На интернет-безрыбье
Развитие в Казнете журналистского творчества: блоггинга, аудио- и видеоподкастов, интернет-радио и телевидения.
Уже год как в Казахстане публикации в интернете стали считаться средством массовой информации. В новых условиях жизнь общественно-политических СМИ идет своим чередом, но в Сети все более активно развиваются новые виды журналистского творчества, такие как блоггинг,
Прошедшее не так давно в Алматы мероприятие BarСamp 2010, собравшее молодых казахстанских блоггеров, позволило взглянуть на коммерческую сторону интернет-журналистики. Одной из тем обсуждения стал вопрос о возможности размещения рекламы в блогах. Естественно, нашлись как противники, так и сторонники этой идеи.
В последние годы блоггерство приобрело статус чуть ли не альтернативной, гражданской журналистики. На раскрученные блоги могут быть подписаны тысячи пользователей, а уровень доверия к таким ресурсам нередко выше, чем к обычной прессе. Что уж говорить, если нередко в последнее время традиционные СМИ начинают ссылаться на мнение блоггеров. Безусловно, такие площадки являются лакомым куском для рекламодателей. Одно дело если скажут «товар N очень хорош» по телевизору, и совсем другое, если об этом же заявит известный блоггер, чье мнение является авторитетом. Поэтому одни заняли позицию, что блог — это в первую очередь независимая журналистика, которой занимается неподкупный автор. Другие ничего плохого в рекламе в интернет-журналах не увидели. Правда, такой спор в условиях Казахстана носит исключительно теоретический характер. Потому что наши блоги к авторитетным источникам информации можно отнести в самую последнюю очередь, здесь в основном специалисты обсуждают проблемы Казнета. Здесь нет авторов, способных владеть умами и обладающих тысячами подписчиков. И, тем не менее, вопрос поставлен и на него нужно ответить. Тем более что в последнее время все чаще появляются мнения о близком конце эпохи печатных СМИ. Согласно им интернет в перспективе может перетянуть на себя всю читательскую и зрительскую аудиторию, а также и рекламные деньги.
Однако такой прогноз явно преждевременен, ситуация гораздо сложнее. Падение тиражей и доходов традиционных СМИ происходит везде в мире, и интернет играет в этом определенную роль. Гораздо проще получить информацию из Сети, чем покупать много изданий. Но здесь возникает проблема качества информации и ее количества. В том же российском интернет-пространстве, в котором по большей части и обитают казахстанцы, сотни тысяч сайтов занимаются сбором и поиском уже готовой информации.
Издательский дом «Коммерсантъ» уже давно начал бить тревогу, опубликовав несколько статей о повальном плагиате в Сети. Причем в одной рассказывалось, что многие сайты оснащены роботами, ищущими, перерабатывающими и публикующими информацию. В другой статье говорится, что в Сети первичный контент, который потом перепечатывается на тысячах сайтов, составляет доли процента. Все остальное журналисты метко назвали «розовым шумом». Такое положение вещей складывается не в пользу
Справедливо другое. Действительно, интернет преобразовывает СМИ. В будущем они не будут работать так, как работали веками. Очевидно, будет происходить срастание традиционных СМИ и Сети, где будут появляться не только «клоны» обычных изданий, а они приобретут новые формы. Скажем, уже сейчас крупнейшие газеты США помимо обычной редакции имеют штат, который создает уникальный продукт в Сети. Но и то и другое — это одна и та же газета.
В Казахстане — своя уникальная ситуация. При всем том, что мы являемся частью российского интернета, и на нашем пространстве происходят определенные движения. Например, появляются коммерческие проекты по созданию разных форм
Несмотря на то, что недавние поправки в законодательство приравняли все интернет-ресурсы к СМИ, счетчики Казнета
Эксперты отмечают, в Казахстане достаточно много онлайн-ресурсов, которые можно отнести к новостным или информационным порталам. Правда, качественные издания, которые пользовались бы популярностью, можно по пальцам пересчитать. Большинство занимается перепечаткой имеющихся в Сети материалов, рассчитывая на получение прибыли от размещения баннерной рекламы. Но они, как правило, не пользуются большой популярностью. Лидерами посещений являются те ресурсы, для которых пишут настоящие журналисты. И, если судить по рейтингам, к таким можно отнести издания Nomad.su, Zonakz.net, Gazeta.kz, Today.kz, Vesti.kz и некоторые другие.
