Следите за новостями

Цифра дня

10,4 млрд — количество безналичных транзакций в РК в III квартале 2024

    Телеком — мутации

    Данные опроса, проведенные журналом National Business о положительных и отрицательных сторонах развития телекоммуникаций Казахстана в 2006 году.

    30 января 2007 14:51, Кусария Ишангали, National Business
    Рубрики: Рынок, Связь

    Телекоммуникационный сектор находится в стадии бурного роста, что демонстрирует как статистика, так и экспертные оценки по важнейшим событиям и сделкам 2006 года. Последние лет пять, отрасль растет быстрее ВВП — по разным оценкам, в среднем на 25–30%  ежегодно. Уровень ее развития является показателем развитости экономики — в развитых странах доля телекоммуникаций в ВВП составляет 5–8%. В Казахстане этот показатель находится на уровне 2,9%, соответственно, объем рынка в текущем году составил порядка $1,6 млрд. (В текущем году прирост номинального ВВП составил не 8,7 трлн. тенге, как прогнозировало Министерство экономики и бюджетного планирования РК, а 9,7 трлн. тенге). Таким образом, если учитывать, что макроэкономические показатели не претерпят значительных изменений и сохранится текущая динамика развития сектора, то к 2009 году объем рынка может достичь $5 млрд. (В Программе развития отрасли телекоммуникаций на 2006–2008 гг. указывается, что к моменту ее завершения объем доходов операторов связи ожидается на уровне 4–5 % от ВВП. По прогнозам Минэкономики, к 2009 году объем ВВП составит 16,9 трлн. тенге).

    Что касается экспертного опроса, проведенного National Business, то оказалось, что эксперты ни одно событие или сделку не оценили со знаком минус. Ключевым событием уходящего года в отрасли экспертное сообщество считает запуск первого казахстанского геостационарного спутника связи и вещания KazSat-1. Он предназначен для организации каналов телерадиовещания, телефонной связи, передачи данных, широкополосного доступа к сети интернет, создания и развития VSAT-сетей, создания ведомственных и корпоративных сетей связи, оказания пакета мультимедийных услуг. Подавляющее большинство респондентов оценило данное событие как положительное — 89,1%. Негатив отчасти связан с дефицитом предметных знаний, а также вопросами технологичности спутника, стоимости его аренды операторами связи и расположения на орбите. Напомним, что летом в прессе появилось интервью экс-министра транспорта и коммуникаций Серика Буркитбаева, который охарактеризовал технические возможности KazSat-1, как «позапрошлый век».

    Позже стали курсировать слухи о возможности передачи спутника в частную собственность, которые сразу же были опровергнуты официально. Хотя, некоторые эксперты не исключают подобной вероятности, указывая на экономическую целесообразность данного шага. Генеральный директор ТОО «КаР-Тел» Дмитрий Кромский считает: «Одной из значительных статей расходов бюджета является содержание земельного кадастра. В ряде развитых стран данная процедура выведена на самоокупаемость. Возникает резонный вопрос: почему бы государству не снять с себя одну часть трудностей, связанных с содержанием спутника? Ведь можно просто получать только необходимые технические данные и отдавать лишь часть выручки».

    В любом случае запуск собственного спутника — это необходимость, т.к.  отечественным операторам объективно не хватает емкостей существующих спутников, принадлежащих другим государствам. Поэтому эксперты отмечают, что проект KazSat-1 преследовал две основные цели — удовлетворение текущих потребностей казахстанских операторов связи и позиционирование Казахстана как космической державы. Даже в большей степени имиджевый нежели коммерческий проект.

    Сегодня, по словам председателя правления АО «Казахтелеком» и сравнительно недавно покинувшего кресло председателя АИС, Аскара Жумагалиева, спутник загружен на 39%. Но уже к концу 2007 года он ожидает, что загрузка KazSat-1 превысит 50%. Как известно, Казахстан планирует сформировать группу из 7 спутников к 2009 году, то есть иметь даже больше спутников, чем Франция (у нее их только шесть). Пока общий объем инвестиций в данный проект не озвучивается, обнародованы только данные по первым двум спутникам — $65 млн. и $115 млн. соответственно.

