«Ответ на вопрос: „Что такое инновации?“ уникален для каждой страны на каждом этапе ее развития»
Интервью с председателем правления НИФ Айдыным Кульсеитовым о смене стратегии и тактики инновационного развития страны с учетом ошибок прошлых лет, а также о том, какие направления и технологи будут актуальны для Казахстана через 10 лет.
Как стало известно «Къ», в ближайшее время Национальный инновационный фонд (НИФ) будет преобразован в Национальное агентство по технологическому развитию. Председатель правления НИФ Айдын Кульсеитов рассказал о смене стратегии и тактики инновационного развития страны с учетом ошибок прошлых лет, а также о том, какие направления и технологи будут актуальны для Казахстана через 10 лет и почему упор будет сделан не на разработку, а на покупку технологий.
— Айдын Женисович, в чем смысл этой реорганизации, если нацагентство по техническому развитию будет тоже акционерным обществом с тем же учредителем — Министерством индустрии и новых технологий?
— Само название «фонд» подразумевает финансовую деятельность. Этим мы и занимались, делая основной упор на финансировании инновационной деятельности, например, через венчурные фонды. Это направление у нас остается. Но сейчас акцент смещается в сторону аналитического обеспечения инновационных процессов, помощь в разработке программ и в целом инновационной политики, а также предоставление госуслуг администрирования таких инструментов, как технологическое бизнес-инкубирование, инновационные гранты и так далее. В ноябре прошлого года правительством была утверждена Программа развития инноваций и содействия технологической модернизации до 2014 года, которая, кроме всего прочего, предусматривает усиление координации инновационной системы и создание Национального Агентства по технологическому развитию. Фактически НИФ уже с начала текущего года находится в процессе реорганизации. Сейчас соответствующее постановление вернулось из правительства на доработку (там возникли
— Штат увеличивается?
— В НИФе работает 57 человек, в нашем дочернем Центре инжиниринга и трансферта технологий — еще 54 человека. За счет объединения и слияния наших усилий мы даже сократим несколько человек от общей численности, но при этом функционал увеличиться вдвое.
— Каким бюджетом будет располагать Агентство? Другими словами — сколько выделят на инновации?
— Да, здесь надо четко понимать, что бюджетные средства выделяются не на наше содержание, а на реализацию программ. Например, мы отвечаем за технологическое бизнес-инкубирование, на которое в этом году выделено 165 млн. тенге — через нас они пойдут компаниям на оплату услуг технопарков или субсидирование инноваций.
Или те же инновационные гранты. Программа была впервые запущена в прошлом году и стоила 1 млрд. 725 млн. тенге. В этом году выделяется 7,5 млрд. тенге. Сейчас пройдут конкурсные процедуры, и если мы будем выбраны в качестве инновационного поверенного, то, разумеется, получим
В целом в 2011 году через НИФ (а впоследствии через НАТР) в инновационную систему будет влито более 10,0 млрд. тенге по 7 бюджетным программам.
— То есть, получается, инновационных грантов в этом году будет роздано в 6,6 раз больше. Это так за год вырос рынок?
— Просто в прошлом году программа была пилотной. К слову, тогда НИФ в ней не участвовал, нам было поручено проанализировать схему (у нас есть свой аналитический центр) со стороны и внести предложения по ее улучшению.
— И что показал анализ?
— Когда мы говорим инновациях, то должны понимать, что через 6 месяцев, и даже через
— В чем принципиальное отличие?
— Сейчас главная наша задача — индустриализация, так? То есть фокус программы должен быть направлен в первую очередь на предприятия, которые хотят модернизироваться, провести
Мы изучили опыт, разработали систему, адаптированную к казахстанским условиям и месяц назад внесли предложения.
— Когда ждете его реализации?
— Хороший вопрос, хотелось бы знать на него ответ. Сейчас наше предложение отрабатывается в госорганах. Сложность в том, что надо менять законы. Мы внесли соответствующие предложения в рамках разрабатываемого проекта Закона «О господдержке индустриально-инновационного развития». Но некоторые подходы — например софинансирование и принцип возмещения затрат можно вносить в рамках действующего законодательства. Мы сейчас пытаемся пробить принятия соответствующих подзаконных актов.
