Следите за новостями

Цифра дня

138 тыс. цифровых доверенностей оформлено через «Цифровой нотариат» с момента запуска

    Адриан Крупчанский: «Социальные сети — это гонка вооружений конкурентов»

    Интервью с руководителем Notamedia Адрианом Крупчанским о популярных стартапах, о создании в Казахстане социальной сети.

    16 июля 2010 10:27, Ксения Михайлова, Фокус
    Рубрики: Интернет

    90 проц. создаваемых социальных сетей не смогут закрепиться на рынке — это мнение руководителя компании Notamedia Адриана Крупчанского, который рассказал о популярных стартапах, тенденциях Всемирной паутины, а также рецептах успеха социальных сетей.

    Руководитель Notamedia Адриан Крупчанский— В Казахстане 2010 год эксперты назвали годом социальных сетей, прогнозируя появление большого количества подобных проектов. Можно ли говорить, что после успеха в Рунете «В контакте» и «Одноклассников» социальные сети остаются привлекательной идеей для интернет-бизнеса?

    — Notamedia относится к компаниям-консультантам, и фактически мы вместе с клиентом разрабатываем идеологию проекта, над которым работаем. Очень часто нам приходится отговаривать клиента от создания каких-либо интернет-сайтов, особенно социальных сетей. Бум социальных сетей достаточно давно прошел на Западе, не так давно прошел в России, в Казахстане он только начинается. Но в этом отставании Казнета есть и плюсы — в первую очередь это возможность прогнозировать. С социальными сетями все понятно — 90 проц. таких ресурсов исчезнут через полгода, но денег при этом улетит на ветер много. Уже вполне понятно, кто задержится на рынке: есть определенные сервисы, которые совершенно точно будут пользоваться успехом.

    — И тем не менее вы создаете социальную сеть ON.KZ

    — Я могу объяснить, почему ON.KZ будет популярен. Когда проверяешь проект на прочность, первый вопрос, который нужно задать идеологу: зачем создавать социальную сеть, если уже есть «В контакте» и «Одноклассники»? И большинство руководителей проектов ничего толкового ответить не могут…

    Социальная сеть ON.KZ фактически объединяет три больших направления — это «Одноклассники», блоги и сообщества. На «Одноклассники.ру» есть Казахстан, но мы видим, что, скажем, в Алматы, школ №12 сразу 10 штук. И если 100 активных пользователей интернета учились в этом учебном заведении, то они распределятся примерно в равном соотношении. А значит, эффективность всего 10 процентов. На www.on.kz у нас самая точная (без повторов) база школ и институтов.

    Идем дальше — есть ли хорошие блоги с разной тематикой? Доступ к Livejournal.com закрыт, качество блогов Liveinternet.ru оставляет желать лучшего. Доступны блоги на Mail.ru и Yandex.ru, но при этом нет местных знаменитостей и вообще местного контента. В итоге блог тонет в сотнях, а то и тысячах уже существующих страниц. Аналогичная ситуация и с сообществами. Они есть «В контакте» и на Mail.ru, но при этом найти среди множества казахстанские — проблемно.

    ON.KZ дает локализацию, возможность общаться с теми, кто рядом. Это то же самое, как либо ехать отдыхать с друзьями, либо попасть в компанию, где миллиард незнакомых тебе человек. С одной стороны, это неплохо, так как всегда можно найти новых знакомых, но с другой — хочется обсуждать со знакомыми общие проблемы.

    Notamedia запустила еще один новый сервис — nakarte.kz, где на карту Алматы нанесены школы, поликлиники, кафе, клубы, аптеки и т.д.  Если человеку нужен, скажем, нотариус — он вбивает в строке поиска «нотариус», выбирает улицу, например, Абая. И ему показывают все нотариальные конторы, расположенные по Абая. Конкурентов такому сервису нет, так как никто из внешних ресурсов такую услугу предложить не может.

    Сомнений нет, что в Казахстане будет бум социальных сетей. И есть еще одна хорошая для Казнета новость — узкий интернет-канал, а это значит, что никогда никакой сервер «В контакте» или Mail.ru не будет грузиться так же быстро, как казахстанские сайты. Соответственно, у казахстанских ресурсов всегда будут эти два преимущества: локальный контент, который нужен людям, и возможность обеспечить быстрый доступ и бесплатный внутренний трафик.