    Важно также, что за эйфорией по поводу запуска первого отечественного спутника не задвинута на задний план идея обучения собственных специалистов данного профиля. Так, государство планирует ежегодно посылать на обучение в Россию порядка 2 тыс. специалистов по программе «Болашак». В текущей ситуации критически важно, чтобы данное начинание получило свое реальное развитие, и не было искажено на местах в процессе реализации.

    2006 год в отрасли телекоммуникаций характеризовался также углублением процессов либерализации. В принципе, их ощутила на себе значительная часть граждан, видимо, поэтому одно из проявлений данного процесса — снижение тарифов — было отмечено даже большим количеством экспертов (35 опрошенных), нежели принятие отраслевой программы развития (31 респондент). Напомним, что национальный оператор ввел посекундную тарификацию при звонках с городского телефона на мобильный с 1 ноября, а также запланировал понижение тарифов на услуги международной связи в среднем на 50% с 1 января 2007 года. Однако наиболее заметным событием стало понижение тарифов на услуги доступа к сети интернет в апреле и сентябре в общей сложности на 50%. Как стало известно в декабре, идея коснется и операторов связи, для которых тарифы будут понижены на 15–32% с начала следующего года.

    Результаты подобных действий не заставили себя долго ждать, и уже к концу шла уровень проникновения интернета в Казахстане вырос до чуть более 4% с 2.7%  в начале года. Предполагается, что в 2007 данный показатель увеличится вдвое. Причем, основной рост произойдет за счет развития нового сегмента — широкополосного доступа. Но по большому счету эти цифры совершенно незначительны для нормальной реализации стратегически важного проекта — портала электронного правительства (e-government), который был запущен в начале года. Его нормальное функционирование обеспечивается при пенетрации в 20–25%. По расчетам же международных консалтинговых агентств, процессы информатизации в государстве ускоряются и становятся необратимыми при показателе доступа населения к интернету в 18%. В Казахстане эксперты прогнозируют только 10–15% к 2009 году.

    Уже после запуска e-government стало понятно, что в стране не создана необходимая инфраструктура для его реализации, уровень компьютеризации населения очень низкий, как, впрочем, и уровень понимания гражданами необходимости новшества. Несколькими месяцами позже в срочном порядке была принята отраслевая программа развития, программа снижения информационного неравенства населения, а также обозначена необходимость принятия программы по развитию телекоммуникационной инфраструктуры, концепции инновационно-технического развития отрасли и формирования системы научно-образовательного обеспечения опережающего развития телекоммуникаций. Под занавес года в Мажилисе успели одобрить закон «Об информатизации», направленный на развитие информационной инфраструктуры Казахстана. Тем не менее, столь значительный спектр документов, которые необходимо принять для нормальной реализации проекта, заставляет задуматься о качестве их подготовки и дальнейшего претворения в жизнь.

    Гримасы либерализации

    Однако при всех плюсах процесса либерализации — снижении тарифов, расширении спектра предоставляемых услуг и в целом более клиентоориентированной политики телекомов, можно отметить отсутствие целостности происходивших изменений. Главное еще не произошло. Смелые заявления альтернативных операторов по поводу завоеваний тех или иных кусков рынка подчас не могут реализоваться из-за того, что «Казахтелеком» по-прежнему доминирует в большинстве сегментов телекоммуникационного рынка. В копилку своих последних «достижений» в течение года нацоператор прибавил и мобильный актив.

