Шавхат Утемисов: Построить конкурентоспособное общество можно только на фундаменте электронной инфраструктуры
Интервью с депутатом Мажилиса Парламента РК, членом Комитета по экономической реформе и региональному развитию Шавхатом Утемисовым о пользе развития электронного правительства в Казахстане.
Пять лет назад, когда программа по формированию «электронного правительства» только стартовала, никто и не верил в реальность автоматизации столь необходимых населению сервисов: слишком мал был процент проникновения интернета, высока цена за такие преимущества и «затверделым» казалось сознание масс. К тому же нашлось немало «экспертов», уверявших, что тратить бюджетные деньги на поддержку «эфемерных» порталов — роскошь. На этапе подготовки
…Пройдя большой инфраструктурный путь,
— Шавхат Анесович, развитие
— Не соглашусь. За пять лет в рамках соответствующей программы сданы в промышленную эксплуатацию базы данных «Регистр недвижимости», «Физические лица», «Юридические лица», «Адресный регистр», активно функционирует единая точка доступа к государственным услугам —
Создаются все условия для того, чтобы и государство, и население, и бизнес реализовывали свои интересы на основе информационно-коммуникационных технологий. Так, граждане могут, избегая очередей, прямых контактов с чиновниками (а значит — и коррупционных соблазнов), получать необходимые справки. Предприниматели — уплачивать налоги и сдавать отчетность, не выходя из офиса.
Через
Казахстан сейчас находится на третьем этапе развития
Таким образом, все, что необходимо для полноценного использования виртуальных предложений, у нас есть. Осталось подкрепить практическое внедрение правовыми основами.
— Полагаю, для этого и был разработан законопроект. Какие конкретно цели он преследует?
— Вносятся изменения в два кодекса и 11 законов. Существенно расширяется понятийный аппарат: мы даем определения таких понятий, как оператор платежного шлюза, электронные услуги, их стандарт, регламент и, собственно,
Законопроект предполагает законодательное закрепление использования электронных документов в ряде сфер, в том числе в судебном и архивном делопроизводстве, определение их одинаковой юридической силы с документами на бумажном носителе, вводит нормы, устанавливающие возможность для совершения сделок, выдачи доверенностей в
Безусловное новшество — правовая база для функционирования системы
Мы искренне надеемся, что введение системы
…В целом я считаю, принятие законопроекта станет важным шагом на пути к «безбумажному» информационному обществу, поскольку госорганы будут обязаны предоставлять услуги в электронном виде и осуществлять свои функции с применением
— Если
— Для государственных закупок электронный формат должен быть обязательным. При обычной процедуре — и это не секрет — заказчик может влиять на процесс, вплоть до создания условий аффилиированным лицам и установления цены «по договоренности». В ЭГЗ происходит «эффективный выбор поставщика», поскольку все автоматизировано, исключен пресловутый человеческий фактор.
С первого января по май текущего года на сайте: www.goszakup.gov.kz зарегистрировано более 60 тысяч участников. Примечательно, что 19 тысяч из них — индивидуальные предприниматели. При прежнем формате их документы просто-напросто не рассматривали, а сегодня ИП могут делать ценовые предложения и выигрывать конкурсы, что в
Конечно, не исключаются сложности: поставляемая продукция может быть не самого высокого качества, а благодаря расширению доступа и равным условиям, победителем может стать юридическое лицо с «базой» за пределами области. Предъявлять ему претензии, находясь за сотни километров, — проблематично…
Не стоит забывать и о таком немаловажном положительном эффекте от внедрения ЭГЗ, как экономия бюджетных средств. За период с января по май было проведено свыше 220 тыс. электронных лотов, на которые предполагалось потратить 22 млрд. тенге. В итоге удалось сэкономить 4,6 из них.
— В «пилотной зоне» Министерства финансов в настоящее время идет апробация электронных конкурсов. Однако подобный опыт — в новинку не только для нас, но и для всего мирового сообщества…
— С одной стороны, хорошо, когда мы лидируем в
— А должен оставаться выбор — бумажный вариант или электронный?
— Раз мы систему внедрили, надо продолжать идти по этому пути. Но модернизируя, совершенствуя ее, на ходу реагируя на изъяны.
Сейчас все еще продолжается процесс становления. Необходимо, чтобы каждая сторона четко выполняла возложенные на нее функции. Если заказчик выбирает поставщика, то не мудрит, а делает это объективно. Если предприниматель поставляет продукцию, то тоже не пытается демпинговать, «подсовывать» некачественный товар. Госорганы в свою очередь должны обеспечивать техническую сторону, чтобы как можно меньше претензий было на срывы и «зависания» портала.
В целом же ЭГЗ в системе «электронного правительства» — это большой шаг вперед.
— Об «электронном правительстве» часто говорят: «дорогая игрушка». В кризис многие программы были свернуты, и в частности по снижению информационного неравенства, однако финансирование
— Вы совершенно правильно поднимаете вопрос. До кризиса, пока не начались сложности с бюджетированием, была проделана большая работа по устранению информационного неравенства. Я думаю, эта программа во многом стимулировала людей самостоятельно осваивать компьютер, как, впрочем, и возможность оплачивать коммунальные услуги через итернет, а также другие плюсы
…Мы должны учитывать тот факт, что еще не везде есть доступ во Всемирную сеть. Хотя специалисты Министерства связи и информации и уверяют: 99% школ уже подключены к интернету. Согласно планам ведомства в ближайшем будущем жители любого населенного пункта смогут оценить преимущества даров цивилизации.
Обеспечение граждан и организаций быстрым и качественным доступом к государственным услугам, повышение эффективности функционирования госорганов объявлены в Казахстане приоритетными задачами в рамках построения конкурентоспособного общества. И построить его можно только на фундаменте развитой электронной инфраструктуры.
Комментарии