Активатор бизнес-процессов
Оценка работы электронных госзакупок предпринимателями и разработчиками.
Использование системы www.goszakup.gov.kz постепенно приживается и в сфере предпринимательства, и в министерствах и ведомствах, для которых проведение закупок в электронном виде стало обязательным с 1 января. За прошедшее время свое мнение об ЭГЗ сформировалось не только у всех участников процесса. Оценку работе электронных госзакупок уверенно дают и непосредственные разработчики регулирующего эту сферу законодательства — депутаты парламента.
По словам председателя правления единого оператора системы ЭГЗ — ТОО «Центр электронной коммерции» Султанжана Ахметова, «работа системы налажена, и сейчас один из приоритетов — проведение мероприятий по расширению инфраструктурной базы». К примеру, скоро будет запущен модуль «Конкурс» в промышленном режиме, который пока проходит «обкатку» в Министерстве финансов. Не так давно был обновлен интерфейс портала, с точки зрения функциональности он стал проще и доступнее. Изменения коснулись основного, с чего начинается работа в системе, — классификатора товаров, работ и услуг. Сейчас поиск производится в разрезе тридцати отраслей.
Разработчики реализовали все, чтобы у бизнеса появилась возможность равного получения информации о государственных заказах.
— Иногда пользователи говорят о бессистемности информации на портале. Например, стоит объявление о закупе порошка, затем сразу — компьютеров, — комментирует глава ЦЭК. Это выдача информации в хронологическом порядке. За рубежом действует такой же принцип. Все, что нужно сделать, — это правильно прочитать инструкцию и правильно ей следовать, включить фильтры.
Сами предприниматели и не отрицают, что у электронного формата закупок плюсов значительно больше. Раньше они вели поиски торгов в СМИ и на официальных сайтах государственных организаций. И приходилось ежедневно «мониторить» прессу, потому что компании могли размещать свои объявления в любой газете. Поэтому много конкурсов проходило без огласки, многие не состоялись. Сложность заключалась еще и в том, что если не знаешь адрес сайта, то не узнаешь про конкурс вообще.
— Теперь же мы ежедневно работаем с одним сайтом и если не участвуем в
— Удобно и то, что на сайте в разделе «государственные закупки» содержится информация о годовых планах госзакупок госучреждений Восточно-Казахстанской области, — отмечает директор ТОО «Кайсар» из Семея Марат Русинов. — То есть любой желающий может заранее знать, какого рода товары, работы и услуги будут востребованы государственными органами области в течение года.
Предприниматели еще обращают внимание на одностороннюю ответственность поставщиков при несвоевременном исполнении итогов торгов (зачастую закупщики специально затягивают, чтобы отклонить нежелательных участников, а затем шантажируют тем, что включат в список недобросовестных поставщиков), необходимость усиления контроля над корректным вводом в систему условий поставки и требований к конкурсу.
Для каждой отрасли должен быть свой перечень требований, считает депутат сената — член Комитета по финансам и бюджету Жансеит Сарсенкулов. Для юридических лиц, если это строительная компания, — уставный капитал, производственная база, стаж работы, кредитная, налоговая истории. Надо по каждому виду отдельно разработать требования, чтобы предприниматель знал, что в любом случае его найдут, утверждает сенатор.
Его коллега секретарь Комитета мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Мурат Абенов уверен, что в ЭГЗ должна быть и система мониторинга. Вопрос полученной экономии госсредств не вызывает споров, но ее объем — более 20% — это слишком много, считает депутат.
— Это говорит о недостаточности качества планирования. Неправильное планирование
А председатель совета директоров Ассоциации строителей Восточно-Казахстанской области Игорь Шацкий поднимает вопрос о необходимости введения критерия демпинговой цены.
— Его отсутствие позволяет беспредельно и безответственно снижать стоимость закупаемых работ, — говорит он. — С нынешнего года все ремонтно-строительные работы объемом до 10 миллионов тенге осуществляются способом электронных госзакупок. Но в отличие от товаров и услуг эти работы имеют четкую финансовую стоимость. И снижение их стоимости более чем на 6 процентов невозможно без ущерба качества. А ведь у нас есть факты снижения стоимости до 50 процентов!
— Мне кажется, мы предусмотрели все, что могли — куда пожаловаться, позвонить, сообщить. Пока правительство не ставит вопрос о разработке нового закона. Будем изучать практику. Если найдем перекос, то станем вносить изменения, — заключила Н. Джолдасбаева.
Кстати, мажилисмен Мурат Абенов говорит и о том, что система ЭГЗ помогает косвенно повышать компьютерную грамотность населения: люди кинулись получать электронные цифровые подписи, начали работать в интернете, приобретать компьютеры, изучать программы. А когда пользователи заходят на сайты госорганов, то автоматически смотрят другую информацию.
— Все это приводит к активизации бизнес-процессов, граждан — к новым знаниям. Это бесспорно. Это одна из радикальных реформ, затронувших массу экономических агентов государства. ЭГЗ состоялись как институт, — резюмировал он.
Если бы у нас в электронном формате существовала в полуавтоматическом режиме система определения средней цены на
Комментарии