    Создавалось ощущение, что происходившие в отрасли подвижки — это отчасти заслуга премьера и депутатов, которые с регулярностью раз в квартал выказывали недовольство чересчур завышенными тарифами на различные услуги связи и их низкое качество. В итоге в апреле Даниал Ахметов дал очень жесткое поручение активизировать процесс либерализации, для которого следует подготовить вполне конкретные предложения по реструктуризации и демонополизации АО «Казахтелеком» в сжатые сроки. В итоге Ernst&Young был проведен аудит, по результатам которого был предложен функциональный вариант реструктуризации компании. Но до настоящего момента окончательный сценарий так и не утвержден.

    А в конце года в информагентствах и вовсе прошла информация о том, что «Казахтелеком» не будет реструктуризирован в ближайшие годы, т.е.  магистральные сети и канализация не передадут в ведомство АИС. Иными словами, доступ альтернативных операторов связи к данной инфраструктуре по-прежнему будет затруднен и их тарифы еще долгое время останутся неконкурентоспособными. Данные заявления никто из официальных лиц не опроверг, из-за чего вопрос в подвешенном состоянии, но всей видимости, плавно перекочует в следующий год.

    Событие:

    — Утверждена «Программа развития отрасли телекоммуникаций РК на 2006–2008 гг.» средний балл для отрасли — 3,1;  респондентов — 97%. Средний балл для экономики — 2,7;  респондентов — 97%.

    — АО «Казахтелеком» снижены тарифы на услуги связи в рамках программы либерализации отрасли телекоммуникаций — средний балл для отрасли — 2,6;  респондентов — 94%. Средний балл для экономики — 2,8;  респондентов — 97%.

    — Запущен первый казахстанский спутник KazSat-1 — средний балл для отрасли — 3,7;  респондентов — 92%. Средний балл для экономики — 3,4;  респондентов — 89%.

    — Сеть салонов связи «Евросеть» начала переговоры с Казахстаном о создании виртуального оператора (MVNO — Mobile Virtual Network Operator), который предоставляет услуги подвижной радиотелефонной связи аналогично существующим операторам, не располагая собственной радиосетью и осуществляя доступ через сеть оператора-партнера — средний балл для отрасли — 2,2;  респондентов — 100%. Средний балл для экономики — 2,9;  респондентов — 60%.

    — «Казахтелеком» ввел в эксплуатацию волоконно-оптическую линию связи на участке Алматы-Караганда. Генеральнй подрядчик ТОО «Сименс», стоимость проекта $19 млн. — средний балл для отрасли — 3,3;  респондентов — 100%. Средний балл для экономики — 3,1;  респондентов — 100%.

    Сделки/стратегические ходы:

    — «Казахтелеком» приобрел 100% ТОО «Мобайл Телеком Сервис», 50% акций АО «Алтел» и 54% АО «Нурсат» за $220 млн. — средний балл для отрасли — 2,3;  респондентов — 81%. Средний балл для компании — 3,3;  респондентов — 90%.

    — Банк «ТуранАлем» купил 91% госпакет «Объединенной телекоммуникационной компании» Грузии за $90 млн. — средний балл для отрасли — 3,3;  респондентов — 41%. Средний балл для компании — 2,7;  респондентов — 87%.

    — Мегафон начала кампанию по проникновению на казахстанский рынок — средний балл для отрасли — 2,5;  респондентов — 93%. Средний балл для компании — 2,1;  респондентов — 100%.

    — Принято решение о создании в Казахстане третьего оператора мобильной связи стандарта GSM — Mobile Telecom Service (MTS, создается АО «Казахтелеком») — средний балл для отрасли — 3,5;  респондентов — 100%. Средний балл для компании — 3,5;  респондентов — 97%.

    — Заключены договора о взаимном подключении мобильных сетей между GSM Kazakhstan и Kar-Tel  — средний балл для отрасли — 3,2;  респондентов — 100%. Средний балл для компании — 2,9;  респондентов — 100%.

