Виртуальный торг
Когда интернет-магазины станут конкурентами обычным торговым центрам?
Доступность интернета и увеличение числа казахстанских пользователей стимулирует те области экономики, которые тесно связаны с виртуальным миром. И в первую очередь следует говорить о развитии электронной коммерции. Интересно, скоро ли интернет-магазины станут конкурентами обычным торговым центрам?
Успешный старт?
В последнее время часто можно слышать мнение, что 2011 год войдет в историю Казнета. Это связывают с тем, что количество казахстанских интернет-пользователей превысит некий критический уровень, преодолев который, Сеть станет неотъемлемой частью общества. По данным агентства
Невзирая на разные оценки степени интернетизации страны, уже сейчас можно говорить, что казахстанцы все чаще начинают пользоваться благами интернета. Например, все популярнее становятся покупки в интернет-магазинах. Интересно, что это происходит несмотря на культурологические особенности.
Конечно, в Казахстане есть немногочисленные компании, специализирующиеся на доставке товаров, заказанных со страниц каталогов или телеэкранов. Но можно предположить, что их деятельность снизится в ближайшие десятилетия. Хотя сейчас они этого не чувствуют. Маркетолог компании «Отто — товары почтой» Анар Жондыбаева рассказала нам, что развитие интернет-торговли никак не отразилось на объемах заказов по известному немецкому каталогу. Одной из причин является специфика работы — чаще всего по каталогам заказывают одежду, в то время как интернет-магазины ею не занимаются. Так, по данным портала Profit.kz, большая часть казахстанских коммерческих ресурсов специализируется на торговле компьютерами, оргтехникой и комплектующими — на их долю приходится около 17 проц. от общего количества магазинов. И всего 6 проц. сайтов предлагают купить одежду, аксессуары, товары для здоровья и красоты, книги и цветы. «Также нужно отметить, что наша аудитория — это женщины, чей возраст близок к 30 и старше. То есть те, для кого интернет является непривычным или неудобным инструментом. И хотя на сайте «Отто» можно оформить заказ, минуя посредника, наши клиенты продолжают оформлять их через систему каталогов», — рассказала наша собеседница. Очевидно, когда целевая аудитория в силу естественных причин сократится, таких компаний будет гораздо меньше. Конечно, всегда будут консервативно настроенные покупатели, которым приятно полистать цветные каталоги, однако большинство все же оставит выбор за онлайн-магазинами.
Интересно, что из себя представляет современная казахстанская интернет-коммерция? Константин Горожанкин отметил, что точных данных об объемах рынка в стране не существует, однако он оценивает объемы прошлого года в размере
Плюсы и минусы
Следует отметить, что в стране работает около 200 интернет-магазинов. Но, несмотря на это, казахстанцы чаще обращаются к зарубежным магазинам. И на это есть веские причины. Прежде чем перейти к ним, следует отметить, в чем вообще изюминка покупки в Сети. В виртуальных магазинах можно найти уникальный товар, которого на полках обычных магазинов нет. И при этом есть возможность сэкономить, так как в стоимость не заложена накрутка посредника. Когда на свет появились первые телефоны, работающие на операционной системе Android, наша знакомая Камиля, любительница новинок, тут же заказала модель на аукционе
Отметим, что западным и казахстанским интернет-магазинам составляют серьезную конкуренцию китайские сервисы. В качестве примера можно привести набирающий популярность Dealextreme.com. Этот магазин привлекает более низкими ценами, нежели могут предложить европейские или американские сайты. При этом доставка в Казахстан бесплатна.
Вместе с тем отечественные игроки надеются, что услуги казахстанских компаний в конечном счете будут более востребованы, чем предложения зарубежных магазинов.
Нелегальный бизнес?
Выше отмечалось, что число казахстанских сетевых торговых площадок составляет около двух сотен, но качество большинства из них оставляет желать лучшего. Почему? Александр Чуб считает, что самая главная проблема для предпринимателей — отсутствие мотивации инвестировать в электронный бизнес. Тут сказывается и неясность рыночных перспектив, и сложность в определении целевой аудитории, и низкий уровень законодательной поддержки. «Даже существующие малочисленные интернет-магазины в массе своей представляют всего лишь витрину для традиционного магазина. То есть покупатель приходит на сайт, приценивается, выбирает, а покупать идет как обычно — в оффлайн. Часто даже бывает, что в Сети товар стоит дороже, чем на полках — это вообще нонсенс», — комментирует
Действительно, многие современные казахстанские торговые площадки в Сети трудно назвать интернет-магазинами в чистом виде. Так, несовершенна платежная система. Довольно распространена схема, когда на сайте заказывается товар, а вот оплата происходит наличными курьеру, который привозит заказ. Таким образом, теряется суть — в идеале вся транзакция должна проходить полностью виртуально. Почему же магазины не предлагают автоматизированную систему оплаты кредитной картой? Дело в том, что на сегодняшний день единственный банк, предлагающий свои посреднические услуги между покупателем и продавцом, — это «Казком». Предприниматели, которые хотят, чтобы на их сайте можно было расплатиться карточкой, должны подписать с банком договор. Немногие идут на это, так как условия «Казкома» достаточно жесткие.
Не желая связываться с финансовым институтом, бизнесмены вводят систему оплаты наличными или же электронными деньгами. Например, часто можно встретить предложение оплатить через webmoney или PayPal. Но есть серьезная проблема — электронные деньги никак не регулируются законодательством, а потому оплата через такую систему проходит мимо налоговых служб. Некоторые даже придумали выход из этой ситуации — они обналичивают электронные деньги, сами же вбивают их в кассовый аппарат — все для того, чтобы соответствовать требованиям законодательства. Константин Горожанкин рассказал, что его проект Processing.kz как раз предназначен для того, чтобы помочь крупнейшим банкам внедрить систему так называемого «процессинга», позволяющего магазинам принимать оплату с карты. «Для банков достаточно трудно выйти на этот рынок самостоятельно, — рассказывает собеседник. —
Текущее положение вещей позволяет сделать вывод, что чем позже казахстанские предприниматели выйдут со своим бизнесом в сеть, тем меньше у них шансов привлечь к себе казахстанцев. Дело в том, что именно сейчас формируется культура потребления в Сети. И в этих условиях важно что раньше станет привычкой — покупать за рубежом или же заказывать товар на казахстанских сайтах. Пока счет в пользу американских, европейских и китайских аукционов и площадок. Учитывая, что в большинстве случаев казахстанские коммерсанты просто перепродают купленное в тех же западных магазинах, им для привлечения клиентов нужно будет создать уникальные условия. Скажем, сделать ставку на скорость поставки, которую можно осуществить, заранее импортируя товары, которые могут быть востребованы. Очевидно, что рано или поздно интернет-коммерция получит свое развитие, даже несмотря на особенности нашего менталитета. Другой вопрос, когда это произойдет. Ответ неоднозначен, поскольку уж слишком много нерешенных проблем.
Комментарии