    — Но есть ли все же универсальный рецепт успеха, который позволит социальной сети стать долгоиграющим проектом?

    — Нет. Социальная сеть — это вообще самое сложное из всего, что может быть в интернете. Чтобы ее сделать, нужны дизайнеры, знающие специфику, технологии, которые позволяют справиться с высокими нагрузками, разнородные виды контента — много технических трудностей. Но все они отступают на второй план по сравнению с еще одной частью работы — поддержкой и развитием. Социальная сеть отличается от любого другого сайта тем, что ее разработка никогда не заканчивается. Это гонка вооружений конкурентов. Казалось бы, кто может соперничать с «В контакте»? Но и они почти каждую неделю выпускают что-то новое.

    — А насколько перспективны, на ваш взгляд, социальные сети в качестве площадок для заработка в интернете?

    — Таких способов может быть много, но в любом случае это — небыстрые деньги. Самый простой вариант — это баннерная реклама, однако она вряд ли сможет окупить социальную сеть. Но для рекламодателей эти площадки интересны, так как никакой другой ресурс не в состоянии обеспечить такого таргетинга. Скажем, внутри социальной сети мы можем выделить подростков 15 лет, которые активно пользуются интернетом и интересуются гонками, и показывать именно им определенную рекламу — скажем, новой игры.

    Кроме того, социальные сети могут не просто продавать рекламу, но и улучшать имидж компаний, влиять на общественное мнение. Я не открою Америки — ни одно электронное СМИ, по крайней мере, в России не прибыльно с точки зрения продаж рекламы. Но при этом все крупные холдинги стараются купить себе СМИ, и СМИ продаются за большие деньги, потому что это — инструмент влияния. И социальная сеть — тоже серьезный инструмент влияния, потому что люди фактически там живут.

    Источников заработка может быть несколько: это реклама, пиар, платные сервисы, плата компаний за проведение каких-либо исследований. Все зависит от специфики социальных сетей. Например, сайты знакомств работают за счет микроплатежей от пользователей, а более глобальные ресурсы скорее существуют, на деньги рекламодателей.

    Кроме того, социальные сети используются как трафик-генератор. Количество страниц, которое показывает «В контакте», больше, чем количество страниц, которое показывает Яндекс. При этом продать на все эти страницы рекламу сложно. Но ничто не мешает сделать свой проект, который и будет рекламироваться. Например, мы делаем онлайн-игру, которую нужно раскрутить. И для этого можно либо купить трафик, который стоит денег, либо использовать тот трафик, который уже есть. И раскрутить, используя социальную сеть, можно что угодно: СМИ, персону, фильм.

    — Вы говорите, что бум социальных сетей прошел и на Западе, и в России. Какие сервисы придут на смену социальным сетям?

    — Сейчас все стали делать приложения для соцсетей, потому что какой смысл создавать свою социальную сеть, если есть возможность делать приложения для уже существующих? Уйдет в интернет и телевидение, также будет активно развиваться виртуальная реальность, когда можно примерить вещь из магазина на себя, еще большее распространение получат видеоконференции и онлайн-обучение. Будут распространятся всевозможные мобильные сервисы.

    Но если рассматривать виртуальные тренды с точки зрения инвесторов, то я бы обратил внимание на онлайн-телевидение и приложения в социальных сетях. А в Казахстане я бы для начала занял все ниши, которые остаются свободными. Например, мало специализированных социальных сетей, но они нужны. Нет своей хорошей почты. Очевидно, что и электронных СМИ, которые выдают казахстанский контент, недостаточно. Сейчас вообще очень интересное время, которое я бы назвал временем больших возможностей. Стоимость выхода на рынок очень низкая, но уже через 2–3 года она существенно возрастет. Например, в России уже сегодня стоимость выхода на рынок в аналогичных нишах в десятки, а то и сотни раз выше. Сейчас просто нельзя упускать такие возможности.

    Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

    Комментарии