«Казахстан не является образцовой территорией для успешной реализации стратегии дискаунтера»
Интервью с генеральным директором ТОО «КаР-Тел» Анатолием Поповым о сложившейся ситуации на рынке сотовой связи в Казахстане.
Для сотовых операторов Казахстана настало горячее время. С одной стороны, бросает вызов рынок — пользователи ждут новых технологий — 3G и 4G. С другой стороны — ряд претензий, в том числе на крупные суммы, операторам предъявило АЗК, и все еще продолжаются переговоры о стоимости годового платежа за пользование частотами 3G. О том, как справляется с вызовами телекомрынок и, в частности, компания Beeline, впервые с момента своего назначения рассказал генеральный директор ТОО
— В каком состоянии находилась компания
— Я могу сказать, что показатели «Вымпелком» отличные. На протяжении многих лет брэнд «Билайн» занимает ведущие позиции во всевозможных рейтингах. Что же касается ТОО
— На что вы будете делать упор в дальнейшей стратегии развития компании?
— Телекоммуникационный бизнес, возможно, один из самых динамичных, если смотреть в целом на индустрию. В нашем бизнесе важна дальновидность и, может быть, осторожность в принятии решений. Также нужно постоянно внедрять и развивать новые технологии. Если в этой индустрии стоять на месте, то при жесткой конкуренции можно быстро проиграть. В настоящий момент мы будем делать упор на внедрение и развитие 3G в Казахстане. В этом вопросе страна немного отстала и от своих соседей по СНГ, и от мировых трендов.
Внедрение этой технологии — одно из направлений развития. Второе направление — это развитие Beeline как универсального оператора. Уже сейчас наша компания — единственный универсальный оператор в РК, который работает во всех сегментах: в мобильной и фиксированной связи, в продажах фиксированного и мобильного интернета юридическим и физическим лицам, мы работаем на передачу межгородского трафика и организацию международной связи.
Между тем многое еще предстоит сделать, чтобы предоставлять комплексный пакет услуг под брэндом Beeline.
— Вы считаете, что диверсификация — более выгодная модель бизнеса, чем концентрация на одном сегменте? Не боитесь потерять позиции в сотовой связи?
— Сотовая связь остается «ядром» нашего бизнеса. Но рынок передачи данных в Казахстане набирает обороты, и, как показывает мировой опыт, именно он станет в ближайшее время основным драйвером роста телекоминдустрии. Кроме того, передача данных между городами и странами растет, и нужно иметь свой «транспорт» — мы развиваем собственную сеть магистральных каналов, именно это позволяет нам иметь конкурентную цену на рынке. «Вымпелком» в России, два года назад закрыв сделку по приобретению компании «Голден Телеком», сейчас является активным игроком в межоператорской, в международной и в межгородской связях, а также продает интернет физическим и юридическим лицам. Наша стратегия полностью лежит в русле стратегии группы «ВымпелКом ЛТД» — превращения Beeline в полноценного универсального оператора связи.
— В начале июня стало известно, что компания «ВымпелКом ЛТД» утвердила серьезные изменения в структуре управления компании. Структура поделена на четыре бизнес-единицы: Россия, Украина, СНГ и международные бизнесы, которые будут подчиняться непосредственно штаб-квартире компании в Амстердаме. При этом некоторые ключевые менеджеры покинули компанию. Что при этом изменится в управлении компанией
— Эти изменения связаны с мобильностью бизнеса. В прошлом году в Казахстане рост телекоммуникационного рынка составил 8%, однако при этом нужно сделать оговорку, что рост ВВП был всего около 1%. В этом году телекоминдустрия, предположительно, вырастет больше чем на 8%, а уровень ВВП будет в районе 5%. Фактически мы растем в два раза быстрее, чем ВВП страны. Когда индустрия растет так быстро, очень важно сохранять мобильность и скорость принятия решений. С целью децентрализации управления компанией было принято решение о разделении ее на 4 бизнес-единицы. Более того, у компании «ВымпелКом ЛТД» в дальнейшем возможны сделки по поглощениям, объединениям с другими мировыми мобильными операторами. Существующая международная структура, в принципе, позволяет присоединить к компании еще несколько других бизнес-юнитов. Для Beeline в Казахстане эти изменения открывают возможность стать еще более оперативными и мобильными.
— Что на данный момент является основной проблемой компании Beeline в Казахстане?
— Я бы говорил, скорее, о возможностях.
