Посткризисное восстановление рынка электробытовой техники в Казахстане
Посткризисное восстановление казахстанского рынка электробытовой техники началось с сегмента ноутбуков и других высокотехнологичных цифровых устройств.
Повседневную жизнь современного человека невозможно представить без широкого арсенала предметов бытовой техники. Домашние помощники давно и прочно обосновались в нашем жилище, и выход из строя микроволновой печи или стиральной машины рискует превратиться в катастрофу местного масштаба практически для любой хозяйки. Еще бы, ведь для большинства современниц, привыкших ценить бытовой комфорт, вынужденное (пусть и временное) возвращение к тем методам ведения хозяйства, которые практиковали мамы и бабушки, — наказание и испытание на прочность одновременно. Не случайно, по оценкам специалистов, мировой рынок бытовой техники и электроники занимает в секторе товаров народного потребления первое место по темпам роста и второе после рынка продуктов питания по объемам продаж.
Оживление после затишья
Как утверждают аналитики, мировой рынок электробытовой техники не только достаточно успешно восстановился после кризиса, но даже увеличил темпы роста, что представляется вполне логичным. В период кризиса обновление парка бытовой техники по понятным причинам не входило в перечень задач первой необходимости, а потом, когда трудные времена отступили, и вновь появилась возможность для незапланированных трат, многие не отказывали себе в покупке техники для дома, делающей нашу жизнь проще и приятнее. В прошлом году наиболее высокую стабильность продемонстрировал сектор малой бытовой техники, поскольку ее покупки, как правило, не требуют кредитования, а значит, не грозят финансовыми неприятностями. В сегменте большой бытовой техники, отмечают эксперты, высоким спросом пользовались морозильные камеры, однако в целом в данном сегменте о возвращении на докризисные позиции речи не идет — большинство потребителей не рискует инвестировать в дорогие покупки. К тому же крупная бытовая техника изначально ориентирована на более длительный срок эксплуатации, и приобретая газовую плиту или стиральную машину, покупатель предполагает, что она прослужит дольше, чем чайник или тостер. В
На российском рынке, по данным аналитиков TD The Marketpublishers Ltd, основной рост продаж
Для отечественного рынка электробытовой техники докризисный период был временем настоящего расцвета: казахстанцы с удовольствием обновляли арсенал товаров, и даже несмотря на активные темпы роста, достигавшие, по разным оценкам,
Благодаря активному росту потребительского кредитования позволить себе достаточно дорогие покупки могли не только состоятельные казахстанцы, ведь приобретение того же холодильника или телевизора в рассрочку щадила семейный бюджет, а возможность начать эксплуатацию техники, что называется, «здесь и сейчас», была точно такая же, как и у тех, кто совершал покупку, не прибегая к кредитным программам. Принимая во внимание тот факт, что кредитование в данной сфере осуществлялось на достаточно выгодных условиях, вплоть до беспроцентных кредитов, а также требовало минимального пакета документов, не приходится удивляться, что данная форма продаж оказалась широко востребована среди не самых обеспеченных слоев населения, в том числе и жителей регионов. Стоит отметить, что именно в областях значительная часть бытовой техники приобреталась в кредит.
Реалии кризисного периода, конечно, не могли не оказать влияния на положение дел в данном сегменте рынка. На фоне увольнений, невыплат или сокращения зарплат люди пересмотрели приоритеты и, вполне естественно, переориентировались в первую очередь на покупку продуктов питания и товаров первой необходимости. В результате в 2008 году, например, по отдельным категориям продукции снижение продаж составило
В борьбе за потребителя
Впрочем, несмотря на непростую экономическую ситуацию, количество участников рынка бытовой техники практически не изменилось. Большая часть рынка
Одним из самых заметных событий прошлого года стала покупка 51% самой крупной сети магазинов бытовой техники и электроники Sulpak основателем российской компании «Эльдорадо» Игорем Яковлевым. Как сообщил
Очевидно, что в период кризиса необходимость бороться за лояльность потребителей стала задачей номер один как для крупных, так и для мелких игроков. Другое дело, что большие компании располагали более широким арсеналом средств для успешного ведения этой борьбы и могли позволить себе, к примеру, сэкономить на рекламе, сократить штат. Кроме того, считает руководитель отдела розничного аудита компании GfK Kazakhstan Николай Долгов, крупным игрокам было легче сдерживать цены вследствие меньшей зависимости от валютных курсов по сравнению с мелкими и средними компаниями, а также серыми дилерами. Большим сетям было проще проявить гибкость в отношении продуктовой стратегии, переориентироваться на бюджетные модели, пользовавшиеся в период кризиса более высоким спросом, внести изменения в сфере логистики с тем, чтобы предложить потребителям товар по более доступным ценам. Некоторые игроки пошли на такой, не слишком характерный для нашего рынка шаг, как снижение собственной маржи, предпочитая зарабатывать на обороте.
Впоследствии, отмечают эксперты, стабилизация рынка бытовой техники будет идти на фоне процесса слияний и поглощений — крупные компании будут ориентироваться на поглощение более мелких игроков, которые, в свою очередь, поймут, что не смогут выбраться из тяжелой ситуации без помощи более удачливых «тяжеловесов».
Ноутбуки начинают и выигрывают
Отечественный рынок бытовой техники и электроники одним из первых начал восстанавливаться после кризиса, и в этом отношении ситуация развивалась в духе мировых трендов. По мнению генерального директора Arena S Дениса Смирнова, в 2010 году рынок бытовой техники и электроники вырос примерно на
Что касается ноутбуков, то представители
Существенно выросла популярность нетбуков, цена на которые, как правило, находится на относительно низком уровне. До недавнего времени в Казахстане доля устройств этого класса в продажах заметно отставала от мировых значений, но с конца 2009 года резко пошла вверх. Впрочем, нетбуки не составили прямую конкуренцию ноутбукам, а скорее дополнили их.
