О целесообразности создания в Казахстане своих социальных сетей.
Любая инициатива в Казнете традиционно начинается с дискуссий на тему: «Зачем это нужно Казахстану?». Дескать, аудитория у нас ограниченная, а следовательно, и притока объемов рекламы ждать не приходится. В результате провинциализм и самоцензура срабатывают безотказно, губя на корню ростки любого отечественного креатива. Это обидно вдвойне, поскольку зарубежный опыт — хоть Facebook, хоть российские Одноклассники.ru или даже Яндекс — демонстрирует примеры начинаний дилетантов: в этих случаях идея и инициатива благодаря глобализации обрастали капиталом, а на смену голому энтузиазму приходила эффективная модель монетизации.
В сетях Рунета…
Не так давно в инфокоммуникационном холдинге «Зерде» пообещали уже в марте презентовать социальную сеть под названием Ilike.kz. В компании уверены, что этот проект будет иметь куда больший успех, чем прежние малосостоятельные попытки создать в Казнете по-настоящему серьезный клиентоориентированный развлекательный проект. В частности, в казахстанском сегменте интернета уже были реализованы такие проекты, как vmire.kz, зарегистрированный в июле 2008 года (увы, побывать на странице этой соцсети нам не удалось, поскольку «произошла ошибка при запросе доменных имен»), dostaryn.kz (ресурс тоже заблокирован) и еще почти два десятка проектов: ct.kz, kiwi.kz, yvision.kz, jnet.kz, idler.idhost.kz, liveinternet.kz, kazkontakt.kz, iloveu.kz, kazakhstanec.kz, nur.kz, birge.kz, homeclub.kz, garm.kz, vseti.kz, resident.kz, sowa.kz, clubby.kz.
Из всего перечисленного можно отметить разве что социальную сеть birge.kz, объединяющую, судя по счетчику зарегистрированных аккаунтов, 40 тыс. человек. По словам менеджера проекта Куаныша Магзуова, проект работает с сентября 2008 года. А самым посещаемым казахстанским ресурсом этой категории является ветка международной социальной сети знакомств mamba.сom: по словам председателя правления компании «Казконтент» Айман Тапиловой, ею охвачено порядка 350 тыс. казахстанцев. Между тем почти по миллиону казахстанцев сидят в социальных сетях Рунета Одноклассники.ru и вКонтакте, а 2,9 млн. — в Моем мире@mail.ru.
…Или под опекой государства?
Председатель правления корпорации «Зерде» Адильбек Сарсенов обещает, что детская и взрослая социальные сети, разработка которых поручена дочернему предприятию холдинга — компании «Казконтент», будут не конкурировать с мировыми брендами, а «интегрировать существующие социальные сети». Правда, и этим проектам свойственны хронические недуги казахстанских инноваций: инициатива спущена сверху («Зерде» — это сто¬процентно государственный холдинг), а деньги на проект выделяются бюджетные.
Главный редактор интернет-газеты www.zonakz.net Юрий Мизинов высказывается против любого интернет-проекта, финансируемого из госбюджета, поскольку «есть куда более насущные проблемы, чем развитие социальных сетей». Президент Казахстанской ассоциации IT-компаний Нурлан Исин, напротив, беседуя с Ф, не исключил: если реализация крупномасштабных проектов в Сети накладна, то интернет-сообществу не следует пренебрегать господдержкой. «Если в Рунете частным компаниям, скажем, Яндексу, удалось практически на голом энтузиазме создать прибыльную компанию, то в Казахстане с нашей плотностью населения это маловероятно», — уверен г-н Исин. По его мнению, прибыльными проекты в казах¬станском сегменте интернета могут стать только в случае стопроцентной интернетизации 16-милионного населения страны.
В настоящий момент, по данным Агентства РК по информатизации и связи, услугами Сети пользуются 32 проц. казахстанцев (с учетом абонентов мобильной связи). Независимая исследовательская компания ICT-Marketing более сдержанна в оценке количества казахстанских пользователей интернета: согласно опубликованному ею в начале года пресс-релизу интернетизация населения страны в конце 2009 года составила 19,8 процента.
Г-жа Тапилова рассматривает появление государства в качестве серьезного игрока Казнета как исключительно положительное явление:
— Практически во всех развитых странах мира на начальном этапе интернет развивался при поддержке государства. Примером тому могут служить Юго-Восточная Азия, Китай, Европа и, конечно, Россия, где в коммерциализации Рунета в конце 1990-х годов не последнюю роль сыграло правительство. Причем, как правило, инвестиции в Рунет приносили косвенную прибыль, скажем так, определенным политическим силам.
— Казнет до недавних пор «жил своей жизнью» и практически не видел крупных капвложений, — продолжает председатель правления «Казконтента». — В результате посмотрите: ежегодно в казахстанском сегменте сети интернет запускается приблизительно 1–1,5 тыс. проектов; только в 2009 году в Казнете было зарегистрировано порядка 10 тыс. доменов. Среди них есть очень интересные проекты — как по своей концепции, так и по разработке и дизайну. Но из-за отсутствия дальнейшего финансирования, технического развития, а также продвижения и популяризации они, к сожалению, обречены на умирание.
Безусловно, хорошая социальная сеть предполагает постоянное расширение мощностей для хранения пользовательских файлов — для этого необходимо 40–50 серверов, уточняет г-жа Тапилова. Проекты социальных сетей «Казконтента», по ее же информации, стартуют с 5–10 серверов. Однако в дальнейшем, с ростом популярности порталов, увеличением объемов контента и числа пользователей, компания готова привлекать дополнительные серверные мощности — от 5–7 серверов в год.