    — АО «Казахтелеком» планирует разместить порядка 4,6%  своих акций среди широкого круга подписчиков, ориентировочно за 12,4–16,4 млрд. тг. — средний балл для отрасли — 2,8;  респондентов — 97%. Средний балл для компании — 2,6%; респондентов — 100%.

    Третий не лишний

    Тема доминирования на телекоммуникационном рынке параллельно развивалась и в сегменте мобильной связи, где завершилась проверка крупнейшего оператора — GSM Kazakhstan, стартовавшая еще в декабре 2005 года. И хотя в Комитете по защите конкуренции Мининдустрии обещали снижение цен на услуги мобильной связи по результатам проверки, этого так и не произошло. Более того, в госорганах появилась идея о возможности перехода к «политике невмешательства» в деятельность операторов, поскольку, уверены регуляторы, рынок сам расставит все по своим местам.

    Безусловно, в данном утверждении есть рациональное зерно, но, как показывает практика, в таких условиях процессы протекают очень медленно. Можно предположить, что даже осуществленное после долгих переговоров прямое присоединение сетей операторов сотовой связи между собой, минуя коммутационное поле «Казахтелекома», затянулось бы еще на значительное время. Данный факт практически бесспорно оценивается экспертами, как положительный — 100% респондентов. Как отмечает глава одного из операторов сотовой связи г-н Кромский, сразу же после заключения договора трафик между операторами значительно возрос: количество sms-сообщений выросло на 20%, примерно на 10% увеличился и голосовой трафик. Кроме того, значительно улучшилось качество связи, т.е.  число успешных звонков также увеличилось.

    Справедливости ради следует отмстить, что сотовая связь в этом году все же подешевела. Усилиями АИС, 1 апреля на 4% снизились тарифы при звонках с фиксированного телефона на мобильный. Было также объявлено о переходе операторов сотовой связи на 10-секундную тарификацию трафика между сетями сотовой и фиксированной связи. Кроме того, «Казахтелеком» и мобильные операторы подписали протокол о планах по выравниванию и снижению расчетных ставок.

    Событие:
    — Открылся парк информационных технологий «Алатау» — средний балл — 3,2;  ответивших — 100%.

    Сделки/стратегические ходы:
    — НИФ подписал трехсторонний договор о создании СП по производству жидкокристаллических мониторов плазменных и жидкокристаллических телевизоров в Казахстане. Уставный капитал СП — $10 млн. — средний балл — 2,7;  ответивших — 96%.

    По данному сектору ответили 27 экспертов

    Эксперты отмечают, что значительного снижения тарифов следует ожидать еще и в связи с некоторым усилением конкуренции на рынке. Речь идет как об активизации деятельности «КаР-Тела», на который автоматически проецируется агрессивная политика продвижения российского «Вымпелкома», так и о планах «Казахтелекома» вывести в начале следующего года на рынок сотовой связи третьего оператора формата GSM — Mobile Telecom Services (под брэндом Neo Telecom). Кстати, последнее событие, по мнению большинства экспертов, является одним из наиболее положительных — средний балл по степени важности довольно высок — 3,5.  Оценка поставлена даже несмотря на то, что MTS должен стать третьей компанией на мобильном рынке, полностью принадлежащей или аффилированной с национальным оператором. (В настоящий момент АО «Казахтелеком» владеет следующими «мобильными» активами: 49% в ТОО «GSM Kazakhstan», 100% в АО «Алтел» и 100% в ТОО «Mobile Telecom Services»).

