То тарелками пугают...
О ситуации, сложившейся в связи с вводом в Казахстане сертификации спутникового оборудования.
Заботу Правительства РК об электромагнитной безопасности больше всего ощутят в селах, где телевизионная тарелка — единственный источник информации. Цифровое телевещание, которое власти торопятся ввести уже в этом году, там могут и не потянуть по цене.
История вопроса
На совещании по поводу цифрового ТВ, которое прошло еще в апреле, Правительство поручило Министерству связи проработать вопрос «целесообразности ограничения ввоза и использования спутникового приемного оборудования, не соответствующего стандартам цифрового вещания». Министерство провело совещание с участием представителей Комитета национальной безопасности, Министерства финансов, индустрии и новых технологий. И все они дружно указали на отрицательное воздействие тарелок на окружающую среду, здоровье населения, а также негативное воздействие на информационное пространство принимаемых телевизионных программ. Ограничение на ввоз антенн и их использование было решено обеспечить путем утверждения технических регламентов.
Министр связи и информации Аскар Жумагалиев на днях опроверг информацию о грядущем изъятии всех «серых» тарелок, которых в стране не меньше миллиона.
«В свое время этот вид оборудования не был включен в список технических средств, которые требуют обязательной сертификации, что повлекло за собой увеличение его ввоза. Сейчас в основном используется оборудование производства КНР. Как правило, устройства недорогие и некачественные. При неправильной настройке или поломке могут излучать мощности сверхвысокой частоты, что может сказаться на здоровье людей и существенно ухудшить электромагнитную обстановку. К тому же сами тюнеры, изготовленные в полукустарных условиях, не всегда соответствуют государственным требованиям по электробезопасности (проводка, надежность блоков питания, вопросы заземления и т. п.).
Мировой опыт
Цифровые спутниковые ресиверы подлежат обязательной сертификации в Белоруссии. Процедура ввоза там выглядит так: от поставщика товар попадает на склад временного хранения, где в присутствии представителей таможни происходит перепись номеров всех ресиверов, а затем (также в присутствии представителей таможни) производится вскрытие любой коробки с товаром, изъятие образцов товара и составление акта. Потом эти образцы отправляются в сертифицирующий орган, где происходит испытание и проверка товара. Испытывается способность устройства работать при экстремальных режимах, при небольшом изменении частоты (50 Гц) сети, при резких скачках и перепадах напряжения. Проверяется ресивер и на наличие побочных излучений, вредных для здоровья человека или способных создать помехи другим бытовым приборам. И если после таких испытаний ресивер не вспыхнул, не задымился, не «излучает», то товар получает сертификат соответствия. Только после получения этого документа таможня может выпустить товар в свободное обращение, или, проще говоря, растаможить. «Белый» ввоз, легальная растаможка, уплата всех налогов, процедура сертификации — и цена становится не такой уж «китайской», а телевидение — не столь доступным, как раньше.
География табу
В 2007 году власти Пакистана наложили запрет на импорт спутниковых тарелок и сопутствующего оборудования. В 2006 году Китай снимает запрет на частные спутниковые тарелки. Последние 13 лет обычным жителям страны было запрещено иметь собственные антенны. По некоторым источникам, за последние четыре года в Китае было установлено более 100 миллионов тарелок. В Ираке времен правления Саддама. В ряде стран население до сих пор сталкивается с запретом на индивидуальные спутниковые тарелки — это Куба и Северная Корея.
Между тем, что было, и тем, что будет… Компании, которые устанавливают и обслуживают оборудование для приема спутникового телевидения, опасаются, прежде всего, за собственный бизнес. По некоторым оценкам, таких компаний лишь в Астане не меньше пятидесяти, и все они сейчас, что называется, замерли в тревожном ожидании.
Елена, руководитель компании, занимающейся спутниковым телевидением:
— Мы устанавливаем только российское оборудование для приема каналов спутникового телевидения с абонентской платой. Это на рынке можно купить китайское оборудование для приема бесплатных каналов. Но бесплатные каналы — сегодня на спутниках они есть, завтра их нет. У нас же за прием каналов предусмотрена абонентская плата — это типа кабельного, есть определенные гарантии. Самая дешевая равна пяти тысячам тенге в год. Вдвое больше каналов можно получить за 20 тыс. тенге. Правда, казахстанских каналов на этих спутниках действительно нет. «31 канал» и «Каспионет» есть на бесплатном «Хотберде», еще десять казахстанских каналов есть у «Кателко», но чтобы смотреть их, придется платить от двух до пяти с половиной тысяч тенге в месяц, что очень дорого.
В сложившейся ситуации Казахстану может не нравиться то, что за пользование спутниковым телевидением люди оплачивают не нам, а российским «ВГТРК», «НТВ», «Триколор». Но в любом случае, что касается сертификации оборудования, пусть сначала объяснят, что они делают и какие именно последствия это будет иметь для абонентов и тех, кто оборудование устанавливает. Ведь как минимум пятьдесят компаний в Астане находятся под угрозой лишения работы. Пусть сначала объяснят. О том, что будет, — ничего не известно. Пусть это будет конкурентоспособная альтернатива!
Владимир, руководитель компании, предоставляющей услуги кабельного телевидения:
— До конца непонятно, как и что будет происходить. Есть подозрение, что принимается закон, который будет лоббировать интересы «Казтелерадио» с целью отъема абонентов не путем конкуренции и рекламы, а путем рычагов на уровне Правительства. Что касается производства оборудования в Казахстане, то эта идея очень хорошая. Мы всегда испытываем проблемы, если нужно
Комментарии