Следите за новостями

Цифра дня

48 комплексов Starlink направило МЦРИАП в регионы ЧС

3G для нового поколения

О преимуществах развития сотовой связи третьего поколения в Казахстане.

15 октября 2009 10:14, Капитал.kz
Рубрики: Рынок, Связь

Сегодня наиболее упоминаемая тема в Казахстане наряду с мировым финансовым кризисом — развитие сотовой связи третьего поколения.

Необходимость обсуждения вопроса настала по ряду причин, основная из которых — неуклонный рост количества пользователей мобильного интернета. Это связано с тем, что сегодня крупные казахстанские операторы, работающие в стандарте GSM (стандарт связи второго поколения), активно развивают технологии передачи данных, такие как GPRS и EDGE. И такая тенденция — есть веяние времени.

С появлением на рынке мобильной связи 3G можно будет с уверенностью сказать, что наступил новый этап в развитии информационно-коммуникационных технологий Казахстана. Рынок к развитию данной услуги готов и инвестиционными возможностями операторов, и технической базой, и квалифицированными кадрами, и тем, что уровень проникновения телефонов с поддержкой 3G постоянно растет.

Осталось дело лишь за высвобождением частоты и решением этого вопроса на государственном уровне, а также формированием у населения окончательного понимания того, для чего это надо.

Мобильный телефон сегодня — это не предмет роскоши, а необходимое средство. Со временем его функции расширяются, модернизируются, и процесс этот идет параллельно с развитием услуг, предлагаемых сотовыми операторами. Уровень проникновения сотовой связи сегодня номинально составляет порядка 15 млн. человек, однако реально можно говорить о 7–8 млн. активных пользователей, поскольку у многих пользователей 2–3 сим-карты. Именно с количественным ростом абонентов, как отмечается в исследованиях консалтинговых компаний, в нашей стране произошло качественное развитие сотовой связи, другое дело, насколько население активно пользуется предоставляемыми крупными операторами сотовой связи услугами.

По словам Нурлана Саргаскаева, директора по развитию бизнеса «GSM Казахстан», компания уверена, что спрос на услуги третьего поколения сотовой связи в Казахстане есть. Доказательство тому — растущий спрос на услуги передачи данных, а также наличие уже сформированной категории абонентов, для которых уже входит в привычку пользоваться интернетом с мобильного устройства и получать электронную почту. Это достаточно узкий сегмент, но, тем не менее, он распределен повсеместно.

В свою очередь, Евгений Малишевский, директор научно-консультационного центра Национальной телекоммуникационной ассоциации Казахстана, считает, что сегодня «главное — чтобы потребитель повернулся к технологиям, а если этого не произойдет, последние не выживут».

Что касается того, как государство в целом регулирует этот процесс, то развитию рынка телекоммуникаций республики всегда придавалось и придается очень важное значение. Поэтому в последнее десятилетие государственные органы делают определенную работу по поддержке технологического и инновационного развития, принимая различные программы: по снижению информационного неравенства в РК на 2007–2009 годы; по развитию национальной инновационной системы до 2015 года, создали Центр инжиниринга и трансферта технологий и.т.д.

Однако говорить о том, что страна отличается высоким технологическим развитием — пока преждевременно. Для сравнения: цифровое неравенство со странами Запада составляет порядка 10–15 лет, именно столько времени потребуется развивающейся экономике, чтобы догнать экономически развитые страны мира. «Именно на такой временной промежуток сегодня отстает Казахстан от стран с наиболее развитой экономикой, попасть в число которых — стратегическая цель развития Казахстана, установленная президентом Нурсултаном Назарбаевым», — отметил Нурлан Саргаскаев.