Вообще, поскольку форсированная индустриализация — это главное экономический приоритет страны, ей должны быть подчинены все политики — фискальная, научная, образовательная, техническая и др. Причем, с расчетом на будущее. Если помните, в прошлогоднем послании Глава государства дал задание составить для Казахстана план научных приоритетов, которые будут актуальны через 10 лет и на основе этого разработать систему планирования науки и бюджетов на науку. Такой план разработан, причем, наш аналитический центр при помощи Корейского института оценки и планирования науки и технологий (КИСТЕП) внедряет в него систему форсайтинга, то есть технологического предвидения, как инструмента актуализации плана. Работа это займет два года, но в результате мы выстраиваем такую систему, что вся новая информация будет постоянно анализироваться, что даст научно-обоснованный выбор направления на перспективу. Именно эти направления мы будем рекомендовать для финансирования частному сектору и, разумеется, финансировать из госбюджета.
— И что, интересно, будет актуально для Казахстана через 10 лет?
— План состоит из 5 направлений. Америку никто не открывал: первое направление, которое будет актуально для Казахстана и через 10 лет — нефтегазовая отрасль. Не стоит иронизировать: ну что тут сложного — качать нефть? На самом деле забуриться, например, на Каспии на глубину нескольких тыс. метров, где давление, условно говоря, больше чем на Сатурне, колоссальные температуры; причем это надо сделать так чтобы не повредить хрупкой экосистеме внутреннего моря — по оценкам некоторых экспертов, это задача по уровню технологичности даже сложнее, чем запустить ракету в космос. Это очень высокотехнологичный бизнес и большой задел для повышения конкурентоспособности нашей прикладной науки.
Второе — АПК. Если мы сможем развить компетенции в сфере биотехнологий и сельскохозяйственных наук, то не только решим вопрос продовольственной безопасности, но и заложим основу новой конкурентоспособной в мировом масштабе отрасли экономики страны.
Третье направление — горно-металлургический комплекс. В ГМК у нас есть научные школы, кадры, а самое главное — есть промышленность, которая эти знания может потребить, есть определенные заделы и перспективы.
Четвертое направление — геология, как фундаментальная, так и прикладная. Пятое, межотраслевое — инфокоммуникационное.
Причем, в план заложены не только направления, но и так называемые критические технологии, которые будут уточняться системой форсайтинга, о которой я говорил выше.
— Пока, однако, технологическое отставание Казахстана от пост-индустриальных стран с каждым годом лишь увеличивается. Судя по заявлениям членов правительства, сокращать этот разрыв намечено в первую очередь деньгами, то есть за счет покупки технологий. То есть сама отечественная наука как двигатель прогресса, насколько я понимаю, не рассматривается?
— Надо четко понимать различие между инновацией и наукой. Наука — это новые знания. Инновации — это не столько знания, сколько их коммерциализация, и они требуют не столько ученых, сколько предпринимателей, которые могут из знаний получать деньги.
— Но для того, чтобы из знаний получать деньги, надо для начала
— Объективно, для сегодняшнего уровня экономического развития страны, самый эффективный путь — трансферт технологий
За эти 5 лет надо создать индустриальную базу, и
Простой пример — Васильковский ГОК. То, что золото там есть, знали давно. Но не было технологии, которая позволяла бы эффективно его извлекать. Завод запустился только после того, как зарубежные ученые (ну, и наши лепту внесли) разработали технологию измельчения руды чуть не до микронного уровня. И не просто измельчения, а таким способом, чтобы при всех затратах в промышленном масштабе это было выгодно. На создание этой технологии ушли годы.
Пока же надо стремиться к тому, чтобы наши инженерные, научные работники получали субподряды на адаптацию технологий. Поймите, нельзя от ребенка требовать, чтобы он сразу стал мастером спорта. Задача в том, чтобы с 10% нашего участия в генерации технологий довести хотя бы до
— И откуда мы планируем импортировать технологии?
— Я думаю, в первую время — в основном из Китая и России, чтобы на первых порах утолить технологический голод. Пусть это не самое производительное оборудование, но они находятся примерно на одном уровне с нами. Можно закупить супер-технологичное японское оборудование, чтобы везде роботы и электроника. Но кто на нем будет работать?
Через
Есть, правда, мнение что можно развиваться leap frog (прыжок лягушки — Къ), то есть перескочить через
Многие наши ученые уже работают за рубежом.
Впрочем, есть примеры, когда сами ученые неплохо коммерциализировали свои разработки. В прошлом году на «Алтын Сапа» Президенту страны был поставлен проект «Ана жер» — казахстанского ученого Султана Усманова, который разработал новый вид нехимических удобрений. Он уже снабжает своей продукцией поля на десятки тыс. гектар и имеет постоянно растущий круг клиентов-фермеров. Но это, скорее, исключение из правила.
— На протяжении нескольких лет НИФ активно финансировал венчурные проекты.