Другой важный момент — создание паритетных условий на рынке для всех игроков. Не секрет, что Beeline является самым агрессивным альтернативным оператором в сегменте высокоскоростного доступа в интернет на телекомрынке Казахстана. И как альтернативному игроку нам, действительно, зачастую трудно работать, так как до этого рынок был практически монопольным. Важно, чтобы в этом секторе развивалась конкуренция, которая невозможна без равных условий для всех игроков.
— А в чем выражаются неравные условия на рынке фиксированной связи?
— Естественно, что в условиях прежде монопольного рынка, когда появляется агрессивный альтернативный игрок, всегда есть риск использования имеющихся ресурсов у доминирующих игроков, для того чтобы не впустить новичка. Соответственно, приходится пробиваться на рынок с боем.
Тем не менее, в других странах мы сталкиваемся с гораздо большими трудностями. На фоне этого можно сказать, что проблем в Казахстане у нас нет, есть вопросы, которые мы решаем в рамках пользы для рынка в целом.
— Недавно правительство РК передало в парламент пакет документов с просьбой внести изменения в Налоговый кодекс РК с целью удешевления (а, возможно, удорожания) годовой стоимости использования частот для 3G. При этом Карим Масимов сказал, что новые суммы платежей согласованы с операторами. Можете ли вы озвучить эти суммы?
— Да, действительно, мы вели активные консультации с Министерством финансов и Министерством связи и информации об определении окончательных сумм. Мы рады отметить, что госрегулятор пошел навстречу рынку и предпринимает сейчас значительные усилия по снижению размеров ежегодных платежей за использование частот 3G.
— Сейчас АЗК РК ведет расследование в отношении сговора между казахстанскими и российскими операторами, касающегося высоких цен на роуминг. Возможный штраф — 28 млрд. тенге. В России аналогичные штрафы составляют 15% от роумингового оборота. АЗК сообщило вам, как оно рассчитывает штрафы? Какая сумма штрафа грозит непосредственно Beeline?
— В нашу компанию был сделан запрос от АЗК, в ответ на него мы предоставили данные о роуминговом обороте. При этом сумма выставленных штрафов, из которых порядка 40% приходится на долю Beeline,
Мы не согласны с тем, что существует
Если говорить о пороговых платежах, то, к сожалению, с некоторыми странами у нас нет услуги онлайн-роуминга, и мы вынуждены просить наших абонентов держать на балансе пороговую сумму, которая на сегодняшний день составляет 7 тыс. тенге. Стоит отметить, что 86% объема роуминговых услуг Beeline осуществляет посредством онлайн-роуминга, для которого не требуется пороговой суммы на счету.
— Есть шанс переубедить АЗК?
— Мы оспариваем решение АЗК в установленном законом порядке. Мы готовы отстаивать свою позицию в суде, потому что не считаем, что существует
Кстати, на последнем съезде АЗК речь как раз шла не о сговоре, а о том, что установление пороговых сумм якобы является незаконным. Это второй пункт истории с АЗК. Дело тут не в сумме штрафа, а в том, что мы принципиально не согласны с тезисом о том, что пороговые суммы являются незаконными — они не противоречат законодательству РК с одной стороны, с другой стороны — это полностью соответствует общепринятой мировой практике.
— В середине июля Минсвязи и информации РК объявило, что проводит исследование всех тарифов сотовых операторов, так как население жалуется на дорогую сотовую связь. С чем, по вашему мнению, связан такой всплеск проверок и расследований со стороны государства? Не с тем ли, что операторы, например, возмущались высокими расценками на 3G?
— Хороший вопрос. Конечно, Beeline является доминирующим игроком на рынке сотовой связи в РК, соответственно, наши действия подпадают под регулирование антимонопольных органов. Министерство связи имеет полное право проводить изучение тарифов всех операторов. Мы предоставим всю информацию о себестоимости наших услуг в соответствии с теми запросами, которые к нам поступили. С другой стороны, мы сами на регулярной основе проводим анализ наших тарифов, и если говорить о фактическом снижении наших цен, то стоимость минуты разговора в тенге снизилась за последний год более чем на 16%. Мы добровольно снижаем цены и делаем их более доступными для казахстанцев. С другой стороны, важны и активные действия регулятора, чтобы можно было и дальше снижать тарифы. В частности, нам нужна поддержка в развертывании сети, особенно в труднодоступных малонаселенных районах, которые составляют значительную часть республики, где мы также должны обеспечить устойчивую качественную связь. И здесь мы рассчитываем на помощь как государства, так и регулятора. Тем более что в отдаленных местностях развертывание сотовой связи обойдется дешевле, чем прокладывание фиксированной.
