Синий экран спада
Состояние казахстанского рынка персональных компьютеров в период кризиса.
На рынке персональных компьютеров в этом году будет зафиксирован самый большой спад с 1996 года. Однако ситуация в последние месяцы начала улучшаться, и участники рынка полны оптимизма.
Реакция казахстанского рынка персональных компьютеров (ПК) на кризис была неоднозначной. Влияние первой волны кризиса, начавшегося у нас осенью 2007 года, было не очень сильным. По данным компании IDC Kazakhstan, в 2008 году рынок продаж ПК упал всего на 2,5% по сравнению с пиковым 2007 годом по количеству проданных компьютеров и на 6,2% в денежном выражении. В абсолютных цифрах объем рынка составил 461,4 тыс. ПК, или 387,5 млн. долларов. А вот влияние второй волны кризиса (осень 2008 года) оказалось более сильным. По оценке IDC, в 2009 году рынок может упасть более чем на 20% по сравнению с годом предыдущим. «Это связано, прежде всего, с общей экономической ситуацией в стране — в 2009 году началось хоть и небольшое, но падение экономики, и это сразу отразилось на рынке ПК. Наблюдения показывают, что этот рынок очень чувствителен к положительной (или отрицательной) динамике в экономике: если экономика растет, то рынок ПК растет гораздо быстрее, и наоборот», — отмечает старший аналитик IDC Kazakhstan Андрей Верховод.
В период падения на рынке усилилась конкуренция, и среди компаний, которые остаются в выигрыше, — те, кто имеет диверсифицированный бизнес. При этом от более сильного спада продаж игроков спасли интерес потребителей к ноутбукам и госзаказы.
Ноутбуку кризис не страшен
В Казахстане, как и во всем мире, основной тенденцией последних лет на рынке ПК является сдвиг спроса в сторону ноутбуков. Андрей Верховод отмечает, что кризис почти не повлиял на этот процесс ни у нас, ни в других странах. «Однако в Казахстане эта тенденция имеет свои особенности — в нашей стране переход на ноутбуки не такой агрессивный, как в Западной Европе или даже в России. Так, например, если в 2008 году ноутбуки занимали около 63% всего рынка ПК в Западной Европе и 49% рынка ПК в России, то у нас этот форм-фактор занимал около 31% всего рынка ПК», — говорит
Например, сегмент ноутбуков в 2008 году был единственным из трех, где поставки росли. Его объём составил 142,3 тыс. штук, что соответствует ежегодному росту на 26,3%. Таким образом, ноутбуки стали основным двигателем рынка ПК в Казахстане. В то же время в прошлом году сегмент настольных компьютеров сократился на 11,7% и составил 312,2 тыс. штук. Объем поставок серверов в Казахстан, по сравнению с очень успешным 2007 годом, уменьшился на 2,2% и составил 6,8 тыс.
Коммерческий директор Glotur Production Юрий Кулиняк также отмечает рост спроса на ноутбуки: «Ноутбуки и настольные компьютеры хорошей комплектации сейчас начинают выравниваться по цене. При этом по функциональности ноутбуки не уступают настольным компьютерам. Последние сейчас покупают в основном компании, где есть потребность в дешевых, недорогих конфигурациях, а те, кто может позволить себе более дорогие, предпочитают покупать лэптопы».
Как сказал
Глава
Розничный рынок
Еще одним поддерживающим фактором для рынка стали государственные заказы. Традиционно государство играет значительную роль на рынке ПК в Казахстане — прежде всего за счет крупных проектов в госсекторе и секторе образования, финансируемом за счет государства. «Например, крупные проекты, связанные с компьютеризацией школ в 2008 и в 2009 годах, сыграли значительную положительную роль на рынке ПК в прошлом году и продолжают играть в текущем. Фактически проекты, проведенные в госсекторе, не дали обрушиться рынку ПК в 2008 и заметно поддерживают его в этом году», — говорит Андрей Верховод.
Например, в Glotur Production, позиционирующей себя как корпоративно-ориентированная компания, отметили, что госорганизации занимают примерно 80% продаж.
