Нурлан Исин, КАИТК: в ИТ Казахстан может быть конкурентен только в разработке ПО
Интервью с президентом «Казахстанской Ассоциации IT Компаний» — разговор получился непростой, ведь ИТ-рынок страны несколько лет подряд показывает негативные цифры.
В фокусе интервью: почему мы «докатились» до такой жизни, где зарыт «философский камень казахстанского пути в ИТ», и почему многострадальный СЭЗ «ПИТ», в который вложено столько сил и средств, оказался в итоге никому не нужен.
— Нурлан, расскажите о вашей ассоциации, какие задачи сегодня в зоне ее интересов, сколько в ней членов?
— «Казахстанская ассоциация IT компаний» (далее — Ассоциация) как общественное объединение отечественных ИТ-компаний была создана в 2004 году — это старейшая IT-ассоциация Казахстана. И создана она была по инициативе государственного органа — Агентства по информатизации и связи Республики Казахстан. Тогда я возглавлял АО «НИТ» (Акционерное общество «Национальные информационные технологии», создано в 2000 году в соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан от 04 апреля 2000 г. № 492 «О развитии единого информационного пространства в Республике Казахстан» — прим. редакции), и мне предложили также представлять интересы государства в этой общественной структуре, объединяющей на тот момент как государственных, так и частных представителей IT-отрасли страны. Вплоть до 2007 года я был «свадебным» президентом в Ассоциации. Позже, когда я покинул АО «НИТ», я был избран руководителем исполнительного органа.
На сегодня в КАИТК насчитывается около 50 членов. Причем, я хотел бы заметить, что мы не гонимся за количеством, наша главная задача — рост местного содержания. Таким образом, нас не интересуют посредники, где доля местного содержания низкая, и которые просто транслируют интересы зарубежных корпораций. Нам интересны те, кто что-то производит и оказывает услуги в области информационных технологий, формирует добавленную стоимость. В Ассоциации присутствуют в качестве полноправных членов такие организации, как АО «НИТ» и IT-дирекция АО «Казахтелеком».
— Какова структура ассоциации?
— Мы являемся некоммерческой организацией, которая объединяет юридические лица в сфере информационных технологий. Высший орган управления — Общее собрание членов Ассоциации, Коллегиальный орган управления — Совет Ассоциации, в который помимо меня входят: Сергей Ежков, Болат Башеев, Борис Александров и Марс Габбасов. Численность исполнительного органа Ассоциации небольшая, колеблется в пределах 3-5 сотрудников.
— На что вы существуете?
— Только на членские взносы.
— Относительно недавно на сайте Ассоциации было опубликовано сообщение о введении должности вице-президента КАИТК, на которую избран Кудайберлы Нупбаев. До сих пор у вас не было заместителя, но спустя 15 лет он появляется. С чем это связано?
— Если вы читали бэкграунд Кудайберлы Нупбаева, то заметили, вероятно, что у него большой опыт работы в оборонном секторе. Члены Ассоциации, да и в целом IT-отрасль здесь очень слабо представлены, и эту ситуацию нужно ломать. Собственно, эти надежды мы и возлагаем на него.
— Нурлан, а можно чуть более подробно о задачах и целях, которые стоят перед ассоциацией?
— Задача любых объединений юридических лиц — это защита интересов его участников. Эта задача у нас совпадает с задачей роста казахстанского содержания, мы защищаем и лоббируем интересы членов ассоциации, защищаем их интересы на внутреннем IT-рынке, в том числе от экспансии зарубежных компаний. Кроме того, мы представляем членов Ассоциации в различных организациях, в том числе международных. И хотя, как вы видите, формально мы декларируем защиту интересов исключительно членов Ассоциации, но по факту — работаем в интересах всей IT-отрасли. Ассоциация аккредитована в ряде министерств и ведомств, а также в НПП «Атамекен». Зачем нужны эти аккредитации? Все нормативно-правовые документы, которые генерируются в министерствах и ведомствах, и которые связаны с регулированием в секторе, направляются аккредитованным структурам, в том числе, и нам. Мы изучаем их на предмет соблюдения интересов отечественных IT-компаний, даем свои экспертные заключения, также вносим свои предложения, как по сути, так и в редакционном плане.
Что касается проблем развития IT-отрасли, то они, безусловно, имеются и над ними нужно продолжать работать. Например, вопрос формирования спроса на отечественные разработки. Еще хочу затронуть одну тему, на которую не обращают внимания. Это работа системы государственных закупок. Текущее устройство этой системы, которое действует уже много лет, снимает с заказчиков ответственность за выбор поставщика. Корень проблемы в том, что «жесткая» система проведения закупок не дает возможности выбора, уводит представителей заказчика от ответственности за выбор поставщика. В итоге, если ранее такой подход был прогрессивен, так как был направлен на недопущение коррупции, то в итоге он, наоборот, стал способствовать коррупции. Между тем, весь мир применяет балльную систему оценок поставщика, а мы уже второй десяток лет сидим в «жесткой» системе закупок, где выбор определяется только по минимальной цене, что снимает всякую ответственность за качество приобретаемой продукции. Этот подход способствовал появлению провальных проектов и сейчас требует изменения.