— Я уже раньше заявлял, что в прошлом году мы вышли с определенными прибылями из 2 фондов. Сегодня к успешным я отнес бы АО «Delta Technology Fund», у него всего 5 проектов, но каждый из них в той или иной мере является высокотехнологичным. Среди них — сборка компьютеров и серверов. Насколько нам известно, это единственная в Казахстане компания, которая имеет конвейерную линию по сборке такой техники, плюс термокамеру, которая позволяет на месте производить испытания всей произведенной техники. Еще один проект — выпуск кабеля
— Ежегодно, на протяжении последних пяти лет, Казахстан теряет в рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума. Причем большой частью, если исключить политические и институциональные проблемы — за счет растущего технологического, научного и образовательного отставания на фоне улучшающихся макроэкономических показателей. Это и есть наше персональное «проклятие ресурсов»?
— Что касается распределения мест в рейтинге, то в этом значительную роль играет субъективное мнение экспертов. Возможно, в этом есть и наша вина — не работали с экспертами ВЭФ. В этом году мы планируем наладить, наконец, контакт с ними и рассказать о том, что делается Казахстаном в области инноваций и технологий. А делается на самом деле очень многое, и я даже могу сказать — гораздо больше чем во всем прилегающем регионе.
— Под прилегающим регионом вы имеете ввиду Среднюю Азию?
— Не только, и Россию тоже.
— Несмотря на Сколково?
— Ну, идея Парка инновационных технологий Алатау — это и было наше Сколково, и мы пришли к этому еще в 2003 году. Конечно, вопрос приоритета не столь важен, как вопрос реализации, но все же. Потом проект был несколько упущен из виду, но с прошлого года активно реанимируется (сказать честно, пример Сколково нас тоже подстегнул). Этот вопрос тоже поручили нашему фонду, и, думаю, уже в
Проанализировав прежние ошибки, мы пришли к выводу, что первоначальный неуспех проекта объясняется не только большой раскоординацией, но и не совсем правильно выбранной концепцией. Мы назвали это Парком информационных технологий и хотели создать здесь Банголор. Теперь мы понимаем, что опираться только на ICT (инфокоммуникационные технлогии) в условиях Казахстана не совсем реалистично.
Сейчас меняется концепция.
А самое главное — будет профессиональная управляющая компания. Может, это будет зарубежная компания которая занимается развитием таких зон, но, может, совместная.
Большой победой я считаю также, что у Парка инновационных технологий «Алатау» появится попечительский совет, который возглавит Президент страны. Думаю, это позволит на более высоком уровне обеспечить работу Парка.
— Вернемся от планов к свершениям. К вам претензии у Счетного комитета, который в прошлом году насчитал у НИФа 14 млрд. тенге убытков…
— Ну,
— Но
— Хорошо, посмотрим по структуре. Из 14 млрд. тенге — 10 млрд. — это КазСАТ, на котором, к слову, НИФ был с самого начала только финансовым оператором и ни в выборе проекта, ни в выборе генподрядчика не участвовал (теперь проект передан в Республиканский центр космической связи, то есть по назначению). Это форс-мажор — сгорел, улетел, все, нет его. Но за эти годы 2, 5 млрд. тенге доходов от этого спутника было получено. На 1 млрд. 800 млн. была построена наземная инфраструктура, которая стоит и следующие КазСАТы через нее можно вести. Остальная сумма — это страховка. Казкосмос эту работу ведет и, насколько я знаю, там определенные подвижки есть, то есть, скорее всего, убытки будут возмещены государству.
Остается 4 млрд. тенге. Из чего они складываются? Часть — инвестиции за рубеж и обесценение портфеля. Был кризис, и вы знаете, как 2008 год прошел для бизнеса. В
По итогам 2010 года аудит еще не проведен, но мы рассчитываем, что наш инвестиционный портфель прирастет, все данные говорят об этом. То есть рынок волатилен, и в этом нет ничего катастрофичного. По операционной деятельности, предварительно, ожидается свыше 400 млн. тенге чистой прибыли.
— Поднимается также вопрос по размещению выделенных НИФу средств на депозитах БВУ…
— Опять-таки, это не запрещено. В прошлом году мы по разным схемам сработали на уровне
— Предполагалось, наверное, что вы будете зарабатывать основной деятельностью.
