Территория новых возможностей
Интервью с ректором Международного университета IT-технологий Дамиром Шыныбековым о работе университета и обучении ИТ-специалистов.
Дефицит высококвалифицированных специалистов по
— Дамир Абдухалиевич, видимо, прошло то время, когда вчерашние школьники выбирали в основном профессии экономистов и юристов, теперь все более востребованными становятся технические специальности. Ваш молодой университет, можно сказать, перешел на второй курс. Насколько высока планка для поступающих? И удается ли вузу развиваться так же динамично, как растет сама отрасль?
— По прогнозам, проходной балл составит, как и в прошлом году, 89 баллов. Но кроме количественных показателей знаний, мы хотим видеть, кто к нам приходит, поэтому проводим собеседование, принимаем эссе, чтобы выяснить мотивацию. Конечно, есть тестирование по информатике. И, наконец, если абитуриент поступает для обучения на английском языке, проводится соответствующее собеседование (для айтишников английский язык — как латынь для врача).
В приемную комиссию входят не только доценты, профессора, представители студенческого правительства, но и ведущие преподаватели по основным предметам, а также практики. К примеру, в состав приемной комиссии факультета журналистики приглашен генеральный директор ТРК «31 канал» Нуржан Мухамеджанов. Что касается развития, то в нынешнем году у нас появились четыре новых специальности. Таким образом, их теперь восемь, то есть за год мы выросли в два раза!
— Университет быстро стал узнаваемым благодаря партнерству со всемирно известным университетом США Карнеги Мэллон. Что дает это сотрудничество для улучшения качества подготовки казахстанских специалистов?
— Да, за основу обучения студентов мы взяли программы этого университета — лидера
Периодически к нам приезжают преподаватели из университета Карнеги Мэллон, читают лекции, дают консультации. Программы нашего генерального партнера, адаптированные к требованиям и стандартам Казахстана, дают уверенность в качестве обучения, позволяют создавать собственную школу профессорско-преподавательского состава. Дистанционное обучение в университете Карнеги Мэллон прошли 14 преподавателей.
— Как работает принцип государственно-частного партнерства в вашем вузе, поддерживают ли его компании?
— Государство оказывает университету солидную поддержку, ежегодно выделяя 300 целевых грантов для студентов. Еще в текущем году благодаря переговорам мы получили гранты от компаний «Казахтелеком» и «Национальные информационные технологии». Это очень важно, ведь внешнее финансирование позволяет принимать более талантливых детей, вместе с заказчиками отбирать нацеленных на профессию абитуриентов. Нам такое содружество позволяет определять, насколько нужны наши программы, какие именно направления развивать, поскольку компании хотят знать, что будут иметь «на выходе».
На недавнем инвестиционном форуме, в котором в качестве спикера принимал участие наш университет, ряд зарубежных инвесторов проявили интерес к открытию лабораторий в МУИТ, к финансированию обучения способных детей.
— Дамир Абдухалиевич, давайте «напишем» портрет студента-айтишника. Кто это — молодые люди из обеспеченных семей или увлеченные, «не от мира сего» геймеры?
— Пожалуй, это синтез. Наши студенты, как правило, из интеллигентных семей, где существует культ знаний. Это одни из лучших выпускников школ, которые стремятся не только к знаниям, но и к самореализации. С гордостью могу сказать, что уже с первого курса наши студенты работают в рамках программы «электронного правительства». Они выполняют 20 услуг для «электронного акимата» и «электронного военкомата». АО «Национальные информационные технологии» в октябре прошлого года открыло лабораторию на базе нашего университета, в которой студенты сейчас работают.
Проявили они себя и в соревнованиях. Студенты первого курса прошли в полуфинал чемпионата мира по командному программированию — таких результатов добились всего пять казахстанских вузов, костяк команд которых составляли старшекурсники, магистранты. Наши первокурсники, занявшие среди казахстанских команд третье место, доказали эффективность применяемых в МУИТ методик обучения. А в чемпионате Казахстана по компьютерному программированию студенты университета также заняли третье место.
