо подчеркивает, что необходимо проводить различие между создаваемыми в процессе разработки объектами авторских прав, и теми, которые уже готовыми используются при разработке. Именно об имущественных правах на создаваемые дизайнерами и программистами объекты авторских прав идет речь в приведенных законах, ибо только в отношении этих объектов могут возникать спорные моменты, связанные с принадлежностью имущественных прав на объекты авторского права, при создании сайтов.
Четкое разделение и понимание этих понятий крайне важно, что демонстрирует приведенный в исследовании судебный прецедент вокруг форума «Центр тяжести», когда в Решении от 11 октября 2010 года №
Распространена и ситуация, когда
Также известны случаи, когда компания, осуществлявшая техническую поддержку сайта, в
Результатом исследования Игоря Лоскутова стали рекомендации по необходимости произвести корректировки в плане законодательной регламентации правового статуса сайтов. Автор приводит их в заключении к исследованию, и мы кратко обозначим здесь их суть:
1. Следует рассматривать сайт (интернет-ресурс) как комплекс имущественных и личных неимущественных благ и прав, в связи с чем предлагается ввести для сайта, по аналогии с предприятием (имущественный комплекс, указанный в статье 119 ГК РК), особый правовой режим, учитывающий его специфику как единого комплекса. Следует уточнить процедуру для признания за сайтом статуса имущественного комплекса с последующей детальной проработкой вопроса о
2. Следует отказаться от автоматического распространения на все сайты (интернет-ресурсы) статуса СМИ. Необходимо установить четкие критерии того, какие интернет-ресурсы могут являться средствами массовой информации, а какие нет.
3. Следует четко определить критерии того, при каких условиях лицо признается собственником интернет-ресурса, несущим за него ответственность. Также следует решить вопрос о том, какими правами обладают лица, размещающие информацию анонимно на интернет-ресурсах, и возможно ли их признание авторами произведений или журналистами.
4. Следует установить, как это установлено, например, в РФ, что если на сайте комментарии читателей размещаются без предварительного редактирования (например, на форуме читателей материалов такого сайта), то в силу аналогии закона следует применять правила, установленные Законом «О средствах массовой информации» для авторской программы, идущей в эфир без предварительной записи. В случае поступления обращения уполномоченного государственного органа, установившего, что размещенные комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации, редакция указанного средства массовой информации вправе удалить их с сайта либо отредактировать. Если она этого не делает, то вопрос о привлечении ее к ответственности рассматривается судом.
5. Следует установить четкие процедуры осмотра, исследования и фиксации доказательств на интернет-ресурсах (распространения сведений, нарушения авторских прав и т.д.).
6. Следует четко установить, насколько к интернет-ресурсам с учетом экстерриториальности интернета применимы общие правила регулирования предпринимательской деятельности (правила распространения рекламы, лицензирования, сертификации, антимонопольные и конкурентные меры и т.д.).
7. Следует дать оценку соотношения понятий «товарный знак — доменное имя». При этом следует учесть то, что доменное имя на сегодня по казахстанскому законодательству не является объектом интеллектуальной собственности, а товарный знак, который таким объектом является и охраняется законодательством об интеллектуальной собственности, это средство индивидуализации в деловом обороте.
8. Следует уточнить смысл и порядок введения ограничений и запретов на распространение незаконной информации и пересмотреть все ограничения в Законе с точки зрения соблюдения норм международного права в отношении свободы слова. Ограничить их объем рамками ч. 3 ст. 20 Конституции РК. Следует изменить ситуацию, когда экспертная оценка содержания интернет-ресурсов относится исключительно к компетенции правоохранительных и судебных органов. Возможным выходом из сложившейся ситуации, когда любой сайт потенциально может быть обвинен в пропаганде насилия, жестокости, порнографии и тому подобных дефиниций, не имеющих точных определений в казахстанском законодательстве, мог бы стать институт аккредитованных экспертов, к которым превентивно мог бы обратиться любой желающий.
9. Следует установить четкие критерии и основания для лицензирования распространения теле-, радиоканалов посредством IP телерадиовещания, а также посредством интернет-ресурсов.
10. Следует установить четкие критерии для признания интернет-ресурсов иностранными или казахстанскими. Отсутствие в законодательстве таких критериев может привести к ущемлению прав казахстанских физических или юридических лиц, которые зарегистрировали для своих сайтов доменные имена отличные от домена KZ, т.е. не в казахстанском сегменте сети интернет.
Данные рекомендации представляются вполне обоснованными и взвешенными. Их принятие к рассмотрению на текущем этапе развития интернета в Казахстане будет очень своевременно, поскольку дальнейшая неопределенность по многим вопросам, связанным с интернет-сферой, будет сдерживать развитие этого перспективного направления, а значит, и тормозить развитие современной инновационно-информационной экономики Казахстана.
Комментарии