— Если бы я был банком — да, на постоянной основе. Там залоги, которые в два раза перекрывают сумму кредита, проценты после 1 месяца с момента подписания договора, если льготный период — после 6 месяцев, ну в самом крайнем случае — после года. У нас
Активно мы начали вкладываться лет шесть назад. Вот сейчас начался период, когда мы начнем получать со своих вложений. В определенной степени, деньги уже идут. Могу сказать обобщенно, что в прошлом году вернулось около $700 тыс. прибыли из зарубежных венчурных фондов. В этом году до конца апреля получить еще свыше $300 тыс. То есть пошли первые продажи компаний, и инвестиции начали возвращаться.
Можно еще спросить, почему мы кладем деньги на депозит, а не вкладываем их сразу в проекты. Это тоже просто объясняется — условия финансирования у нас лучше, чем в банках. Но мы же требуем, чтобы 51% вносил сам заявитель, мы не можем владеть контрольным пакетом акций. А у большинства заявителей — кредиторская задолженность и куча обременений. Кроме того, мы требуем, чтобы помимо технологичности и эффективности проекта имелись и
Сейчас мы пришли к пониманию того, что не стоит сидеть и ждать, когда к нам придут хорошие проекты. Теперь мы сами ищем проекты, вместе с заявителем отрабатываем бизнес-план и структурируем сделку, выделяем менеджера, подходим индивидуально. Но для того, чтобы понять это, тоже нужна была определенная пауза, определенная «работа над ошибками».
В целом инвестировать в инновации, в высокотехнологические проекты — это риски. И развитая инновационная экономика позволяет через эффективную систему налоговых, бюджетных, административных, финансовых инструментов эти риски снижать, тем самым стимулирую бизнес вкладывать в инновации. Пока у нас выгоднее вкладываться в торговлю и недвижимость, чем в высокие технологии. Мы такую модель еще только начали выстраивать — дело идет медленно, со скрипом — слишком тяжело и чиновникам, и бизнесу перестроиться.
— Отчего зависит устранение этого «пока»?
— Сейчас прорабатывается вопрос внесения изменений в законодательство, стимулирующих интерес бизнеса к индустриально-инновационным проектам. Нужны, в частности, законодательно закрепленные налоговые льготы для такого бизнеса. Ведем переговоры с нашими коллегами из Минфина. Нам говорят: «Господа, у нас и так прекрасный налоговый климат, самые низкие КПН и НДС».
Это все хорошо, но при прочих равных условиях этот улучшенный климат оказывает стимулирующий эффект на недропользование, торговлю и недвижимость — то есть, там, где быстрей оборачиваемость капитала. А для высокотехнологичных компаний нужен особый режим. Нам говорят: «Это противоречит той налоговой политике которая у нас исповедуется».
Я и Минфин прекрасно понимаю. Что такое высокотехнологичные компании? Как это администрировать? Как поставить фильтры, чтобы туда мошенники не пролезли, чтобы не было уклонения от налогов под видом инновационного производства? Есть куча вопросов. Но дело в том, что эти вопросы придется решать в любом случае, а если мы затянем, то можем отстать навсегда.
— Недавно в Алматы по инициативе НИФа прошел семинар по инновационной статистике. Тут требуется
— Вопрос в том, что инновации непросто посчитать, обычные экономические показатели тут не подходят. Меня спрашивают иногда ваши коллеги «Сколько инновационных проектов в стране?». Ответа нет. Ответ на вопрос «что такое инновации» уникален для каждой страны на каждом этапе ее развития.
—Ну да, то что для нас инновация, для США, например, реальность двадцати-тридцатилетней давности.
— Но для нас это все равно инновация! И я благодарен Седьмой рамочной комиссии Евросоюза и Министерству индустрии и новых технологий за этот семинар, потому что на самом деле в мире все давно придумано — есть рекомендации ФРАСКАТТИ, ОСЛО, где четкого говорится, что такое инновации и как их замерять. Если что внедрилось и улучшило деятельность конкретного предприятия — это инновация. Если предприятие внедрило то, что уже есть на соседнем предприятии — это инновация для этого конкретного предприятия. И Президент говорит: все что существенно, ощутимо на глаз повысило производительность труда — это инновация. У нас же путают инновацию и хайтек. Хайтек — это верхний уровень инноваций, и до него надо еще дорасти.
— И последний вопрос — почему власти страны заговорили о индустриально-инновационном развитии только сейчас, на двадцатом году независимости, а не раньше, когда еще имелись оставшиеся от Союза база, кадры, инфраструктура? В той же России, например, все эти годы, худо-бедно, удалось хоть частично сохранить былую научную и исследовательскую базу.
— У нас после развала Союза ситуация была гораздо тяжелее, чем в России. Нас выкинули из рублевой зоны, нефть стоила $8 за баррель, практически ни одно производство не имело полного цикла на территории республики.
Комментарии