    Сами GSM-операторы хоть и рассуждают о плюсах конкуренции, все же не очень оптимистичны в отношении позиций нового игрока. GSM Kazakhstan вообще отказывается комментировать действия новой компании, в то время как «КаР-Тел» указывает на целый ряд сложностей, с которыми придется столкнуться новому оператору и что заметно снизит заявленные им темпы развития. Так, вместо заявленной абонентской базы в 700 тыс. пользователей к концу 2007 года, Mobile Telecom Services в лучшем случае сможет набрать только полмиллиона. Глава «КаР-Тел» также отмечает, что многое будет зависеть от того, насколько активно новый игрок станет разворачивать инфраструктуру и проводить маркетинговую политику. «Развертывание сети для Казахстана с его огромной территорией экстремально важны, а в плане маркетинга необходима продуманная и последовательная политика, а не разовые акции. К тому, же им следует обратить внимание на качество предоставляемых сервисов и их широту — сегодня мало предложить абоненту sms или GPRS, рынок требует новых услуг. Немаловажно и то, с каким брэндом компания выйдет на рынок».

    Примечательно, что возможность появления нового оператора в виде российского мобильного ритейлера «Евросети» оценивается экспертами в целом как, безусловно положительное явление для отрасли — 24 респондента. Однако, судя по среднему баллу в 2,17,  можно предположить, что данное событие не будет оказывать значительного влияния на развитие отрасли. В принципе такую позицию можно считать оправданной, поскольку в той же России «Евросеть» озвучивает планы стать виртуальным оператором (MVNO — Mobile Virtual Network Operator) уже на протяжении двух лет, но до реальных действий дело так и не дошло.

    Mobile Virtual Network Operator, MVNO — это компания, предоставляющая услуги мобильной связи, но не владеющая необходимым для этого радиочастотным ресурсом, инфраструктурой. Фактически MVNO выступают как перепродавцы услуг сотовой связи — они выкупают трафик оптом у первичных операторов и подключают абонентов по собственным тарифам.

    Операторам выгодно сотрудничество, поскольку это обеспечивает им дополнительные доходы от аренды сетевой емкости и новых абонентов, повышает лояльность пользователей, если он предлагает специализированные VAS. Более того, операторы в дальнейшем после получения опыта сотрудничества с MVNO, могут со временем сами выступить в его роли.

    В Европе виртуальные сети стали активно развиваться в конце 1990-х. Они существуют также в Америке и в Юго-Восточной Азии. В СНГ это Украина и пилотные проекты в России.

    Примечательно, что аналогичные планы другой российской компании, «Мегафон», выделило большее количество экспертов (27 против 24). По всей видимости, планы сотовой компании воспринимаются с большей уверенностью, чем заявления ритейлера.

    Хотя существуют и противоположные оценки. Так, по мнению генерального директора АО «Nursat» Нурлана Измайлова, позиции «Евросети» в Казахстане прочнее мегафоновских. «Евросеть» уже присутствует на нашем рынке с достаточно разветвленной сетью салонов связи. Хотя, конечно, компания даже в России еще не смогла до сих пор реализовать свои планы. Но по большому счету, сама идея MVNO достаточно интересна, и ее реализацией могли бы заняться многие операторы, предоставляющие какие-то уникальные услуги на сетях фиксированной связи. Вопрос разбивается на две части: жизнеспособность данной бизнес-модели в Казахстане и возможность какой-нибудь компании утвердить ее в АИС. Идея MVNO развита на Западе, где насыщение рынка стопроцентное и операторы уже думают над тем, как снизить переток абонентов от одной компании к другой и повысить доход на каждого абонента (ARPU). Думаю, что у нас она станет актуальной при penetration хотя бы в 70%». Сами же сотовые компании, похоже, не воспринимают всерьез подобные планы некоторых компаний, поскольку даже не берутся их комментировать.