Не стоит забывать и о том, что развитые страны совершенствовали технологии на базе разветвленной кабельной сети: уровень телефонизации домохозяйств в Европе и США составляет порядка 90–100%. В условиях Казахстана, где кабельное хозяйство физически устарело, перевести массив на цифровые технологии довольно сложно: программа цифровизации стационарной телефонной сети, начатая в 2004 году, продолжается до сих пор. Процесс идет сложно, и это, по мнению экспертов, связано с географическими особенностями Казахстана и большими инвестиционными затратами на модернизацию национальной телефонной сети, доставшейся нацоператору после распада СССР. «Оператор практически в одиночку решает проблему телефонизации, вкладывая огромные средства в этот, мягко говоря, низкодоходный рынок», — отмечает Светлана Черненко, аналитик iKS-Consulting.

Учитывая вышесказанное, сегодня сотовая связь представляет реальную конкуренцию фиксированной. И именно быстрорастущие потребности в широкополосном доступе в интернет породили дальнейшее развитие сотовой связи. Большую роль в быстром развитии сетей 3G сыграли производители мобильных телефонов, которые стали встраивать в телефоны стандартов 2G возможность работы с технологиями UMTS, CDMA2000, WCDMA.

Сегодня успех высокочастотных стандартов обеспечивается более высоким качеством соединения и многочисленными дополнительными услугами. Такими, как доступ в интернет на скорости до 2 Mbit/s, возможность пользоваться видеозвонками и смотреть любимый телеканал в свободное время.

Одной из целей, поставленных перед сетями 3G, является осуществление глобального покрытия, когда абонент будет в зоне покрытия в любой точке Земли. Возможности на самом деле уникальны, учитывая специфику и уровень развития высоких технологий на просторах СНГ.

Технология 3G — это уникальный шанс для Казахстана в короткий срок — за 2–3 года — обеспечить уровень проникновения широкополосного интернета, сопоставимый с показателями европейских стран, что будет способствовать достижению стратегической цели — войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. То есть встать в один ряд с ведущими мировыми державами с точки зрения телекоммуникационной отрасли.

По словам г-на Саргаскаева, несмотря на инфраструктурную готовность, нужно будет около полугода, чтобы развернуть сеть в крупных городах, там, где существует спрос на услуги на основе технологии 3G. Что касается планов по покрытию 3G, то, по мнению компании, это будет зависеть от ряда факторов, в том числе и от условий лицензии.

«Для сравнения. На строительство сети GSM, которая обеспечила 100% проникновение, потребовалось 10 лет. Мы можем говорить, что обеспечим покрытием 3G нескольких крупных населенных пунктов в течение полугода после получения лицензии, — поясняет г-н Саргаскаев. — Но если мы взяли на себя обязательство обеспечить покрытие GSM-связью все поселки с населением от 1000 человек в 2012 году, то, наверное, мы можем говорить, что не раньше 2015–2020 гг. туда проникнет 3G».

Эксперты пока затрудняются дать точную оценку экономическому эффекту от внедрения услуг нового поколения. Основная сложность подсчета, по словам г-на Малишевского, состоит в том, что мы пока не обладаем конкретными тарифными планами операторов на 3G, поскольку платежеспособный спрос стимулируется именно снижением тарифов. Также нужно учитывать и тот факт, что параллельно с 3G-технологией развиваются и другие услуги. «Хотя связь — это лишь сопутствующая отрасль, которая обеспечивает развитие экономики, однако эффект от ее развития будет проявляться через косвенные выгоды: обеспечение развития тех или иных объектов производства, чтобы они имели непрерывную связь со своими структурами и внешним миром и т.д.», — поясняет он.

В свою очередь, г-н Саргаскаев приводит оценку отраслевых экспертов, согласно которой 10%-ый рост проникновения сотовой связи добавляет к темпам роста ВВП страны около 1,5%. «Глава государства ставит правительству задачу поддержать рост ВВП Казахстана на уровне 10%, и если мобильные операторы могут внести свой вклад в размере 1,5%  — это очень большое дело, которое должно находиться на контроле у правительства. Потому что именно из таких показателей различных отраслей экономики и складывается суммарный рост ВВП. Сотовые операторы хотят и могут внести свой посильный вклад в укрепление экономики страны», — заключил он.

Подписывайтесь на каналы Profit.kz в Facebook и Telegram.

Комментарии