Интернет-барахолка
Активному развитию web-торговли в Казахстане препятствует недоверие к ней со стороны потенциальных потребителей.
Активному развитию
Количество интернет-магазинов в нашей стране пока измеряется десятками, но наблюдается тенденция роста их количества. На начало прошлого года их было более 30, сейчас уже минимум в два раза больше, и это не предел. Увеличение числа таких точек продаж связано в первую очередь с ростом интернет-аудитории в Казахстане, что означает увеличение спектра потенциальных покупателей. «По мнению экспертов, только при преодолении
Традиционно наиболее популярными товарами для покупки через интернет являются книги, журналы, DVD, программное обеспечение, потребительская электроника, а также оплата услуг связи. Кроме того, у нас представлены магазины, специализирующиеся, например, на продаже одежды и мебели. «Основными покупателями интернет-магазинов по большей части являются люди, ведущие активный образ жизни, которые не могут найти время на хождение по обычным магазинам. Зачем ходить и искать, когда есть большой выбор в одном каталоге и можно сделать заказ в обеденный перерыв, сидя за рабочим компьютером. Чаще это мужчины
При этом в Казахстане полноценных интернет-магазинов, где можно совершать покупки, немного, большей частью представлены интернет-витрины. Магазины не только активно открываются, но также часто уходят с рынка
Облегченная версия
Как отметил руководитель интернет-магазина Flip.kz Александр Соколов, судя по объему продаж, можно сделать вывод, что кризис никак не повлиял на бизнес компании. С ним согласны и другие участники рынка. В компании
Чаще всего такие сайты открываются как электронная версия традиционного магазина, подобного, например, интернет-магазину «Планета электроники». Однако есть и такие, для кого именно интернет является основным каналом продаж, как, например, в магазине Flip.kz. «В августе 2009 года мы открыли офис в Алматы. На 2010 год у нас планы по расширению алматинского офиса и открытие офиса в Астане. Мы открываем наши представительства в разных городах, для того чтобы сократить срок выполнения заказа и улучшить качество услуг в городах, которые являются лидерами по объему продаж», — делится планами
У интернет-магазинов есть очевидное преимущество — для них не требуются торговые площади, аренда помещений, содержание большого штата сотрудников: продавцов, кассиров, обслуживающего персонала, охранников — все это существенно влияет на цену.
Отсутствие издержек на содержание розничного магазина позволяет предлагать покупателям товары со скидкой, иногда
Стоимость создания интернет-магазина зависит от того, создается ли он как дополнительный торговый канал уже существующей торговой точки или нет. «При открытии интернет-магазина »с нуля« необходимы не только расходы на разработку и поддержание сайта, но и на покупку товаров, рекламу, покрытие административных издержек и так далее», — говорит
Большинство руководителей интернет-магазинов признаются, что удовлетворены уровнем продаж и считают этот бизнес перспективным. «Количество пользователей www.ogogo.kz постоянно растет, — говорит директор этого интернет-магазина Ассоль Коровицына. — Согласно данным Google Analytics, за последний месяц число уникальных посетителей составило около 4000 человек, из них около 10 процентов зарегистрировалось и пять процентов сделали покупки».
Вместе с тем само по себе открытие виртуального магазина ничего не значит. Их численность быстро меняется
В начале года портал NUR.KZ запустил интернет-аукционы, а чуть позже создал портал Shop.nur.kz. Предполагается, что эта площадка сведет интернет-пользователей и интернет-магазины, что обеспечит последним дополнительную аудиторию, а потребителям — более широкий выбор. «Мы считаем этот рынок очень перспективным в пятилетнем промежутке и хотим занять эту нишу. С учетом наличия хорошего технического решения мы нацелены очень амбициозно», — говорит директор интернет-портала NUR.KZ Василий Ульянов. Он отмечает, что на данный момент к площадке подключено 17 магазинов и планируется увеличить это количество до 100 в течение года.
В этом секторе работает и «Казкоммерцбанк». В его интернет-гипермаркете www.homeshop.kz представлено более 202 000 товаров и услуг с online-оплатой. Как отмечают создатели портала, сегодня в Homeshop.kz около 200000 визитов ежемесячно и совершается примерно 1000 покупок. Причем число посещений растет на 20% в среднем в месяц.
Тест на доверие
Несмотря на то, что этот рынок постепенно расширяется, его нельзя назвать активным, и о какой-либо конкуренции здесь никто не говорит. Среди сдерживающих факторов можно отметить небольшую интернет-аудиторию в Казахстане, при этом только
Однако главным негативным фактором, который отметили все наши собеседники, является недоверие потребителей к такому виду магазинов. Часто казахстанцы боятся, что их обманут. «Многие наши клиенты признавались, что не верили в то, что их заказ будет доставлен, и заказывали из любопытства, доставят или нет», — говорит Александр Соколов.
«Думаем, принятие закона об электронных деньгах даст большой импульс для развития интернет-магазинов, — считает Ассоль Коровицына. — Ведь данная ниша в Казахстане в основном представлена энтузиастами. И принятие закона будет стимулировать отечественные компании вести электронную коммерцию. Электронные деньги дадут еще большую уверенность клиентам за счет многоуровневой защиты. Пополняясь участниками, этот рынок будет создавать большой резонанс, что приведет к устойчивому развитию отечественных интернет-магазинов». При этом она считает, что на казахстанских начинаниях может плохо сказаться вступление в Таможенный союз, что обострит конкуренцию с более развитыми магазинами России и Белоруссии.
«Мы ожидаем достаточно динамичного развития этой сферы в Казахстане в будущем. Основными драйверами развития рынка будут рост интернет-аудитории и активное освоение ниши интернет-бизнеса уже существующими торговыми сетями (что мы сейчас и наблюдаем), — отмечает в свою очередь Наталья Оспанова. — Это подтверждают и оценки российских экспертов: развитие крупных интернет-магазинов, в том числе работающих от известных торговых сетей (например, торгующих электроникой), в большей степени влияет на развитие рынка интернет-торговли в России в целом. Средняя выручка российских интернет-магазинов, которые работают от существующих торговых сетей, гораздо выше, чем самостоятельных интернет-магазинов».
Нужно отметить, что даже в развитых странах удельный вес рынка интернет-торговли в общем объеме розничных продаж крайне невелик, поэтому не стоит ждать, что интернет-магазины полностью вытеснят традиционные каналы продаж.
Комментарии