— Как Beeline уже снизил цены на сотовую связь с начала своей деятельности в Казахстане и как намерен это делать дальше? Какие факторы мешают снижать тарифы компании на сотовую связь?
— От года к году снижение средней стоимости минуты разговора для абонентов Beeline составляет
Пять лет назад, когда Beeline вышел на рынок Казахстана, когда начался процесс демонополизации рынка сотовой связи, наша компания оказала большое влияние на рынок. Мы первые ввели тарификацию в тенге, ввели посекундную тарификацию, чего раньше не было в Казахстане.
С тех пор сотовая связь превратилась в массовую услугу, реальное проникновение превышает 80%, одно это уже является сильным аргументом в пользу того, что сотовая связь стала доступной каждому.
В 2009 году у нас произошло снижение стоимости минуты разговора больше чем на 16%, и по итогам 2010 года мы, скорее всего, увидим не меньшее снижение для абонентов Beeline. Поэтому, можете посчитать, что за пять лет присутствия Beeline на рынке произошло удешевление связи почти в два раза.
Снижать тарифы позволяют несколько факторов.
Второе — это строительство собственных ВОЛС. На данный момент оператор, который не обладает собственными магистральными сетями, каналами передачи данных между городами и странами, существенно тратится на аренду каналов у третьих сторон, и эта аренда в среднем в Казахстане дороже, чем в России. Мы уже построили вторую по размерам сеть ВОЛС в стране — около 4,5 тыс. км, и направляем существенную часть трафика как голосового, так и интернет, через собственные каналы.
Сеть еще не достроена, поэтому местами мы используем свои каналы, местами — арендованные. Но мы стремимся к тому, чтобы со временем полностью перейти на собственные каналы связи.
— Недавно на рынок РК зашел дискаунтер Tele2 (купивший Neo), который намерен получить 20% рынка через 4 года. Первый тариф оператора — 5 тенге внутри сети. И почти в одно время с этим начались акции других операторов — у Beeline бесплатные разговоры после первой минуты, у Kcell — после 2 минуты. Это связано с приходом Теlе2?
— Мы внимательно следим за деятельностью всех наших партнеров по рынку, в том числе и NEO. Мы помним, что и до покупки Tele 2 этот оператор делал ставку на имидж дискаунтера, но Казахстан в силу своих географических и демографических особенностей — огромной территории с низкой плотностью населения — не является образцовой территорией для успешной реализации стратегии дискаунтера.
— Ожидаете ли вы передел рынка в крупных городах?
— Процесс усилившейся маркетинговой активности всех операторов, который мы сейчас наблюдаем, начался не в этом году и не в прошлом. Этот тренд восходит к 2008 году, и начало ему положило тарифное предложение «Друзья-2» от Beeline, с 2 тенге внутри сети. Это тот тариф, который стал хитом, и, не секрет, что именно он стал «локомотивом» Beeline на протяжении полутора лет. В 2010 году мы уже вывели не одно предложение с ноль тенге внутри сети, со второй минуты разговора или между пользователями одного тарифного плана. Это говорит о том, что территория ценовой конкуренции становится все меньше, рынок Казахстана вступил на тот этап развития, когда нужно конкурировать не просто ценой, но и качеством связи, качеством обслуживания, территорией покрытия, новыми технологиями.
— В 2009 году приток новых абонентов в сети сотовой связи практически прекратился в силу естественного насыщения рынка, но совокупные доходы операторов все же имели положительную динамику. За счет чего?
— Сыграли роль два фактора — абоненты больше тратили на разговоры, а также выросла доля неголосовых услуг.
Абоненты чаще выходят в интернет через свои мобильные телефоны, чаще используют мобильный контент, который мы предлагаем. В частности, большую роль в развитии в Казахстане сегмента мобильного доступа к интернету сыграли
Затем, несмотря на насыщение рынка, рост абонентской базы продолжается. 2009 год был в определенной степени кризисным для телекомотрасли, и мы наблюдали снижение активности абонентов в первом квартале, но затем мы показали хороший рост.
В 2010 году мы видим, что кризис уже практически миновал, и мы ожидаем, что в этом году будет всплеск активности абонентов сотовой связи.
— Каковы ваши прогнозы по телекомрынку в РК на 2010 год? Как вырастут или снизятся доходы сотовых операторов и, в частности, Beeline?
