Лучше купюра в руке, чем кошелек в интернете?
О проблемах внедрения системы электронных денег в Казахстане.
Электронные деньги в Казахстане как бы есть, и в то же время их как бы нет. Пользователей системы электронного расчета сегодня насчитывается около 200 тысяч. Но большинство казахстанцев все еще с трудом воспринимают само понятие «электронные деньги».
Факторов, тормозящих внедрение системы электронных денег, на сегодня всего два. Первый — реальное отсутствие закона об электронных деньгах. Второй — у отечественных банков ныне туго с деньгами для новых проектов. Но и в первом, и во втором случаях, уверяют специалисты, положение не безнадежно.
Что касается законопроекта, то у специально созданной рабочей группы на его разработку ушло около двух лет. Правда, законопроект, регулирующий вопросы обращения электронных денег, а также вносящий ясность в понятие WebMoney, уже представлен на рассмотрение правительству, что вызывает у разработчиков некоторый оптимизм. Проект уже прошел процедуру согласования в государственных органах. К весне следующего года ожидается его принятие.
«Закон об электронных деньгах в Казахстане нужен, — утверждает генеральный менеджер казахстанского филиала CNP Processing GmbH, член рабочей группы по подготовке законопроекта «Об электронных деньгах» Константин Горожанкин. — Ведь на сегодня в республике нет легализованных электронных денег. Пока среди стран СНГ такие законы приняты только в Беларуси и Украине. Юридическая неопределенность очень сильно тормозит процесс создания собственных электронных титульных знаков, номинированных в тенге».
Дело в том, что в системе электронных денег обращаются учетные единицы, выпущенные самой системой. Электронные деньги в полной мере нельзя расценивать ни как безналичные, ни как наличные. При этом каждый пользователь в любой момент может обратиться к системе и обменять имеющиеся у него электронные деньги на наличные либо безналичные. В самом общем виде электронные деньги определяются как серия зашифрованных наборов символов, заменяющих банковские купюры и монеты, которые «представляют собой информацию о количественном выражении стоимости денежного эквивалента». Для операций с электронными деньгами используется так называемый «интернет-кошелек», который представляет своего рода аналог банковского счета.
Закон, в свою очередь убежден Константин Горожанкин, даст возможность создать локальные казахстанские системы электронных платежей. «А это дополнительный импульс для нашей нарождающейся электронной коммерции, — поясняет он. — Конечных пользователей закон избавит от необходимости заниматься конвертацией своих тенге в иностранные электронные деньги. Пока же иностранные системы действуют в стране на полулегальной основе. Физические лица, в принципе, могут ими пользоваться, расплачиваясь в интернет-магазинах. Но у юридических лиц практически нет шанса получить расчет за товар (услугу) электронными деньгами и провести их через свою бухгалтерию».
«Развитие электронных денег напрямую зависит от развития электронной коммерции, грамотности и компьютеризации населения, — добавляет независимый эксперт Николай Шаманаев. — Для развития данной услуги все должно выстроиться в логическую цепочку: чем больше уверенных пользователей интернетом, тем больше потенциальных пользователей самой системы. А чем больше потенциальных пользователей самой системы, тем больше новых и интересных сервисов будет создано».
По факту
На момент написания материала общее число регистраций в системе WebMoney Transfer по всему миру достигало 9 миллионов 86 тысяч 720 пользователей. К ним в среднем присоединяется
К слову, WebMoney нельзя в полной мере назвать финансовым инструментом. Это скорее механизм управления электронными финансами. В свою очередь, навыки обращения с электронными деньгами являются первоначальным этапом обучения грамотному распоряжению собственными финансами. В будущем, когда человек созреет для покупки ценных бумаг на бирже, это даст ему возможность спокойно ориентироваться в виртуальном пространстве.
Первые пользователи электронными деньгами (WebMoney) в Казахстане начали появляться еще семь лет назад, когда появился расчетно-обменный сервис. Но говорить о достаточной популярности электронных денег и заметном развитии услуги в республике до сих пор рано. До появления электронных денег удаленная оплата проводилась с помощью традиционных международных пластиковых карт. Поэтому, по мнению Константина Горожанкина, их можно рассматривать в качестве конкурентов WM. Особенно в странах СНГ, где культура оплаты карточкой не столь глубоко «сидит» в людях.
В некоторых странах постсоветского пространства электронные деньги не просто выпускаются, но и приравнены к государственной валюте. Ими можно платить за коммунальные услуги и покупки в интернет-магазинах. К тому же многие компании, в штате которых есть сотрудники, работающие удаленно, предпочитают WebMoney в качестве способа оплаты труда. Сами участники системы электронного расчета уверены, что преимущества WB неоспоримы. Например, банковская система в Казахстане почти полностью ориентирована на проведение традиционных расчетов между контрагентами. Но для бизнеса в интернете требуется нечто более мобильное и безопасное, чем, например, расчеты с использованием кредитных карт, которые небезопасны с точки зрения сохранности денежных средств.
Комментарии