    Пожалуй, единственным моментом в отрасли, воспринятым экспертами с некоторым негативом, является покупка «Казахтелекомом» долей сразу в трех компаниях в конце января — 100% ТОО «Mobile Telecom Services», 50% акций АО «Алтел» и 54% АО «Нурсат» за $220 млн. Почти 27% опрошенных компаний оценили влияние данной сделки на экономику, как отрицательное. Вполне вероятно, что сделка была расценена экспертами не как реальный шаг к развитию здоровой конкуренции, а процесс концентрации активов в отрасли, вместо того, чтобы обеспечить нормальное прохождение всех циклов развития эволюционным путем. Действительно, приобретя данные активы, «Казахтелеком» по сути, занял доминирующее положение на рынке мобильной связи и нивелирует конкуренцию на рынке интернет-провайдеров. Кроме того, по мнению г-на Кромского, такой расклад может привести к несправедливому для некоторых операторов предоставлению каналов в аренду. Поскольку национальный оператор практически единолично владеет магистральной инфраструктурой, не исключается вероятность установления преференций для аффилиированных сотовых компаний. Конечно, считает эксперт, данный процесс пока не заметен, но сильно напоминает мину замедленного действия.

    Финансовый ориентир

    В числе важнейших событий сектора в 2006 году эксперты называют т.н.  народное IPO «Казахтелекома». Подавляющее большинство респондентов отметило его важность для отрасли — 96,9%  при среднем балле 2,8.  В ходе размещения компания должна выручить ориентировочно 12,4–16,4 млрд. тенге, разместив только 4,6%  акций от общего госпакета. Эксперты расценивают подобные действия как имиджевые, поскольку они позволяют «Казахтелекому», во-первых, при сохранении контроля в своих руках продать сравнительно небольшой пакет на внутреннем рынке, взамен получив широкий круг миноритарных акционеров. Последнее обстоятельство, как известно, является для компании серьезным гарантом стабильности от излишне жестких мер со стороны правительства. К тому же, данная акция позволила в некотором смысле развернуть русло общественных дискуссий в сторону от недавнего скандала с бонусами топ-менеджменту «Казахтелекома».

    Во-вторых, состоявшееся размещение является реальным показателем деятельности холдинга «Самрук». Получается, что созданная сравнительно недавно структура, позволяет выводить отечественные компании на IPO, способствуя развитию внутреннего фондового рынка. Следующим шагом госхолдинга, как ожидается, станет вывод компании на международные площадки, в данном случае на LSE.

    В то же время, рассматривая данное размещение, нельзя обойти вниманием и состоявшийся ранее выход АО «ASTEL» на KASE в листинг «В». Компания разместила 75 тыс. простых акций — 15% от зарегистрированного объема — на сумму 75 млн. тенге. Эксперты также расценили данный шаг, как подготовку компании к выпуску облигаций.

    Таким образом, в обоих случаях имела место подготовка компаний к более серьезным стратегическим действиям. Эксперты оценивают шаги данных операторов связи положительно, с учетом того, что все последние IPO казахстанских эмитентов оказались довольно успешными для инвесторов. Например, стоимость «Казахмыса» за последний год выросла в 2,5 раза, а «Казах Алтына» — более чем вполовину; также хорошие ожидания существует по росту стоимости «Казкоммерцбанка» и «Халык Банка». Поэтому, полагают эксперты, размещения отечественных компаний на западных биржах в среднесрочной перспективе будут, как правило, успешными. О планах движения в данном направлении уже заявляет «Nursat».

    Тот факт, что казахстанским операторам связи все чаще придется изыскивать более длинные деньги, подтверждают активные вложения компаний в инфраструктуру. Это объясняется тем, что многие операторы сейчас рассматривают в качестве приоритетных сегменты МСБ и физических лиц, поскольку корпоративный сектор уже практически освоен. В то же время для предоставления услуг «физикам» необходимо разрешение проблемы «последней мили», поскольку оптоволокно между городами уже проложено. Привлечение же долгосрочных инвестиций пока представляется возможным только от зарубежных инвесторов, которые в настоящее время заинтересованы в приобретении стратегических активов за рубежом.

