Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Бикеш Курмангалиева: ИКТ-будущее начинается сегодня

    Интервью с заместителем председателя правления АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» Бикеш Курмангалиевой о госпланах в сфере ИКТ.

    15 октября 2010 13:14, Светлана Антончева, Казахстанская Правда

    Стремясь стать ближе к народу, правительство Казахстана несколько лет назад стало «электронным», а недавно и вовсе вышло в on-line-эфир, дабы за еженедельными дискуссиями Кабмина могли наблюдать пользователи интернета. Усилия по «виртуализации» находят свое продолжение при осуществлении Программы по развитию информационных и коммуникационных технологий в Казахстане на 2010–2014 годы. В списке неотложных дел — модернизация и строительство инфраструктуры, развитие цифрового телерадиовещания, казахстанского сегмента Сети, разработка программного обеспечения и так далее. О госпланах в сфере ИКТ в интервью рассказала заместитель председателя правления АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» Бикеш Курмангалиева.

    Заместитель председателя правления АО «Национальный инфокоммуникационный холдинг «Зерде» Бикеш Курмангалиева— Бикеш Кайдаровна, никто не спорит, что развитие ИКТ имеет стратегическое значение для всей экономики, но, как сказал глава государства, у нас есть одна программа — ФИИР, а все остальные должны «влиться» в нее. В каких точках эти два документа соприкасаются друг с другом? И как инфокоммуникационные планы отразятся на новой индустриализации страны с ее «инновационным акцентом»?

    — Наша программа не просто соприкасается с новой индустриализацией, а является важной ее частью. В ГПФИИР определены семь основных приоритетных отраслей реального сектора: те, что уже приносят немалые доходы стране и обеспечивают рост ВВП, а также секторы «экономики будущего». Именно они станут «кормить» новые поколения и способствовать завоеванию интересных ниш на международных рынках. Однако фундамент надо готовить уже сегодня: эффект будет ощутимым не в одночасье, но это непременно произойдет. Мировой тренд таков: биотехнологии, нанотехнологии, атомная энергетика и IT. Государства, давно сделавшие ставку на инновации в обозначенных направлениях, нынче получают серьезные выгоды как с точки зрения добавленной стоимости, бюджетных поступлений, так и международного рейтинга. Отрасль ИКТ хоть и признана «экономикой будущего», у нее есть потенциал уже сейчас мультипликативно и позитивно влиять на отрасли реального сектора экономики: повышение производительности труда, эффективность использования ресурсов.

    — В 2005, когда стартовало «электронное правительство», было задано, что последний его этап должен ознаменоваться созданием «информационного общества». Прошло пять лет, и вот новые горизонты, на новую пятилетку задает «отраслевая по ИКТ» и снова ставятся те же цели. Не часто ли мы задаем слишком короткий временной отрезок для решения чересчур амбициозных задач?

    — На мой взгляд, задачи, поставленные нами в отраслевой программе, напряженные и амбициозные, но выполнимые. Если сейчас доля инфокоммуникационных технологий в ВВП (такова статистика по итогам первого полугодия 2010-го)  — 3,1%, то к 2015 году планируется достичь показателя в 3,8%. Параллельно в целом валовой внутренний продукт страны должен удвоиться. Объем доходов в ИКТ должен, соответственно, тоже. Сейчас мы анализируем все факторы роста и планируем системное, целенаправленное развитие каждого из них.

    Предстоит большая работа по повышению казахстанского содержания: мы хотим довести его до 32%. Причем 80% — доля услуг по реализации программных продуктов, предоставлению всевозможных сервисов. Сегодня, к сожалению, ИКТ — самая импортопотребляющая отрасль.

    Основное средство достижения — управление спросом, его диверсификация для получения максимальной доли казсодержания, при этом без ущерба качеству. Если рассчитывать на «авось» в таком вопросе, то нужные индикаторы никогда не проявятся. На данном этапе мы работаем с государственными органами, национальными компаниями и холдингами, крупным бизнесом, для того чтобы систематизировать спрос и попытаться ответить на него отечественным предложением. Иногда некоторые структуры сотрудничают с иностранными поставщиками, так сказать, «по традиции»: они не изучают местный рынок, боятся рисков. Мы же, как холдинг-координатор, должны бороться с такими стереотипами и дать гарантию надежности казахстанского бизнеса.

    — При подготовке какой-либо программы развития изучение зарубежного опыта — обязательное условие. По признанию многих специалистов, лучшая практика e-government сложилась в Эстонии, где применяется даже электронное голосование на выборах. Существует страна, которую можно назвать «эталоном» развития ИКТ в целом, чей опыт мог бы в положительном смысле быть заимствованным Казахстаном?

