Следите за новостями

Цифра дня

Отметки в 10 млн абонентов достиг Beeline

Гульнара Искакова, Республиканский центр электронного здравоохранения: мобильное приложение — это необходимая связь для удобства пациентов и врачей

Что происходит в Казахстане в рамках цифровизации медицины и какие преимущества доступны пациентам уже сейчас?

14 ноября 2018 09:00, Наргиз Асланова, Profit.kz

Гульнара Искакова, директор Алматинского городского филиала РГП на ПХВ «Республиканский центр электронного здравоохранения» МЗ РК, рассказала о том, что делается для цифровизации медицины в Казахстане, как это повлияет на отрасль и каковы реальные плюсы для пациентов.

Гульнара Искакова

— Гульнара, хотелось бы понять, что, все-таки, подразумевается под термином «цифровизация здравоохранения» в Казахстане?

— Скажем так: это весь бизнес-процесс. И государство, и, в первую очередь, пациенты хотят видеть все данные по лечению, необходимым препаратам, госпитализации или обследованиям. Конечно, это требует времени — сфера здравоохранения очень крупная по сравнению с другими. Добавим сюда количество медицинских организаций по республике, количество медперсонала, объем накопленных данных.

— На конференции PROFIT Healthcare Day 2018 вы рассказывали об электронном паспорте здоровья и интеграционной платформе. Как это все будет функционировать?

— При решении вопроса цифровизации министерство здравоохранения пошло путем внедрения сторонних информационных систем медицинских организаций, но они все разноплановые. У каждой информационной системы есть свой разработчик, у каждого свой язык написания, свои нюансы по созданию информсистемы. При их интеграции будет очень сложно все объединить, чтобы мы увидели информацию. Учитывая, что есть еще информационные системы здравоохранения. Поэтому было решено приобрести платформу, которая объединит все эти системы. Для того, чтобы они могли интегрироваться и работать, был специально создан приказ министерства здравоохранения по утверждению минимальных требований. То есть, не обязательно менять информационную систему, переписывать ее. Необходимо учесть определенные нюансы, согласно которым эта информационная система позволит интегрироваться в нашу платформу, и будет идти обмен данными.

— Вы упоминали, что на сегодняшний день в Алматы уже все поликлиники работают с электронными картами пациентов?

— Да. Сейчас цифровизацией охватили государственные городские медицинские организации и те частные, которые оказывают услуги по государственному заказу. Все государственные поликлиники работают в электронном формате. То есть, не ищут вашу карточку, а вносят данные в информсистемы. Можно там же в регистратуре записаться к врачу, и вы по талончику придете в назначенное время. Либо есть мобильное приложение, где тоже можно записаться к врачу или просто вызвать его на дом. Эти мобильные приложения, уже функционируют как дополнения к информационным системам.

— Это будет единое приложение для всего Казахстана, либо приложения будут различаться по регионам?

— Нет, это не будет единое приложение. В разных регионах и даже в разных медицинских организациях используются разные информационные системы. В данном случае мобильное приложение — это необходимая связь для удобства пациентов и врачей. То есть, вам не надо идти куда-то, вы можете записаться на прием, вызвать врача, написать ему, запросить рецепт и так далее. И все это вы увидите у себя в мобильном приложении.

— А госорганы требуют наличия таких приложений в регионах?

— Требований нет, это просто рекомендуется. В принципе, те разработчики, которые сегодня работают, знают, что это будет «плюсом», поднимет их конкурентоспособность и увеличит имидж той информационной системы, которая функционирует.

Сейчас во всех регионах уже существуют мобильные приложения, они реально работают. Просто здесь еще есть нюансы. Вот, например, Академия профилактической медицины рассказывала о программе управления заболеваниями и своем мобильном приложении. Оно расширенное — там уже есть функционал, позволяющий добавить данные с основных аппаратов для диагностики. Это мониторинг артериального давления, мониторинг пульса, определение сахара в крови, даже смарт-часы — все они могут интегрироваться с мобильным приложением, и на расстоянии врач может видеть всю информацию. А на местах руководители медицинских учреждений должны перед разработчиками ставить задачу, какими они хотят видеть свои приложения. Они должны быть заинтересованы, чтобы было больше и таких мобильных приложений, и девайсов, которые позволяли бы осуществлять мониторинг. Сегодня уже не обязательно ходить к врачу. Все это сокращает затраты на пациента и расходы на финансирование в конечном счете.

Гульнара Искакова

— А если мы говорим о частных медицинских центрах? Получается, что вопрос их подключения к платформе остается на их совести? Ведь государству, наверное, важно иметь доступ также и к их данным.

— Это придет со временем. В любом случае, частная клиника, которая не оказывает госзаказ, но лечит пациентов, должна решать этот вопрос, если она хочет видеть все данные о своих пациентах.

— Продолжим тему технологий в медицине. В мире сейчас одна из популярных тем — телемедицина. Частично вы упомянули о мобильном приложении, через которое можно записаться к врачу. А как на счет полноценного внедрения в Казахстане удаленных консультаций врачей?

— Вообще, принцип телемедицины начал развитие еще в начале 90-х годов. Мы говорим о тех регионах, которые находятся отдаленно, не имеют достаточного оснащения для проведения диагностики пациентов. Соответственно, есть и центры телемедицины, и соответствующие информационные системы. Иногда у нас бывает потребность связаться, допустим, с Астаной. Есть селекторная связь, есть Whats App, есть Skype. Мы используем любые возможности, чтобы связаться с необходимым специалистом для решения вопроса пациента. Все это есть. Только на уровне телемедицины идет интеграция с оборудованием, с тем же рентген-аппаратом, с КТ, с УЗИ-аппаратом, чтобы можно было в онлайн-режиме «осмотреть» пациента.

— Нельзя не затронуть вопрос безопасности. Какими нормами регулируются требования к приложениям, которые будут работать для врачей и для пациентов в Казахстане?

— Есть закон «Об информатизации», где четко говорится, что любая информационная система, которая используется, должна иметь сертификат информационной безопасности, который получают на уровне Государственной технической службы при КНБ. Соответственно, они проверяют, соответствуют ли эти приложения требованиям, соблюдается ли безопасность. Кроме этого, никто не отменял статью 95 Кодекса «О системе здравоохранения» о врачебной тайне — это как было, так и остается независимо от темпов цифровизации.

— На PROFIT Healthcare Day 2018 я слышала многих представителей медицинских центров, кто-то говорил о монетизации, об окупаемости. Вы упоминали о том, что государству необходимо видеть прозрачность средств, которые выделяются в рамках госзаказа. Может быть, мне показалось, что сегодня мы, все-таки, больше говорим не с точки зрения преимуществ технологий для пациентов, а с точки зрения финансовых вопросов?

— Вообще, внедрение информационных систем началось с того, что должно быть прозрачное финансовое движение, а далее идет, соответственно, и качество. Если, допустим, по электронному паспорту здоровья мы зайдем и посмотрим пациента, то сможем определить, качественно ему оказали помощь или нет. И в любом случае, оплата за услуги идет по качеству оказанной помощи. Допустим, карта стационарного пациента — она закрывается и передается на оплату. И эксперт, который осуществляет оплату, просматривает, насколько качественно было оказано лечение. Если он видит, что в карте не хватает того или иного обследования, соответственно, он штрафует организацию за этот непосредственный случай. Вопрос может даже идти о 100%-ном снятии с оплаты. И в такой ситуации клиника понимает, что несет ответственность, она старается улучшить качество, чтобы потом за это получить деньги. Тут все взаимосвязано.