— Телекомрынок на текущий момент имеет позитивную динамику — в 1,5 раза выше, чем динамика ВВП по итогам первого полугодия 2010 года. Будет ли она в 2 раза выше — зависит от показателя ВВП во втором полугодии. Если говорить о Beeline, то пока, перед публикацией нашего полугодового отчета, мы не раскрываем такую информацию.
Если бы у нас было 3G, наверное, наша выручка была бы выше, но мы и на текущий момент предоставляем качественный интернет EDGE, и многие пользователи смартфонов и
Кроме того, мы продолжаем развивать широкополосный доступ к интернету от Beeline. Мы, наконец, вышли за пределы Алматы и начали предоставлять эту услугу по технологии FTTB в Жезказгане, в ближайшее время собираемся продавать услугу «Интернет дома» в Астане и Караганде.
— Какое число абонентов Beeline надеется привлечь от услуг 3G? Какими будут расчетные сроки окупаемости данных услуг? Сколько будет вкладывать Beeline в развитие 4G в Казахстане и в какие сроки? Ведь тестирование уже состоялось.
— Я думаю, что внедрение 3G станет хорошим импульсом по увеличению проникновения мобильного интернета. Важно, что к 3G не надо дополнительно подключаться, не нужны дополнительные устройства. В том и состоит преимущество данных частот, что телефонов, не поддерживающих 3G, на рынке, наверное, уже практически нет.
Если говорить о LTE или 4G, то это технология совершенно нового поколения, и здесь у Казахстана как раз есть возможность войти в список тех стран, которые начнут развивать ее одними из первых. Пока на территории бывшего постсоветского пространства ни одного оператора LTE нет.
Beeline совместно с Министерством связи и информации в апреле этого года провел пилотное тестирование зоны LTE в Астане и Алматы, на которой продемонстрировали скорости более 60 Мбит/сек. Следующими шагами будут уже outdoor испытания данной технологии, мы рассчитываем провести их в Алматы и Байконуре до конца этого года.
В рамках испытаний мы изучим специфику работы этой технологии вне помещений и поймем, с какими трудностями мы, как операторы, столкнемся при развертывании данной сети. Мировая практика показывает, что многие страны уже ведут активное развертывание LTE, в частности, США, Скандинавские страны.
Пользователи мобильных устройств уже сейчас хотят такую же скорость, как и в проводном интернете, при этом люди не хотят ждать, не хотят прокладывать провода. Фиксированный интернет, так или иначе, сопряжен с определенными трудностями. Некоторые пользователи уже произвели переоценку необходимости иметь фиксированную телефонию при наличии мобильной, и сейчас то же самое происходит с интернетом. Если беспроводной интернет будет иметь такое же качество и такую же скорость, как и проводной, то фиксированный интернет станет менее необходимым.
Тем не менее, мы, как универсальный оператор, обращаем большое внимание на мобильный интернет и видим в нем огромные перспективы и для потребителей.
— Наиболее локомотивные отрасли развития экономики — сырьевые компании, банки и электроэнергетика уже высказались по поводу глобализации экономики в рамках Таможенного союза. А что изменится для телекома?
— Телеком — это сервисная функция. Когда крупному бизнесу хорошо, то и нам хорошо. Если российские товары станут в Казахстане более доступными и, наоборот, если казахстанские товары станут более доступны в России, то произойдет рост экономики. Как только меняется тренд внутреннего валового продукта, мы сразу это чувствуем.
Со своей стороны, находясь в растущей экономике, мы должны создать необходимые технические мощности и иметь запас прочности, для того чтобы обслуживать растущие потребности абонентов, растущий трафик. Beeline, как инновационный оператор, готов к этим вызовам.
Справка
Анатолий Попов родился в Новосибирске. Окончил механико-математический факультет Новосибирского университета, продолжил образование по специальности экономики и управления.
Начал карьеру в компании Wrigley, где за 4 года прошел путь от торгового представителя до регионального директора по продажам Западно-Сибирского региона.
В 2002 году присоединился к компании SUN InBev, где занимал должности директора по продажам в регионах Сибирь и Дальний Восток, а затем старшего вице-президента по продажам в западной части России. В 2007 году назначен гендиректором подразделения InBev в Болгарии. С весны 2009 года — директор по коммерческим операциям в российском подразделении Anheuser-Busch InBev.
С апреля 2010 года — генеральный директор ТОО
Комментарии