— Вы известны как человек, который активно критикует госсектор и квазигоссектор за чрезмерную любовь к западным вендорам. И первый раз мы с вами начали говорить на эту тему года три назад. За это время что-то изменилось? Стали ли госорганы и квазикоссектор лояльнее относиться к отечественным производителям программного обеспечения?
— Безусловно, сдвиги значительные, сменился тренд, усилилась установка со стороны руководства страны на поддержку местного содержания. Заработала Национальная палата предпринимателей «Атамекен», и она помогает нам отстаивать интересы отечественных производителей. Тут, конечно, нужно заметить — будем справедливы, казахстанских IT-проектов не так много, и они не в состоянии обеспечить все потребности. Но, с другой стороны, еще несколько лет назад мы и мечтать об этом не могли, насколько сейчас ситуация начала меняться в лучшую сторону.
О полной лояльности к отечественной продукции пока еще рано говорить. Взять те же решения немецкой SAP — можно утверждать, что у нас в стране процесс «сапизации» продолжается. Линейка продуктов SAP большая, они очень сложные, тяжелые в части внедрения, требуют огромных ресурсов. И не всегда применение такого комплексного и, замечу, очень дорогого продукта, оправдано. Некоторые заказчики аргументируют внедрение SAP задачей выхода на IPO или что-то в этом роде, но это не выдерживает критики. Мы пытались последние годы бороться с процессом «сапизации» и в ФНБ «Самрук-Казына». Была создана совместная рабочая группа, встречи, но, к сожалению, от уникального, по выражению представителя этой компании, контракта с SAP там все-таки отказаться не решились. Недавно прошел слух, что Министерство финансов РК решило перевести весь бухучет госорганов на продукцию SAP. Сейчас с этим разбираемся, насколько этот слух верен. Вместе с холдингом «Зерде» мы запланировали встречу с руководством министерства. Не думаю, что они это всерьез задумали. Как можно все государственные структуры посадить на «иглу» одного западного вендора и платить за это огромные суммы?! Пару лет назад была официальная информация в интернете, что представительство SAP в Казахстане численностью в 21 сотрудник убыточное. И поэтому не платит налоги, мотивируя это тем, что несет большие затраты в Казахстане. Получается, что они фактически покрывают расходы, созданные ими в других странах? На рынке ERP-систем SAP несколько лет назад занимал у нас долю около 60-70%. После «сапизации» ФНБ «Самрук-Казына» эта цифра еще более увеличилась. Это деньги, которые уходят за рубеж… и сказываются на уровне информационной безопасности.
— Но, насколько понимаю, альтернатив на нашем рынке нет…
— Если мы говорим про ERP, то есть как минимум одно полноценное отечественное решение. А вообще, только среди членов нашей ассоциации около 20 имеют собственные разработки. Об уровне можно судить и по «Документологу», который стал широко известен, и по ряду других проектов, которые менее распиарены. Например, АО «НАТ» в свое время создало государственную базу данных «Физические лица». Компания КСИ «Factor» разработала программное обеспечение АКАП (Аналитический комплекс Администрации Президента — прим. редакции), Компания «Helios Soft» разработала полноценную ERP-систему. Общеизвестна компания ArtaSoft. ТОО «TAMUR», к слову, специализируется на государственных базах данных. Эта компания довела до ума проект ГБД «Регистр недвижимости». Причем, у всех этих компаний собственные отечественные платформы. Так что ситуация, с точки зрения компетенций в отрасли, неплохая. Мы, кстати, по итогам прошлого года подсчитали уровень казахстанского содержания среди членов ассоциации: разработчики ПО в основной массе дают 100% местное содержание, а в целом, с учетом компаний по производству оборудования, выходим на уровень около 56%.
— Насколько этот уровень удовлетворителен?
— Здесь не все так просто — у нас ведь есть и компании-интеграторы, поставщики каких-то решений. Мы же не строим иллюзий и видим, как обстоят дела в Казахстане с производством высокотехнологичной продукции. Но то, что касается ПО, еще раз сделаю акцент, тут мы способны конкурировать. Я уже говорил об отечественном ERP-решении. Так вот, в Министерстве обороны Казахстана обратили внимание на него, и намерены им заменить установленную, но так и не заработавшую полноценно продукцию SAP. Вообще, с SAP в Казахстане такое случается часто, и внедряемый в Казахстане уже более 15 лет продукт этой компании полноценно заработал через много лет только в нескольких компаниях. Это очень сложный и трудоемкий для внедрения продукт, он не оправдывает затраты. Но, видимо, что-то все-таки притягивает к нему (смеется).