В этом году поддержка государства начала ослабевать вместе с остальным корпоративным сектором
«Несмотря на снижение динамики в корпоративных сделках, мы отмечаем неослабевающую покупательскую активность в розничном сегменте. Сегодня вниманию покупателя предоставляются не только интересные ценовые предложения, но и внедрение программ лояльности в формате кредитования потребителя, без предоплаты и переплаты, гарантированных подарков и обязательного сервиса», — рассказывает
Есть смысл побороться
Андрей Верховод отмечает, что на рынке ПК в Казахстане сильны как международные компании, так и отечественные сборщики. В 2008 году, в частности, отечественные компании
«Сейчас даже у нацкомпаний, крупного бизнеса, банков спрос смещается в сторону компьютеров, собранных на территории Казахстана. Многие компании уходят от »белых« компьютеров (брэнднеймов), которые значительно дороже при той же гарантии три года, и больше доверяют ведущим казахстанским компаниям. По цене наши компьютеры выигрывают, поскольку получаются примерно на 30% дешевле. Кроме того, «белые» компьютеры тяжело поддаются апгрейдированию, в отличие от тех компьютеров, которые собираются внутри страны. Сейчас кризис, все пытаются экономить, поэтому развивается такая тенденция, и она нас радует», — говорит Юрий Кулиняк.
При этом, когда начал чувствоваться спад продаж, конкурентная борьба заметно усилилась и активизировались как отечественные, так и зарубежные игроки. Как рассказал
Дела народные
Несмотря на временные трудности, рынок персональных компьютеров сохраняет большие перспективы на ближайшие годы. Значительная недонасыщенность является одним из основных двигателей роста рынка ПК в Казахстане. «Нам было, есть и будет куда расти ближайшие несколько лет», — считает Андрей Верховод. Он приводит такой пример: даже на сверхнасыщенный рынок ПК Германии в 2008 году было поставлено 146 ПК на каждую тысячу жителей, у нас — 30. Андрей Нижников отметил, что по официальной статистике, около 16% семей имеют у себя дома компьютеры, что сохраняет хорошие перспективы для развития отрасли примерно на 10 лет.
Ильяс Ахинов приводит и другой пример: «Страны Прибалтики, такие как Латвия, Литва, Эстония, где общее население составляет около семи миллионов человек, потребляют в два раза больше компьютерных продуктов, чем вся Средняя Азия (Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Казахстан), где общее население составляет 60 миллионов человек. Связано это с тем, что большинство населения не урбанизировано и не имеет доступа к таким средствам связи, как интернет. Кроме того, большая часть населения имеет низкий уровень дохода».
Реализовать этот потенциал предполагалось с помощью программы «Народный компьютер». Этот проект инициировало Агентство информатизации и связи при участии «Казпочты» и ведущих компьютерных компаний страны, он предполагал выпуск дешевых компьютеров. Однако пока проект не получил практического воплощения. «Планировалось, что человек приходит в отделения «Казпочты» и заказывает себе компьютер, условно за
Новый хороший год
Участники рынка рассказывают, что наиболее тяжелым было начало 2009 года, но сейчас ситуация улучшается. «По оценочным данным, рынок персональных компьютеров в Казахстане за первое полугодие текущего года сократился более чем на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но при положительной динамике роста продаж во втором полугодии данная цифра будет выглядеть более оптимистично», — отмечает директор представительства компании Acer CIS Inc. в Казахстане Виталий Шевцов. Юрий Кулиняк отмечает, что в начале этого года наблюдалось падение продаж примерно на 30%: «Но с лета продажи начали расти, и сейчас мы примерно на уровне осени прошлого года».
Более оптимистичные прогнозы участники рынка делают на следующий год. 2009 — год падения рынка, по всей видимости, сильнейшего за все время наблюдений IDC за рынком ПК в Казахстане (с 1996 года). Однако в IDC считают, что в 2010 начнется его восстановление. «Не очень быстрое, но быстрее, чем предполагаемое восстановление всей экономики. Прежде всего, за счет опережающего роста рынка ноутбуков, которые становятся все более популярны в нашей стране, причем не только в потребительском сегменте, но и на проектном рынке», — говорит
В Samsung Electronics Kazakshtan прогнозируют в 2010 году оживление корпоративного рынка и увеличение продаж официальных представительств иностранных компаний. В Samsung это связывают с ужесточением таможенного контроля в рамках Таможенного союза и последующим сокращением неофициального канала импорта из Дубая и других регионов.
Комментарии