— Портрет был бы неполным, если бы мы не сказали о девушках. Идут ли они в эту профессию и каково отношение к ним в отрасли?
— Интересно, что для многих стран это проблема. В основном программисты и айтишники — это юноши, и поэтому в США, Малайзии даже используют стимулы для привлечения девушек. У нас другая ситуация: девушки составляют около 40% студентов. Исследования показывают, что они добиваются немалых успехов в программировании и смотрят в суть при решении тех или иных задач, а парни больше увлекаются спецэффектами. К тому же, как показал наш опыт, девушки более подготовлены, ответственнее относятся к учебе, не делят предметы на первостепенные и второстепенные.
— Какова связь с практикой, есть ли у ребят возможность уже сейчас изучать на предприятиях специальность и будут ли они потом трудоустроены?
— На этом мы делаем основной акцент уже с первого курса. Кроме практики в Малайзии, в Астану на предприятия и в компании направлены 76 студентов, еще несколько десятков — в регионы. В течение года мы вели переписку с просьбой принять наших ребят, преследуя две цели: показать реальный уровень первокурсников и продемонстрировать студентам суть программирования, закрепить связи. Вуз должен отвечать требованиям IT во всех отраслях, и наша задача — подготовить таких специалистов, чтобы они сразу нашли свое место в различных секторах экономики.
— В республике более 60 вузов на своих факультетах готовят программистов. А какова миссия нового университета?
— Постановление Правительства о создании университета вышло в сентябре 2008 года, чему предшествовало поручение президента. У нашего вуза несколько преимуществ. Это мощный партнер, какого нет в других вузах: университет Карнеги входит в пятерку лучших в мире. Это конкурсный отбор, жесткие требования к преподавателям, обучение на английском языке. Необходим был вуз, который бы в корне отличался миссией и предназначением, видением
С первых дней мы заключили более 30 меморандумов с предприятиями и 6 договоров с ведущими вузами в этой области в Прибалтике, России, Малайзии, Западной Европе. И от каждого университета конкретные направления: с Россией — по линии подготовки олимпийцев, с латышскими и европейскими коллегами — по грантовым совместным исследованиям, с Малайзией — для повышения квалификации преподавателей. Кстати, наши выпускники получат двойной диплом — казахстанский и университета в Куала-Лумпуре, так как два года студенты будут обучаться в этой стране. Это обеспечит конкурентоспособность выпускников, ведь малайзийская
— Пока еще немалой проблемой в вузах остается прозрачность обучения, искоренение коррупции.
— Уверен, что нам нечего искоренять, и все же проводим анонимное анкетирование после каждой сессии, в котором есть и вопрос, допускают ли преподаватели случаи взяточничества. На нашем портале есть рубрика «Обучение», где студенты, преподаватели, администрация и родители могут видеть показатели успеваемости. С нового учебного года будут работать две общественные организации — попечительские фонды работодателей и родителей. Взгляд со стороны очень важен, поэтому будем прислушиваться к их мнению, критике.
Мы не просто даем набор знаний, языков программирования — мы готовим личность. Преподаются лидерство, ораторство, бизнес-этика, умение работать в команде, что особенно важно для программистов.
Мне кажется, в нашей отрасли среди вузов должна быть не столько конкуренция, сколько сотрудничество. В рамках программы форсированного индустриального развития совместно с Санкт-Петербургским государственным университетом информационных технологий оптики и техники мы провели совместную дистанционную евразийскую олимпиаду. Более 700 выпускников из Казахстана участвовали, в финал прошли 40 человек. Лучшим и мы, и питерцы даем гранты.
В планах — вхождение в Парк информационных технологий. Известно, что такие парки недостаточно успешны, пока там нет вуза. Это показывает опыт США, Индии: там, где собираются профессура и талантливая молодежь, появляются инфраструктура и производство.
— И, наконец, почему возникла необходимость открытия факультета электронной журналистики?
— Казахстан активно входит в мировое информационное пространство, потому требуются журналисты новой формации.
Комментарии