— Предлагаю поговорить об ИТ-рынке в целом. Насколько понимаю, дела тут обстоят не слишком хорошо — рынок уже несколько лет падает…
— Объем ИТ-рынка падает, это так. Одна из причин, способствовавших этому в государственном секторе — растянувшийся переход на сервисную модель информатизации. Заказных IT-проектов в области информатизации в последние годы стало намного меньше. Да и с нормативно-правовыми актами по сервисной модели тоже не все благополучно — не доработали ее еще. В итоге — модель пока буксует, фактически мы потеряли несколько лет. За это время и рынок основательно просел по другим причинам, соответственно, многим компаниям пришлось оптимизироваться по численности. С началом реализации госпрограммы «Цифровой Казахстан» идет процесс восстановления, появляются и растут молодые компании.
Мы ожидаем полноценного участия отечественных разработчиков в реализации госпрограммы «Цифровой Казахстан» и, в том числе, возлагаем большие надежды на оборонный сектор. Сейчас идут активные консультации, на рассмотрении находятся несколько документов. Если все получится, то мы сможем сформировать пул отечественных производителей ПО и поставщиков ИТ-услуг для работы и в оборонном секторе. Радует, что там поняли, что никакой кибербезопасности не будет в принципе, если мы будем «сидеть» на иностранных решениях.
— Какие еще планы стоят перед ассоциацией, в каких направлениях вы будете двигаться дальше?
— Думаю, что мы будем более активно участвовать в новых трендах, продвигать решения, которые созданы отечественными ИТ-компаниями https://profit.kz/companies/. К таким трендам относится, например, технология блокчейн — уже есть члены ассоциации, которые усиленно работают в этом направлении. Например, в части использования этой технологии и смарт-контрактов для взаимодействия с регистром недвижимости. Ведутся рядом наших членов также разработки в сфере Big Data. Понятно, что наши члены продолжают работать и в традиционных для них направлениях.
— Есть такое мнение, что Казахстану нужно выработать какой-то особый путь, в том числе и в ИТ-сфере. Где, на ваш взгляд, у страны могут быть сильные позиции?
— С точки зрения ИТ мы можем быть конкурентоспособны только в разработке программного обеспечения. С другой стороны, если есть интересные проекты в секторе оборудования, то почему бы и нет? В Казахстане такие проекты есть — в том же СЭЗ «ПИТ».
Однако полноценная экосистема, необходимая для развития отечественной отрасли информационных технологий, не получила еще должного развития. Наше стремление забюрократизировать любые процессы, создавая барьеры, еще, как говорят, «в крови», и над этим надо постоянно работать.
— Завершу вопросом о том, что нужно сделать, чтобы IT-сектор начал оживать?
— Хороший вопрос. Во-первых, нужны заказы — всем известно, что развитие там, где есть деньги. А если финансовые средства уплывают за границу, а внутри ничего не остается, то ИТ-компании остаются незагруженными, что приводит к сокращению сотрудников. Каждая компания должна определиться со своей нишей, перестать метаться из стороны в сторону, и развиваться в ее рамках. Как я уже говорил — Ассоциация борется за местное содержание, за рост его доли. Доля местного содержания и определяет те средства, которые остаются и потребляются в стране. Представьте себе — весь ИТ-рынок по данным IDC — это 1,6 млрд долларов США. И лишь 11-12% — это ИТ-услуги. Грубо говоря, получается, что в стране от этого объема остается менее 180 млн долларов, а остальное уходит за рубеж. По данному индикатору мы инициировали в программе «Цифровой Казахстан» принятие маркеров, чтобы поднять этот показатель в ИТ-услугах до 70%, а долю ИТ-услуг в общем объеме ИТ-рынка довести до 32%. Причем, эти цифры будут проверяться не по данным местной статистики, а по данным IDC.
Есть и другая проблема. В 2011 году при поддержке депутатов с трудом добились реализации принципа экстерриториальности для резидентов СЭЗ «ПИТ». Сейчас, как вы знаете, СЭЗ «ПИТ» решили передать в управление Акимату Алматы и, не дожидаясь законодательного закрепления этого решения, в апреле 2018 года руководство АКФ «ПИТ» передало СЭЗ «ПИТ» в доверительное управление СПК «Алматы». СПК «Алматы», однако, не приняло пока еще на себя управление СЭЗ «ПИТ». Тем не менее, руководство АКФ «ПИТ» перевело сотрудников, которые осуществляли функции управления в СЭЗ «ПИТ» в Алматы (Techgarden), оставив СЭЗ «ПИТ» без органа управления. Это одна из проблем, с которой мы сейчас разбираемся. Внятных ответов от Министерства по инвестициям и развитию РК до сих пор не получили.
Есть еще одна тема, требующая внимания. Появился новый центр притяжения — Astana Hub, где ИТ-компании могут получить преференции. Весь мир сейчас развивает стартапы и это замечательно. На начальном этапе говорилось, что и действующие ИТ-компании могут стать участниками Asтana Hub. Но, видимо, что-то не срослось и речь на данном этапе только о стартапах. Пока мы в неведении, что будет далее с СЭЗ «ПИТ».