Можно ли в Казахстане сделать в интернете коммерчески успешный информационный проект? Так, бывший главный редактор российского портала Утро.Ру Михаил Гуревич утверждает, что коммерческий успех интернет-издания возможен лишь при наличии минимум десятков тысяч постоянных пользователей. Наши же порталы такими результатами похвастаться не могут, но полагают, что в этом нет необходимости. Главный редактор портала Today.kz Адиль Каукенов считает, что «российская специфика такова, что там гораздо ниже тарифы на интернет, а количество жителей выше в десять раз. Поэтому следует и требования к сайтам уменьшить в десять раз. И там, где россиянам необходимы десятки тысяч посетителей, нам довольно нескольких тысяч. Дело в том, что Россия огромная, и рекламодатель надеется охватить всю территорию. И если ресурс может предложить несколько тысяч человек аудитории, да еще и сконцентрированной в одном регионе, то он для рекламы просто не интересен. Наши же компании осознают масштабы, а потому им достаточно показателя в три тысячи посетителей и выше, чтобы заинтересоваться площадкой». По данным независимой исследовательской компании
Так или иначе, финансовые вопросы являются главной проблемой для интернет-порталов. И не только для тех, кто работает автономно, не имея дополнительной денежной подпитки, но и для ресурсов, входящих в те или иные холдинги. Скажем, главный редактор сайта Gazeta.kz (один из проектов информационного агентства Kazakhstan Today) Алена Аукенова отметила, что и для их редакции основная проблема упирается в финансовую составляющую: «С одной стороны, при достаточно высокой посещаемости и грамотном развитии инструмента обратной связи можно иметь бесплатный контент от своих пользователей, пресс-служб госорганов и компаний, с другой — профессиональные подходы, оценки, описания и анализ, в конце концов, колумнистику и стрингерство никто не отменял, если сайт хочет называться настоящим СМИ. А за профессиональный подбор, заказ и редактирование контента необходимо платить». Между тем собеседница отметила, что аудитория их сайта в целом составляет от 6 до 10 тысяч посетителей в сутки, тогда как на выходные и праздники идет естественный отток, процентов на
Проба пера
Но если проблемы существуют даже у сетевых газет, хотя они по своей организации близки к традиционным, а потому привычны аудитории, то что уж говорить о новых видах журналистики, существующей в Сети? О блогах мы уже сказали, хотя справедливости ради нужно указать на редкие исключения, которые лишь подтверждают правило. Так, изначально на получение прибыли был ориентирован блог журналиста Андрея Съедина. Его целевая аудитория — современная молодежь. А потому и тематика соответствующая — заметки о ночной жизни, рецензии на новые клубы, магазины и рестораны и т. п. Когда мы предположили, что блог в Казахстане не может приносить существенной выгоды,
Ну а самыми нерентабельными можно назвать мультимедийные
Нет пока перспектив и у казахстанского интернет-телевидения. Хотя
Теперь моя студия объединилась с блог-платформой Yvision.kz, и мы запустили блог-телевидение. Мы взяли лучшее от
Не имеют пока перспективы и такие виды интернет-журналистики, как
В целом, можно сказать, что интернет-журналистика Казахстана делает лишь первые шаги. Журналисты и любители пробуют новые способы передачи информации, но пока о серьезных изменениях говорить рано. Во многом развитие таких проектов зависит от коммерческой составляющей. Но за редким исключением, интернет-проекты живут лишь за счет энтузиастов. Безусловно, на это есть свои объективные причины, например, высокие тарифы на интернет и сравнительно небольшая аудитория. Хотя последнее является наименьшим препятствием, ведь для
Комментарии