    Выводы

    Прогнозируя дальнейший сценарий развития сектора, большинство экспертов указывает, что, по крайней мере, в ближайшие два года наиболее динамичный рост придется на сегмент сотовой связи. Следовательно, именно здесь и будут происходить самые заметные и интересные изменения в деятельности игроков. В настоящее время уровень проникновения мобильной связи в Казахстане составляет немногим более 45%. Но с учетом обострения конкуренции на рынке, полагает Дмитрий Кромский, данный показатель может достичь 70–75%  к концу следующего года, что в абсолютных цифрах составляет порядка 10 млн. человек. Понятно, что такой рост сейчас возможен только за счет сельского населения. Следовательно, инфраструктурные планы компаний будут более тесно связаны с сельской местностью, а также, как было обозначено самими операторами в этом году, развертыванием базовых станций вдоль дорог.

    Привлечение новых абонентов потребует значительных инвестиций в маркетинговые бюджеты, поэтому можно предположить, что понижение тарифов станет одним из ключевых инструментов сотовых компаний. Тем более, что задел для этого у операторов значительный. Рентабельность компаний данного сегмента, по некоторым оценкам, составляет 120%. Отчасти неплохое положение дел игроков можно проследить и по данным официальной статистики, где наивысшие показатели в секторе приходятся на мобильную связь. В ближайшие годы картина скорее всего будет корректироваться, но не сильно, поскольку бурный рост доходов населения повысит затраты казахстанцев в том числе на мобильную связь.

    Тем не менее, прогнозируют эксперты, к концу 2008 года следует ожидать замедления темпов роста сотового рынка. В «КаР-Теле» полагают, что к этому периоду произойдет насыщение рынка, которое заставит операторов все чаще задумываться над повышением лояльности существующих абонентов и переманивании пользователей других компаний. В этой связи первоочередную важность для операторов приобретет расширение спектра предоставляемых сервисов.

    Конечно, данные тенденции применимы в большей степени к операторам GSM-формата, вопрос же с успешностью и жизнеспособностью CDMA остается открытым. Следует признать, что несмотря на масштабность и частоту проводимых маркетинговых мероприятий, компании «Алтел» за два года существования так и не удалось продемонстрировать бурный рост абонентской базы.

    Но к чести «Казахтелекома», там нашли применение инфраструктурной базе «Алтела». Как отметил на одной из пресс-конференций глава национального оператора Аскар Жумагалиев, CDMA-оператор будет позиционироваться как социально ориентированная компания. «Мы рассматриваем ее с точки зрения оказания услуг населению, в том числе по фиксированной связи, поскольку компания имеет соответствующую лицензии на предоставление услуг местной телефонии. Позже планируем реализовать проект по фиксированной связи за счет внедрения новых технологий и удовлетворения неудов, отворенных заявок на мобильную связь». По сути, компания будет разгребать завалы «Казахтелекома», которые образовывались на протяжении многих лет. Учитывая социальную направленность компании, нельзя исключать, что в среднесрочной перспективе CDMA-формат от «Алтела» доберется, наконец, и до села, о чем говорят еще с момента появления повою формата.

    В целом же для сектора телекоммуникаций характерна тенденция цифровизации. На данный момент понятно, что те операторы, которые располагают достаточными инвестициями, активно развивают собственную цифровую инфраструктуру — основу конкурентоспособности компании. «Цифра» позволяет предоставлять не одну услугу посредством одного кабеля, а целый комплекс сервисов, к примеру, сейчас большинство операторов акцентируют внимание потребителя на концепции triple play (голос, передача данных и ТВ). Таким образом, что обновление и создание новой инфраструктуры создает необходимые предпосылки для развития дополнительных сегментов телекоммуникационного рынка, в первую очередь, конечно, передачи данных. К тому же, собственные кабель, оптоволокно позволяют компании сдавать в свои мощности в аренду, т.е.  открывают возможности для дополнительного дохода. Остается надеяться, что запушенные в рамках либерализации отрасли процессы будут только поддерживать конкурентную среду, а не вынуждать операторов связи постоянно искать альтернативные нуги обхода ограничений, создаваемых нацоператором.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии