Для активизации развития электронной коммерции Казахстану предстоит серьезно поработать над законодательной базой в вопросах налоговой политики и использования электронных денег
О необходимости внедрения закона об электронных деньгах для дальнейшего развития е-коммерции в Казнете.
В ту пору, когда интернет только появился в нашей жизни, большинство тогда еще немногочисленных пользователей относились к диковинной технологии в первую очередь как к средству получения и распространения информации. Со временем во всем мире больше внимания стали уделять не только информационной составляющей Всемирной сети, но и к интернету как инструменту развития бизнеса. В последние годы мировой рынок интернет-услуг все более уверенно заявляет о себе как об альтернативе услугам традиционным. Одним из секторов, где замещение традиционных механизмов ведения бизнеса онлайн-инструментами происходит наиболее активно и динамично, на сегодняшний день является электронная торговля. Ежегодный оборот электронной коммерции оценивается, по разным данным, в суммы около
Согласно озвученным некоторыми экспертами данным, к концу 2009 в мире насчитывалось около 1,4 млрд. интернет-устройств — это означает, что как минимум такое же количество человек, населяющих земной шар, выходят в Сеть хотя бы раз в месяц. Около 547 млн. пользователей обеспечили доход в сумме $6,2 трлн. в сегменте В2В и около $690 млрд. в сегменте В2С. Активный рост нового направления электронных услуг демонстрируют страны с развивающейся экономикой. Как отмечают российские аналитики, в 2008 году объем интернет-торговли у наших северных соседей достиг 200 млрд. рублей, год спустя — 400 млрд. а к концу нынешнего года, по предварительным данным, этот показатель достигнет 600 млрд. рублей. Наиболее часто посредством онлайн-коммерции россияне оплачивают услуги связи — на их долю приходится около 30% от общего объема интернет-продаж. На втором месте в рейтинге популярности железнодорожные билеты и музыка; авиабилеты по количественным показателям удерживают пятую позицию в рейтинге наиболее популярных объектов интернет-продаж, в денежном же выражении занимают более высокое место. В Китае объем рынка интернет-коммерции исчисляется $38 млрд.; с 2003 года данная цифра выросла в 2 раза. Даже в США, где рынок электронной коммерции имеет относительно давнюю историю развития и, казалось бы, уже давно заполнен, он до сих пор растет более активными темпами, чем, скажем, в той же России. И оценивается в сумму около $156 млрд.
Гонка за лидерами
На этом фоне достижения, демонстрируемые в казахстанском сегменте Всемирной сети, выглядят на сегодняшний день более чем скромно. Хотя несправедливо было бы не отметить, что за последние годы прогресс в этом отношении все же произошел. Относительно недавно, в 2006 году, один из основателей Казнета Александр Ляхов говорил о наличии около 20 интернет-магазинов, в 2007 году, по данным портала Profit.kz, их число увеличилось до 23, а в настоящее время, по некоторым данным, их число превысило 130. Впрочем, говорить о точных статистических данных в случае с Казнетом, в особенности с аспектами, касающимися бизнеса в отечественном сегменте интернета, довольно сложно: как уверяют специалисты, проблематично точно определить, например, объем денег, находящихся в обороте электронной коммерции, или с точностью до единицы определить число реально функционирующих интернет-магазинов, ведь далеко не все заявленные структуры существуют фактически. Таким образом, электронная коммерция в Казахстане пока не стала индустрией в полном смысле этого слова, она делает первые шаги.
Согласно данным портала Proft.kz, озвученным в недавно опубликованном исследовании «Интернет в Казахстане», большая часть казахстанских интернет-магазинов специализируется на торговле компьютерами, оргтехникой и комплектующими — на их долю приходится около 17% от общего количества электронных торговых площадок. Немногим меньше, около 13%, приходится на долю универсальных интернет-магазинов, в пределах
Словом, рынок развивается, становится более зрелым, хотя о сравнении с более «продвинутыми» в этом отношении странами говорить не приходится. «Если привести в пример одну из прогрессивных в плане развития интернет-коммерции отечественных компаний, Air Astana, следует констатировать, электронные продажи авиабилетов у нашего национального авиаперевозчика за три года существования данной услуги возросли на 200%, и все же на долю электронных транзакций пока приходится около 3% от общего оборота компании, через пять лет данный показатель перевозчик планирует довести до 30%. Для сравнения можно сказать, что зарубежные коллеги Air Astana — Lufthansa или British Airways — продают через интернет
Все дело в привычке?
На протяжении многих лет представители официальных структур говорили о том, что 20% порог проникновения интернета должен стать той самой точкой, по прохождении которой начнется бурный рост числа пользователей и соответственно увеличится спрос на интернет-услуги. По некоторым данным, к концу прошлого года в республике уже насчитывалось 3,2 млн. пользователей Сети, соответственно, мы вплотную приблизились к тому самому порогу, за которым «интернетизация» должна была обрести высокие темпы и необратимый характер. Для сравнения, приводит данные
Таким образом, уровень проникновения интернета в Казахстане не настолько низок, чтобы воспрепятствовать развитию электронной коммерции, а некоторые барьеры в сфере компьютеризации вполне могут быть сняты посредством законодательного регулирования. И все же, анализируя причины не слишком активного развития интернет-торговли в Казахстане, фактор узости рынка нельзя полностью сбрасывать со счетов. Как бы то ни было, казахстанские магазины, в отличие от глобальных проектов, могут ориентироваться только на внутренний рынок, поскольку предлагаемая через них продукция поступает
Преодолеть устоявшееся предубеждение непросто, и не приложив усилий, трудно рассчитывать, что ситуация изменится. По словам представителей интернет-сообщества, уже разработан ряд инициатив, призванных содействовать росту просвещенности казахстанцев в вопросах электронной коммерции. «Мы хотим провести пиар-кампании с привлечением телевидения, рассказать о том, что пользоваться платежной карточкой в интернете безопасно, что в распоряжении покупателя есть достаточно времени, чтобы отказаться от приобретения товара», — рассказал
Проблемы монетизации
И все же, думается, даже искушенность большого числа казахстанских пользователей в вопросах электронной коммерции не является непреодолимым барьером на пути ее развития. В конце концов, те же россияне начинали в схожих стартовых условиях, преодолевая схожие предубеждения на уровне менталитета. С тем, что проблема недостаточно активного развития электронной коммерции в Казахстане имеет более глубокие корни, согласны и эксперты. «Главная сложность, на мой взгляд, заключается в том, что в Казахстане очень незначительны возможности для монетизации интернета. Если посмотреть на опыт национальной интернет-премии, то можно увидеть, что до третьего года своего развития доживает примерно треть казахстанских сайтов. Нередко создаются неплохие ресурсы, делается неплохой контент, но
Один из главных моментов заключается в разработке законодательной базы, способной поддержать развитие электронной коммерции. К числу важнейших составляющих юридического аспекта, бесспорно, следует отнести разработку законодательства, оговаривающего наличие удобных средств платежей. Между тем на мировом рынке действует несколько систем оплаты покупок в интернете. При оплате с пластиковой карты необходимые реквизиты указываются пользователем на определенной странице интернет-магазина, затем устанавливается безопасное соединение, и данные карты отправляются в банк, где обслуживается данный магазин. Банк проверяет платежеспособность клиента, после чего сообщает магазину о результатах проверки на возможность осуществления оплаты. Оплата может быть сделана также посредством перевода денежных средств через банк или почтовое отделение на счет продавца. Покупки в интернете также оплачиваются электронными средствами платежа, к числу которых относятся электронные чеки и электронные деньги. Одна из самых известных в мире систем оплаты посредством электронной наличности, PayPal, появилась в США в конце
Электронные деньги можно приобрести в любой точке мира, однако данный вариант оплаты применим на тех ресурсах, которые предусматривают систему оплаты электронной наличностью. Впрочем
Споры вокруг законодательства
Безусловно, одним из важнейших моментов на пути развития электронной коммерции должна стать разработка законодательства об электронных деньгах. К сожалению, приходится признать, что заинтересованные стороны сегодня не могут выработать единое мнение, касающееся решения данного вопроса. По словам депутата мажилиса Мурата Абенова, закон об электронных деньгах, авторство которого принадлежит Нацбанку, находится в парламенте, однако, признает депутат, законопроект однобок и отражает позицию лишь одной организации, которая ставит целью администрирование данной сферы. Такой подход, уверен
«На сегодняшний день работа над законопроектом приостановлена, поскольку мы не видим четкой позиции. Проект предлагает, чтобы эмитентами электронных денег стали БВУ. Возникает вопрос, надо ли это самим банкам и не получим ли мы в итоге монополистов? Во всем мире данной сферой занимаются небанковские организации, которые, к слову, успешно работают и на рынке Казахстана. Если мы примем закон в том виде, в котором он предложен, мы не легализуем организации, работающие у нас, а, возможно, напротив, вытолкнем их с рынка, и в итоге получим свой маленький закон, который позволит банкам создавать электронные деньги, но реально способствовать развитию интернет-торговли он не будет. Пока разработчики не могут дать ответы на простые вопросы — как этот закон повлияет на наш бизнес, не пойдет ли он вразрез с законодательством о частном предпринимательстве, поскольку банки получат преимущества относительно других представителей бизнеса, как будут себя чувствовать зарубежные денежные системы, которые работают у нас (yandex-деньги,