На отечественном рынке ноутбуков давно и прочно закрепились такие игроки, как НР, Acer, ASUS. В 2009 году появились устройства Samsung, и южнокорейская компания в характерной для себя манере провела этот выход очень агрессивно, сразу попав в первую пятерку игроков. Ноутбуки Sony хорошо известны казахстанским потребителям, однако лишь недавно стали продаваться у нас по официальным каналам. Заявил о себе и китайский бренд Lenovo. Принимая во внимание популярность данных вендоров на рынке ноутбуков во всем мире и в России, можно предположить, что и в Казахстане их продукция будет востребована достаточно широко.
По данным компании LogyCom, в настоящее время все более актуальными становятся планшетные компьютеры и коммуникаторы, обладающие полным набором современных технических функций. В связи с этим данный игрок, специализирующийся на реализации цифровой техники, планирует увеличить ассортимент товаров этой категории. Samsung Electronics рассчитывает в нынешнем году увеличить объем продаж в Казахстане на 40% также главным образом за счет вывода на рынок новых планшетных компьютеров и телевизоров; хорошие результаты, согласно прогнозам южнокорейских специалистов, должны продемонстрировать сегменты ноутбуков, принтеров и мониторов.
В свою очередь, сегмент мелкой бытовой техники и техники для дома по итогам прошлого года практически не показал роста. Впрочем, и в этой сфере ситуация складывается неоднозначно: продажи микроволновых печей, скажем, восстанавливались довольно уверенно (сработал отложенный спрос), тогда как темпы реализации холодильников, допустим, практически не снижались в период кризиса, но практически не выросли по мере его завершения. И все же не исключено, что в нынешнем году изменится расклад и в этой области рынка. По крайней мере, розничные сети предпринимают активные действия для того, чтобы приблизить эти перемены.
По сравнению с
Российские сети и производители могут укрепить позиции
Оживление в сегменте потребительского кредитования оказалось не единственным механизмом, посредством которого розничные продавцы стремились привлечь покупателей. Различные скидки и акции розничные сети теперь не приурочивают к праздникам, но запускают практически на постоянной основе. И хотя порой о выгоде этих акций для кошелька покупателя можно поспорить, своей цели они зачастую достигают. Крупные сети предоставляют возможность приобретения подарочных сертификатов (Sulpak и «Технодом») либо подарочных карт («Планета электроники»), и потребители оценили данные инициативы. Практически все крупные сети сегодня практикуют продажу бытовой техники через интернет-магазины, цены в которых хотя и незначительно, но уступают установленным в торговых точках традиционного формата, и этот факт также не ускользает от внимания научившегося считать деньги потребителя.
Некоторые игроки не только начали демонстрировать большую гибкость в секторе продаж, но и запустили услуги, о которых в докризисные времена и речи не было. Sulpak, например, стал практиковать не только доставку техники, но и ее установку. «Пытаясь выяснить, что именно необходимо казахстанскому потребителю, мы проделали серьезную работу и поняли, что ключевыми составляющими должны стать сервис и качество продукции. В результате мы ввели новые сервисы, цель которых заключается в том, чтобы предоставить покупателям готовое решение, внедрили принцип независимой оценки качества сервиса. Казахстанский потребитель очень требователен, и потому стратегия нашей компании заключается в том, чтобы предлагать качественный товар по выгодной цене. После кризиса начал активизироваться средний ценовой сегмент, соответственно и основную долю наших покупателей составляет средний класс. И хотя доля дешевой техники тоже остается достаточно существенной, делать акцент на ее продаже не входит в наши планы», — заявил
Наполнение отечественного рынка электробытовой техники всегда осуществлялось главным образом за счет импортных поставок. Не изменился данный расклад и сегодня. Импорт занимает лидирующее положение. Говоря о казахстанском производстве, можно упомянуть, пожалуй, только LG, однако доля продукции этой компании, выпущенной на казахстанском предприятии, в общем объеме продаж очень незначительна. Торговые сети заключают контракты с поставщиками и завозят бытовую технику из Малайзии, Турции, Польши, Венгрии; крупные производства размещены в Корее и Китае, причем китайские предприятия сегодня успешно конкурируют с коллегами из Европы, и лейбл Made in China уже отнюдь не является свидетельством низкого качества продукции. Некоторые известные производители открыли свои предприятия и на территории России — Beko, LG, Samsung, Indesit, Vestel, Toshiba. В связи с созданием Таможенного союза логично предположить, что продукция зарубежных брендов, произведенная на российских предприятиях, получит более широкое представительство в казахстанских торговых сетях. В России достаточно широкое развитие получил выпуск так называемой «белой техники» — холодильников, стиральных машин, газовых плит, да и возможность приобрести товары других категорий, изготовленные там и ввезенные в Казахстан на условиях, предусмотренных единым таможенным пространством, можно расценить как плюс для отечественного рынка. С другой стороны, для ряда товаров, импортируемых из других стран, таможенные пошлины увеличились, и это обстоятельство грозит сказаться на конечной цене продукта, если, конечно, сети не найдут альтернативные пути удержать ее. В Sulpak, например, очень надеются, что повышения цен удастся избежать, поскольку компания изменила принципы логистики, что достаточно серьезно сказалось на себестоимости.
Создание Таможенного союза способствовало изменению отношения к казахстанскому рынку со стороны зарубежных производителей и ритейлеров. По словам
Комментарии