Варианты наращивания казахстанского контента
Интервью с Маратом Мулкубаевым, инициатором создания Пиратской партии Казахстана, о способах увеличения казахстанского контента в интернете.
Марат Мулкубаев, инициатор создания Пиратской партии Казахстана, поделился своими соображениями насчет увеличения казахстанского контента в интернете.
— Что такое казахстанский контент и как его увеличить?
— Для меня казахстанский контент — это созданное всей страной. Новости и то, что пишут журналисты — лишь маленькая толика огромного массива. Сюда входят кино, живопись, музыка, библиотечные фонды, научные работы и исследования, рукописи, фотографии, архивы — в общем все, что вносит вклад в мировую культуру и глобальные знания в самом широком смысле слова.
Задачей настоящего момента является перевести все это в свободный доступ через интернет. Кембриджский университет, например, на деньги спонсоров (предоставили 1,5 млн. фунтов стерлингов) с помощью компании Google оцифровывает древние манускрипты и делает их доступными для пользователей Сети. А у американского патентного бюро договор с Google что на всеобщее обозрение выставят 10 млн. патентов. Это ведь важно, в каком направлении развивается научная мысль. Вообще одно из направлений деятельности пиратских партий — это обеспечить максимальный доступ пользователей ко всему тому, что находится у государства.
В первую очередь, контент составляет то, что важно и интересно. Теперь как его увеличить. Сейчас главными видятся два пути. Первый — это присоединение к сообществу Creative Commons (свободное право), куда на данный момент уже вступили 53 государства (последним участником недавно стал Вьетнам). Лицензии CC уже разработаны и там ничего придумывать не надо. Там есть определенные ограничения, но главное, что автор сам может перевести свою работу в состояние «общественное достояние». И авторство всегда признается — сколько его ни копируй.
Второй путь — это сделать несколько изменений и дополнений в наше законодательство. Пираты во всем мире выступают за сокращение срока авторского права с 70 лет после смерти до 5. По программному обеспечению вообще предлагается 10 лет с того момента, как оно создано («Майкрософт» уже не поддерживает свои программы, которые отработали десять лет). Нужно ввести такое понятие как «общественное достояние». По сути это те же законы, которые предлагает Creative Commons, только введенные на местном уровне. Потом мы все равно выйдем на общий мировой вектор.
Казахстан подписывал договора об авторском праве как правопреемник Советского Союза. Поэтому надо высвободить ту энергию, которая была заложена в СССР. Это наиболее реально. Есть ведь много книг, которые в советское время так и не вышли, или не достигли своей аудитории. В Казахстане наверняка есть хорошие художественные фильмы, которые и в годы СССР не показывали. Все надо оцифровать и выложить. От научных работ по теоретической физике до фонограмм из государственных архивов. Людям не надо будет ехать за редкой книгой в библиотеку и потом ждать два часа, пока ее найдут. А уже на этом материале будет создаваться новый продукт.
Есть авторы, которые сами готовы бесплатно выложить свои работы в интернет, но нет такого понятия как «общественное достояние». Уверен, что многие из ныне живущих композиторов и писателей будут рады воспользоваться такой возможностью. Нужно только в законодательстве решить вопросы так, чтобы при предоставлении продукта учитывались интересы всех участников творческого процесса с одной стороны и пользователей с другой. Сейчас ведь как получается: компания, создавшая фильм «Аватар» заявляет, что много потеряла от пиратских копий и скачиваний. Но ведь интернет дал ей большую рекламу и промоушен (а он получается мощнее, чем в традиционных СМИ). Когда на Западе в суде доходит до претензий, то фирмы-производители не могут предоставить методику, по которой они рассчитывают свои потери. Прибыли компаний может быть и падают, зато доходы сценаристов, режиссеров и других специалистов, которые в основном трудятся при создании фильмов — растут. Так что здесь надо разбираться.
Или взять ситуацию с казахским языком. Переводчик Google использует 58 языков, в том числе и такие как сербский, азербайджанский, македонский. Конечно, перевод грубый, но смысл понять можно. Если государство действительно заинтересовано в развитии языка, пусть пригласит специалистов из этой компании или из нескольких (чтобы не было монополизма) и предоставит им словари и учебники казахского языка в цифровом виде, а те уже проведут техническую работу. Таким образом, в казахстанском контенте возрастет доля государственного языка и вообще его использование станет шире. Здесь ведь нужно только проявить политическую волю и заинтересованность, обеспечить финансирование (государственные или частные деньги). А потом в Сети появится песня Розы Рымбаевой «Алия» и расширится ее аудитория.
— Какие законодательные изменения нужны для этого? Есть ли аналогичные прецеденты в других государствах?
— Борьба за авторские права — это не вопрос Казахстана, она идет на мировом уровне. Фактически происходит схватка за будущее интернета — он будет платным или бесплатным. Одни патентуют все подряд — от салатов до лекарств, и пытаются ограничить доступ под предлогом защиты авторских прав, другие продвигают «общественное достояние», чтобы развитие шло эффективнее и гармоничнее. Пиратское движение — оно ведь не на ровном месте появилось. Нужно двигаться по тому пути, каким идет весь мир. Украина, Грузия, Азербайджан, Армения, Эстония уже начали процесс «партирования» Creative Commons. Повторю еще раз, там при всей свободе копирования авторство создателя обязательно сохраняется. Продукт используют без согласия автора, но со ссылкой на него.
В России, представитель СС работал два года, но в конце концов ничего там пока не получилось. Приглашающая сторона — издания, фонды, отдельные люди. Функционер Creative Commons провел серию круглых столов, где объяснял, почему это важно для самой России и мира — открывается очень большой объем ценной информации. В итоге, приглашающая сторона в неудаче винит государственные структуры — не получилось провести большое количество согласований и изменений в законодательстве (не справились с бюрократической машиной). Госорганы считают, что основатель СС их подвел. В общем, не получилось.
Нужно провести большую встречу с участием авторов, СМИ, государственных органов (министерства юстиции, информации и связи), юристов, законодателей, пригласить людей из Creative Commons и детально, пошагово разобраться с вопросом «общественного достояния». Потом выработать устраивающий все стороны алгоритм и резко нарастить казахстанский контент. А то получается, что государственный холдинг «Казконтент» создали, я на днях заходил на их сайт — последние новости там про Наурыз.
Комментарии