Впрочем единого мнения по поводу того, каким должно быть законодательство об электронных деньгах, в кругу заинтересованных сторон
Некоторые представители интернет-сообщества скептически оценивают инициативу по выдаче разрешения на эмиссию электронных денег банкам второго уровня, полагая, что для казахстанских финансовых структур электронная коммерция в настоящее время не является бизнесом первостепенной важности, а значит, в банках не будут заинтересованы в продвижении новых инициатив. Однако сотрудники некоторых БВУ не разделяют данную точку зрения, отмечая, что развивают данный сегмент настолько быстро, насколько это возможно в сложившейся ситуации. Другой вопрос в том, что уровень просвещенности казахстанцев в вопросах использования интернета и пластиковых карточек оставляет желать лучшего. Как свидетельствует статистика, подавляющее большинство карточных транзакций осуществляется по получению зарплаты либо по снятию ее через банкоматы. По мнению
Доставить по адресу и в срок
«Росту активности рынка интернет-коммерции будет способствовать развитие и введение грамотной схемы доставки товаров, а также повышение лояльности налоговой системы к интернет-коммерсантам. В этом случае данный бизнес будет выгоден людям. В некоторых странах электронную коммерцию выделяют в виртуальную СЭЗ, чтобы дать этому направлению бизнеса хороший стимул для развития», — утверждает
Последний вопрос действительно требует проработки. Наличие удобных и прозрачных механизмов доставки товара из интернет-магазина до конечного получателя — одна из важных гарантий того, что люди станут доверять электронной торговле и со временем, возможно, преодолеют предубеждения и стереотипы. Не в меньшей степени в организации грамотной доставки заинтересованы и продавцы, которым необходимо знать, в какой момент времени в какой точке маршрута оказалась посылка. Наличие данной возможности жизненно необходимо крупным магазинам, у которых много клиентов и товаров. «К сожалению, сегодня этот вопрос не решен, доставка занимает много времени и обходится дорого. Для того, чтобы изменить ситуацию, потребуются усилия со стороны «Казпочты» — хотелось бы, чтобы у данной структуры появился интерфейс для связи с интернет-магазинами», — констатировал
По мнению представителей казахстанского интернет-сообщества, серьезным шагом, свидетельствующим о признании важности электронной коммерции для рынка соседней России, стало подписание Президентом Дмитрием Медведевым закона, разрешающего использовать электронные счета-фактуры. «На самом деле это очень показательное решение. Каждый, кто занимается коммерцией, знает, что при доставке необходимо вручать счета-фактуры. Если речь идет о доставке товаров, эти документы вполне могут быть бумажными, но в случае с услугами доставки как таковой не происходит, и здесь наличие электронных счетов-фактур очень актуально», — считает Никита Красулин из «Интернет-компании PS». В связи с этим, полагают некоторые участники рынка, законодательная легализация по российскому примеру электронных счетов-фактур для развития интернет-торговли в Казахстане может иметь более важное значение, чем введение налоговых льгот. В любом случае, считают игроки отрасли, если государство проявит интерес к развитию электронной коммерции не на декларативном уровне, предстоит провести серьезную работу над совершенствованием законодательства в области налоговой политики, лоббирование учитывающего мировую практику электронной коммерции закона об электронных деньгах.
Серьезным барьером на сегодняшний день представляется относительная закрытость казахстанского интернет-рынка и отсутствие статистики, которой можно доверять. Правительству, считают представители интернет-сообщества, необходимо выделить деньги на проведение справедливых статистических исследований, поручив эту задачу компетентной отечественной или зарубежной организации. Таким образом появятся точные данные о числе пользователей, количествах и суммах транзакций, что, с одной стороны, позволит правительству получить достоверную информацию о масштабах и структуре интернет-рынка, а с другой — позволит иностранным инвесторам понять, что казахстанский сегмент интернета становится индустрией, в которую можно вкладывать средства. «Если будут учтены все рекомендации и предприняты все необходимые действия, к 2013 году рынок электронной коммерции в Казахстане может достичь $5 млрд», — прогнозирует
Комментарии