Телекоммуникационная паутина
На рынке проводной инфраструктуры активно развиваются сразу несколько компаний, но им придется еще много сделать, прежде чем они смогут составить достойную конкуренцию доминирующему оператору.
На рынке проводной инфраструктуры активно развиваются сразу несколько компаний. Но им придется еще много сделать, прежде чем они смогут составить достойную конкуренцию доминирующему оператору.
Волоконно-оптические линии связи (ВОЛС) — это наземная инфраструктура, которая является основой для оказания всех телекоммуникационных услуг. Используемые ранее медные кабели устарели, возможности использования спутниковых каналов слишком ограничены. ВОЛС же надежны, отказоустойчивы и позволяют передавать информацию с большой скоростью и в большом объеме. На сегодня эффективной альтернативы им нет. Поэтому оказывать услуги, например сотовой связи или доступа в интернет, без такой сети проблематично.
Впрочем, ВОЛС не только эффективны, но в то же время дороги в строительстве. Прокладка одно километра кабеля стоит
Однако уже несколько лет сразу ряд операторов взялись за создание собственных альтернативных сетей.
По словам операторов конкуренция в сфере ВОЛС уже ощущается и по мере дальнейшего строительства сетей обострится. Возникает вопрос, нужно ли стране столько оптоволокна?
Супермагистраль
«Казахтелеком» тем временем построил Национальную информационную супермагистраль (НИСМ) протяженностью 12521 км. Основное кольцо НИСМ — это более 9206 км волоконно-оптической линии связи, в которую включены города Алматы, Тараз, Шымкент, Кызылорда, Актобе, Костанай, Петропавловск, Кокшетау, Астана, Павлодар, Семей, Оскемен, Талдыкорган. Осевая ветка проходит через Алматы, Караганду, Астану. Западное кольцо охватывает города Атырау, Уральск, Актобе и имеет ответвление на Актау. Кроме того, у компании пять стыков с российскими операторами, по два с Узбекистаном, Кыргызстаном, и три стыка с операторами Китая. В
«Рост потребности в канальной инфраструктуре в мире определяется интернетом, — отмечают в «Казахтелекоме». — Современный этап развития телекоммуникационной отрасли характеризуется неуклонным ростом цифрового контента и трафика (по данным западных агентств, рост мирового трафика передачи данных составляет около 30% в год). Это в свою очередь заставляет операторов увеличивать пропускную способность своих сетей с целью передачи все больших объемов информации с высокой степенью защиты ее содержания и резервирования. Таким образом, можно сказать, что потенциал рынка аренды магистральных цифровых каналов в республике еще не исчерпан». В компании считают, что использование новых современных стандартов и технологий, позволяющих существенно расширить пропускные способности каналов связи, позволит «Казахтелекому» увеличивать объемы пропускаемой информации и снижать стоимость предоставляемых услуг.
Договор о ненападении
До недавнего времени основными конкурентами доминирующего оператора в сфере наземной инфраструктуры называли KazTransCom и «Транстелеком». В силу своего исторического развития первая преимущественно работает с сырьевыми компаниями на западе республики, вторая — с национальной компанией «Казахстан темир жолы» (КТЖ) в южных, центральных и восточных регионах. Эти компании в некоторой степени дополняют друг друга и за счет такого разделения территорий и сегментов потребителей не вступают в прямую конкуренцию.
В настоящее время протяженность сети «Транстелекома» составляет 2700 км. От станции Достык далее
«Наш основной заказчик — железная дорога. Но в рамках развития существующей сети ВОЛС помимо КТЖ среди клиентов есть частные юридические фирмы, либо аффилированные с КТЖ, либо просто находящиеся в зоне досягаемости нашей сети, проходящей вдоль железных дорог. Потребителями являются и физические лица, которым предоставляются услуги доступа в Интернет, междугородней и международной телефонии. На сегодняшний день на КТЖ приходится примерно половина объема всех предоставляемых услуг. После реализации нового проекта мы планируем, что доля услуг для физических и сторонних юридических лиц будет увеличиваться», — рассказывает
Он отмечает, что спрос на услуги, предоставляемые по оптоволоконному кабелю, уже близок к насыщению, поскольку есть ряд компаний, которые строят сети ВОЛС. Но операторы, представленные на рынке, преследуют каждый свои цели. «Либо сеть строится для
KazTransCom в 2013 году планирует завершить создание единой магистрали ВОЛС протяженностью порядка 4000 км, объединяющей крупнейшие города Казахстана. Планируемые инвестиции — порядка 4,8 млрд. тенге. Сейчас значительная часть доходов от магистральных услуг связи компании приходится на телекоммуникационных операторов-партнеров и корпоративных клиентов из промышленности.
«На текущий момент в Казахстане существует только один магистральный оператор, обладающий мощной, разветвленной магистралью, покрывающей все регионы страны, — рассказывает генеральный директор компании KazTransCom Аскар Ержанов. — Для укрепления рыночных позиций в среднесрочной и долгосрочной перспективе операторам, обладающим ВОЛС, необходимо расширить покрытие своих сетей. За последние два года операторы активно реализовывали планы по строительству магистральных ВОЛС. Таким образом, с каждым годом протяженность их сетей увеличивается не менее чем на
Относительно новый игрок рынка
Создание рынка
«В связи с активным строительством ВОЛС за последние два года конкуренция на рынке магистральных услуг значительно усилилась, — говорит
«Казахтелеком» уже обладает крупной национальной сетью, имеет множество выходов из страны и работает с широким кругом клиентов. Это обеспечивает ему несравнимое конкурентное преимущество перед более специализированными сетями других операторов. Но три крупных сети продолжают активно строиться, и у потребителей появляются альтернативные предложения. Конкуренция в секторе волоконно-оптических линий связи в свою очередь создает условия для конкуренции в целом на рынке телекоммуникаций.
Андрей Сапронов также считает, что конкуренция будет напряженной. Он отметил, что некоторые компании ведут агрессивную политику, что подкреплено более сильной финансовой базой, в том числе за счет западных и российских акционеров. В «Транстелекоме» считают, что можно было бы использовать опыт развития ближайших стран. «Например, в Китае на уровне правительства принято решение, если на конкретном участке уже есть линии связи какого-либо оператора, то не разрешается строительство новых линий, — рассказывает
Комментарии