Тем не менее г-жа Тапилова считает, что в данный момент в жизни Казнета наступил час Х для больших инвестиций, по¬скольку в нем накопилась «критическая масса новых идей, полезных наработок и инициатив». «Сегодня и в Казнете можно встретить популярные проекты, финансируемые частными инвесторами», — оптимистично заявляет глава госкомпании.
Не имей сто рублей, а имей сто аккаунтов
Безусловно, создатели социальных сетей, даже если изначально они ставили перед собой цель «просто найти своих одноклассников» или «создать систему для онлайн-общения с такими же, как они сами, студентами», в конечном счете в процессе расширения проекта стремятся его монетизировать. На основе истории создания сети Facebook, к примеру, уже снят голливудский фильм, а создатель проекта, «простой студент Гарварда» Марк Цукерберг, в 23 года стал самым молодым миллиардером. Условно желающих заработать на социальных сетях можно разделить на две группы: тех, кто стремится раскрутить ресурс и заработать на рекламе, и тех, кто ставит перед собой цель продать проект на самом пике популярности.
Собственно, способов коммерциализации соцсетей немного. Это, во-первых, введение платных функций и сервисов и, во-вторых, реклама. Относительно первой стратегии можно сказать, что отдельные соцсети уже имеют неудачный опыт монетизации сервисов и услуг. «Введение платных сервисов в Одноклассниках.ru лишь усугубило недовольство аудитории, — говорит редактор интернет-издания «Соцвестник», специалист по социальным медиа Игорь Денисов. — Проект теряет активную аудиторию и трафик. Полагаю, через год он будет похож на свой прототип — американский Сlassmates.com, о котором мало кто вспоминает. Останутся пенсионеры, продолжающие искать одноклассников, но активной аудитории, которую можно монетизировать, уже не будет».
Мировой рынок рекламы в социальных сетях сегодня принято характеризовать как «бурно растущий». В 2007 году, по оценкам аналитической компании eMarketer, он достиг отметки в 1,225 млрд. долл. США; этот же источник прогнозирует, что к 2011 году его объем составит 3,8 млрд. долларов.
Наши эксперты такими дифференцированными сведениями о рекламных доходах в сети Интернет пока не располагают: по данным статагентства, в 2008 году рекламодатели инвестировали в раскрутку своего бизнеса в Казнете порядка 1,6 млн. долл., «РосБизнесКонсалтинг Центральная Азия» оценивает рынок интернет-рекламы в Казахстане в 2009-м в 3,5 млн. долларов.
На вопрос, нацелены ли проекты «Казконтента» на получение прибыли, его руководитель пока дает обтекаемый ответ:
— Монетизация казахстанской социальной сети обязательно предусмотрена. Конечно, это будет медийная реклама, ориентированная на целевую аудиторию, SMS-сервисы и другие технологии коммерциализации…
Однако г-жа Тапилова тут же оговаривается, что, к примеру, разрабатываемая детская соцсеть — это социально значимый проект, поскольку «сегодня для казахстанских детей в Сети практически нет адекватного контента», а потому прибыль во главу угла в данном случае не ставится, разве что косвенная.
В ходе обсуждения перспектив создания национальных социальных сетей звучало немало пожеланий создать проект, который бы не копировал вчерашний день зарубежных аналогов, а предложил бы казахстанским пользователям «конкурентные преимущества». Причем г-н Сарсенов ратовал за то, чтобы объединить на базе казахстанского интеграционного ресурса несколько сетей — Facebook, «Мой мир», «Одноклассники» и т.д. Сегодня, когда концепция социальной сети Ilike.kz частично обнародована, очевидно, что интеграционная модель в том виде, в котором ее предполагал председатель правления холдинга «Зерде», не состоялась — вероятно, прав был эксперт и сопредседатель оргкомитета конкурса «Национальная интернет-премия AWARD.KZ» Александр Ляхов, утверждавший, что эта инициатива натолкнется на «непонимание» владельцев вышеозначенных сетей. Тем не менее г-жа Тапилова обещает, что новая казахстанская социальная сеть будет интегрировать «популярные порталы Казнета» — на персональной страничке пользователя можно будет разместить их виджеты, следить за последними обновлениями порталов, получать сообщения из других интернет-ресурсов.
Удалось нам прояснить и перспективы создания национальной поисковой системы — очередного, казалось бы, авантюрного проекта, призрак которого витает сегодня в Казнете. Г-н Сарсенов, в частности, сообщил Ф: «посовещавшись с представителями IT-сообщества», в холдинге пришли к выводу, что раскрутка такого проекта была бы преждевременной, однако подчеркнул, что «Казнет, безусловно, нуждается в гораздо более глубокой индексации своих ресурсов», чем готовы предложить те же Google и Яндекс.
Г-жа Тапилова тоже считает, что создавать национальный поисковик для 36 тыс. доменов, зарегистрированных и действующих в Казнете, нерентабельно, однако не стала скрывать, что контент на казахском языке нуждается в лингвистической поддержке. «Существующие поисковики (Google, Яндекс) осуществляют поиск на казахском языке не вполне корректно, особенно, когда им задаешь предложения», — заключает председатель правления компании «Казконтент».
Комментарии