    — Нет ни одного государства, опыт которого наша республика могла бы скопировать «один к одному»: нужно принимать во внимание разность геополитических условий, экономической ситуации и даже ментальности. Тем не менее, некоторые страны, как и Казахстан, подошли к программе ИКТ как к форсированному развитию, не уповая на естественную, планомерную динамику «по мере появления условий». Среди положительных примеров можно привести Малайзию, которая избрала ИКТ фактором роста конкурентоспособности, создания инновационной экономики и платформой интеллектуализации нации в середине 90-х. За 15 лет они совершили гигантский прорыв.

    — Это 15 лет, а у нас всего пять…

    — На плечах гигантов можно подняться. В Малайзии начинали программу электронного обучения, когда там не то что широкополосный доступ к интернету — коммуникации были проблемой, а 50% из почти 30-миллионного населения и вовсе было неграмотно. Казахстану не надо преодолевать такие сложности — их просто нет, а нужно лишь системно подойти к работе. Необходим контакт рынка и всех сил, заинтересованных в его развитии: образования, науки, производства, ИКТ-компаний…

    — …И еще необходима прослойка квалифицированных специалистов, а также немалый процент населения, не просто грамотного, а грамотного «технологически», умеющего пользоваться компьютерными возможностями. В рамках отраслевой программы предусмотрены проект по профессионально-техническому обучению и продолжение на государственном уровне пока «замороженного» снижения информационного неравенства?

    — Безусловно. Мы должны повышать компьютерную грамотность как ИКТ-производителей, так и потребителей. Технологии IT надо внедрять в образовательный процесс начиная со школы. Дети, обладающие электронными средствами доступа к знаниям сегодня, завтра станут частью интеллектуальной нации, которая умеет не только быстро получать их, но и применять. Мы активно сотрудничаем и с вузами: открываем лаборатории для IT-производства. В качестве подпрограммы продолжает развиваться «е-правительство»: расширяется спектр услуг, предоставляемых on-line.

    «Е-правительство» застопорилось на транзакционном этапе. Что неудивительно, поскольку использование различных платежных шлюзов подразумевает доверие к самой системе. Люди боятся, а это все тот же психологический фактор…

    ИКТ Казахстана

    — На своем опыте мы уже поняли: одно дело создать услуги, другое — добиться, чтобы общество их приняло и начало использовать. Популяризация e-gov как раз рассчитана на то, чтобы до каждого казахстанца донести главный «месседж»: бумагам и очередям в тех же ЦОНах есть альтернатива. Ко всему мы значительно облегчили получение ряда услуг, исключив требование электронной цифровой подписи, которая оказалась препятствием для многих.

    Сегодня прорабатывается перспектива оплаты штрафов через интернет, что будет доступно уже в ноябре. Так что растет не только количество услуг, но и качество. Психологический барьер можно преодолеть, только наглядно доказывая преимущества е-сервисов. Один раз сэкономив время и деньги, человек остановит выбор на лучшем.

    — Совсем недавно в  on-line-эфир вышло правительство, и пользователи ряда порталов могли наблюдать за его совещаниями. Но  кто-то  не смог установить нужное программное обеспечение, чей-то доступ в Сеть оказался не столь «продвинутым». Тогда и пошла волна различных высказываний: мол, сначала обеспечьте дешевый и высокоскоростной ШПД, а потом уже проводите опыты. На рынке предоставления интернет-услуг у нас царит олигополия «на грани» монополии. Когда же мы ощутим перемены к лучшему?

    — Вы не могли не заметить, что идет либерализация рынка интернет-сервисов: внедряются технологии 3G, 4G, LTE. Но ничего не делается по мановению волшебной палочки, а недовольные будут всегда: кто-то не успел софт поставить, а кто-то вообще не может себе его позволить. Но это не дает нам повода не предоставлять ту или иную услугу. Однако когда человек четко понимает, какие преимущества дает тот же ШПД, он найдет в своем бюджете 3–4 тысячи в месяц заплатить за него. Тем более, что Министерство связи и информации проводит работу по планомерному снижению тарифов на интернет. Разработана «дорожная карта» по ШПД, где, в частности, расписаны все мероприятия, которые позволят «провести» Всемирную паутину в отдаленные села.

    — Помимо инфраструктурной составляющей есть еще и контент. В каком направлении будет развиваться он? Ведь не секрет, что «казахстанское содержание» стимулируют «насильно», путем ограничения внешнего трафика.

    — Это защита внутреннего рынка, импортозамещение. И это правильно. Ведь за внешний трафик мы платим, причем валютой. Развитие казахстанского сегмента Сети, ее наполнение полезным отечественным контентом — важнейшая часть программы ИКТ. Мы собираемся не столько сами его создавать, сколько обеспечивать условия для того, чтобы его формировал рынок. Давать бесплатный хостинг, инициировать start-up-проекты и прочее — такая стратегия намечена для нашего дочернего предприятия «Казконтент».

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии